Судебный акт
О взыскании налогов и пени
Документ от 15.04.2025, опубликован на сайте 30.04.2025 под номером 118508, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2024-006045-46

Судья Лисова Н.А.                                                                           Дело № 33а-1596/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          15 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Буркина Сергея Юрьевича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 19 ноября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 31 января 2025 года по делу №2а-4237/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной   налоговой   службы   по Ульяновской области к  Буркину Сергею Юрьевичу  о взыскании налога и пени  удовлетворить частично.

Взыскать с Буркина Сергея Юрьевича, *** года рождения,  зарегистрированного по адресу: ***. (ИНН ***) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность в сумме 13 478 руб. 57 коп.,  из которых: земельный налог за 2017-2021 года в размере 1380 руб., пени по земельному налогу за период                2017-2021 годы в размере 269 руб. 73 коп., транспортный налог за 2019-2022 в размере 3648 руб.,  пени по ОПС за 2017-2019 год в размере 6678 руб. 83 коп., пени по ОМС за период  2017-2019 годы в размер 1502 руб. 01 коп.

В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной   налоговой   службы  по Ульяновской области к  Буркину Сергею Юрьевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу  в большем размере, пени по транспортному налогу за период с 2014-2022 год, отказать.

Взыскать с Буркина Сергея Юрьевича, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме  539 руб. 14 коп.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Буркина С.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Буркину С.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование иска указало, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области состоит Буркин С.Ю., за которым числится задолженность в размере 20 357 руб. 36 коп., в том числе: земельный налог за 2017-2021 годы в размере 1380 руб., пени по земельному налогу за 2016-2021 годы в размере 269,73 руб., транспортный налог за 2019-2022 годы в размере 6319,75 руб., пени по транспортному налогу за 2014-2022 годы в сумме 4207,04 руб., пени по ОПС в размере 6678,83 руб. за 2017-2019 год, пени по ОМС в размере 1502,01 руб. за 2017-2019 год.

Просило взыскать  с Буркина С.Ю. задолженность по единому налоговому счету в общей сумме 20 357 руб. 36 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Буркин С.Ю. просит решение суда отменить в части взыскания земельного налога за 2017-2021 в размере 1380 руб., пени по земельному налогу с 2017-2021 в размере 269,73 руб., пени по ОПС с 2017-2019 годы в размере              6678, 83 руб., пени по ОМС с 2017-2019 годы в размере 1502, 01 руб.  Просит зачесть оплату транспортного налога в размере 1432, 25 руб. вместо 2018 года за 2019 год, что составит 1317, 75 руб.

В обоснование жалобы указывает на то, судом неверно были применены нормы материального и процессуального права. Считает, что поскольку он является пенсионером, то у него отсутствует необходимость оплачивать земельный налог.

Кроме того, судом не учтен тот факт, что Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области ранее уже обращалось в суд с аналогичными исковыми требованиями. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Выводы суда о том, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность, являются ошибочными, поскольку он, Буркин С.Ю., не является индивидуальным предпринимателем. Кроме того, судом не был применен срок исковой давности, о чем он просил в своем ходатайстве.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит отказать Буркину С.Ю. в удовлетворении апелляционной жалобы. Дополнительно указывает на то, что 11.12.2020 был произведен перерасчет земельного налога, уменьшен и начислен с новым сроком уплаты – до 01.12.2021. По решению суда по делу №*** от 26.04.2021  данный налог не взыскивался, исковые требования уточнялись, взысканы только пени в сумме 497,19 руб., которые уплачены в рамках исполнительного производства, которое окончено 26.07.2021. Налог начислен с учетом льготы на 6 соток. В настоящее время задолженность по земельному налогу составляет: за 2017 год – 278 руб., за 2018 год – 306 руб., за               2019 год – 336 руб., за 220 год – 370 руб. В административном иске имело место пересечение периодов по пени, в связи с чем указывает, что верным является расчет: за 2017 год: пени на ОПС – 2003,60, на ОМС- 333,63 руб., за 2018 год: на пени на ОПС – 3612,03 руб., на ОМС – 901,30 руб., за 2019 год: на ОПС – 289,73 руб., на ОМС – 67,94 руб.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч.2 ст.310  КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст.69 и 70 НК РФ.  

Согласно п. 1 ст.70 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Федеральным законом №263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Как следует из материалов дела, Буркин С.Ю. состоит на налоговом учете как плательщик земельного налога, налога на имущество и транспортного налога.

Данный налогоплательщик с 20.07.2005  имеет в собственности земельный участок, площадью 2 515 кв.м,  1/2 доля в праве, расположенный по адресу: ***

В спорный период на имя Буркина С.Ю.  были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль ***, государственный регистрационный номер ***, автомобиль ***, государственный регистрационный номер ***.

Из сообщения ГИБДД УМВД России по Ульяновской области следует, что транспортное средство ***, государственный регистрационный номер ***, выбыло из владения Буркина С.Ю. с 2017 года, поскольку было реализовано в рамках исполнительного производства в пользу взыскателя                         ***.

*** между *** и *** был заключен договор купли-продажи арестованного имущества - автомобиля ***, государственный регистрационный номер ***           *** продал указанный автомобиль *** он зарегистрирован на ее имя.

Кроме того, до 10.01.2019 Буркин С.Ю.был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем был обязан своевременно оплачивать страховые взносы на  обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с требованиями ст.430 НК РФ.

Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17.09.2020 по делу №*** с  Буркина С.Ю. в пользу налогового органа взыскана задолженность по уплате страховых по взносов на ОПС за 2018 год – 26 545 руб., за 2019 год -           789,09 руб., пени  по страховым взносам на ОПС за период с 20.02.2018 по 22.01.2019  в сумме 1954,33 руб., с 30.01.2019 по 23.06.2019 в сумме 332,29 руб., по уплате страховых взносов на ОМС за 2018 год - 5840 руб., за 2019 год – 185,05 руб.,  пени по страховым взносам на ОМС за период с 01.03.2018 по 22.01.2019 в сумме 390,30 руб., с 30.01.2019 по 23.06.2019  в сумме 70,68 руб.(л.д.150-153).

Налогоплательщику в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ направлены налоговые уведомления: №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от ***, №*** от *** (л.д.16-27).

Ввиду неуплаты в добровольном порядке налоговых платежей в адрес               Буркина С.Ю. выставлено требование об уплате задолженности от *** №***, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов (транспортный, земельный), страховых взносов, пеней на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в срок до  28.11.2023 сумму отрицательного сальдо ЕНС - 22 006,97 руб.(л.д.28)

Определением мирового судьи судебного участка №3 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 11.07.2024 судебный приказ от *** №*** был отменен по заявлению должника Буркина С.Ю.

Удовлетворяя частично исковые требования УФНС России по Ульяновской области, и отказывая во взыскании с Буркина С.Ю. транспортного налога, начисленного на автомобиль ***, пени по транспортному налогу за 2014-2022 годы – в полном объеме, судом первой инстанции  не были учтены следующие обстоятельства.

В силу пп.8 п.5 ст.391 НК РФ пенсионеры, получающие государственную пенсию, освобождаются от уплаты налога с 6 соток по одному земельному участку.

В собственности Буркина С.Ю. находится 1/2 доля в праве на земельный участок, площадью 2515 кв.м, то есть - 1257,5 кв.м. От налогообложения освобождается 600 кв.м, следовательно, Буркин С.Ю. обязан оплатить налог с земельного участка, площадью 657,5 кв.м (1257,5 – 600).

Согласно представленным налоговым органом расчетам в настоящее время задолженность Буркина С.Ю. по земельному налогу составляет: за 2017 год – 278 руб., за 2018 год – 306 руб., за  2019 год – 336 руб., за 220 год – 370 руб., всего 1290 руб. Налог начислен с учетом льготы на 6 соток.

Данная сумма подлежит взысканию с административного ответчика.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что ранее с него взыскивался земельный налог за спорный период и было отказано в связи с тем, что он является пенсионером, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку решение Засвияжского суда г.Ульяновска от 18.11.2020 по делу №*** (л.д.113-115) было отменено в апелляционном порядке 09.02.2021, дело направлено на новое рассмотрение (л.д.116-117).

При новом рассмотрении УФНС просило взыскать с Буркина С.Ю. только пени, сумма задолженности по земельному налогу не взыскивалась. Как видно из решения суда по делу №*** от 26.04.2021, налоговый орган уточнил исковые требования, с административного ответчика взысканы пени, начисленные на налог на имущество и земельный налог в сумме 497,19 руб., которые уплачены в рамках исполнительного производства, которое окончено 26.07.2021. При этом размер пени по земельному налогу за период 16.12.2016 по 25.06.2019 составил 189,79 руб.  

Учитывая, что 11.12.2020 был произведен перерасчет и земельный налог уменьшен, был установлен новый срок уплаты – до 01.12.2021. Поскольку в указанный срок Буркин С.Ю. земельный налог не уплатил, то на сумму задолженности были начислены пени 269,73 руб., которые также подлежат взысканию с ответчика.

С выводом суда первой инстанции о том, что на выбывший из владения Буркина С.Ю. в 2017 году автомобиль *** не подлежит начислению транспортный налог, судебная коллегия соглашается. Однако суд взыскал с административного ответчика сумму транспортного налога за 2019, 2020, 2021 и 2022 годы за  автомобиль *** в размере 3648 руб. При этом суд не учел того, что   13.01.2024 Буркин С.Ю. оплатил транспортный налог за 2018 год в размере                  1432,25 руб., а также транспортный налог за 2020 год  - 898 руб. (налоговый орган указал на это в административном иске – л.д.5), а также 27.09.2024 оплатил 400 руб. (о чем административный истец сообщил в уточнениях - л.д.84 оборот). Поскольку подлежит уплате транспортный налог только за одно транспортное средство, следовательно, сумма налога составит 912 руб.  за каждый налоговый период (год).

Расчет: за 2018 год – 1432 руб. (оплачено) – 912 руб. (начислено = 520 руб. (переплата); за 2019 год – 912 руб. (начислено) – 520 руб. (переплата) = 392 руб. (остаток задолженности); за 2020 год – (912 руб. + 392 руб.) – 898 руб. = 406 руб. (долг), за 2021 – 912 руб.; за 2022 год – 912 руб., итого: 2230 руб.

Учитывая, что 27.09.2024 Буркин С.Ю. оплатил 400 руб., то суду следовало взыскать с него сумму задолженности в размере 1830 руб. (2230 руб. – 400 руб.).

Согласно представленному в суд апелляционной инстанции расчету размер пени, начисленных на задолженность по транспортному налогу за а/м ***, составляет за период с 02.12.2020 по 18.01.2024: за 2017 год – 189,88 руб., за 2018 год – 300,18 руб., за 2020 год – 91,61 руб., за 2021 год – 125,92 руб., за 2022 год – 22,85 руб., а всего 782,83 руб. Оснований для отказа во взыскании пени, начисленных по транспортному налогу на а/м ***, судебная коллегия не усматривает.

Что касается пени, начисленных на сумму задолженности по страховым взносам на ОМС И ОПС, то судом первой инстанции не было учтено то, что 10.01.2019  Буркин С.Ю. прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, но страховые взносы своевременно не оплатил, в связи с чем на сумму задолженности были начислены пени.

Задолженность по страховым взносам за 2017 год была взыскана с           Буркина С.Ю. решением УФНС от *** №***, решение исполнено принудительно, исполнительное производство окончено ***. Задолженность по страховым взносам за 2018 и 2019 годы была взыскана с Буркина С.Ю. решением суда от 17.09.2020 по административному делу №***. Кроме того, указанным решением были взысканы пени на данную задолженность за период с 20.02.2018 по 22.01.2019 и с 30.01.2019 по 23.06.2019 (по ОПС), с 01.03.2018 по 22.01.2019 и с 30.01.2019 по 23.06.2019 (по ОМС).

Обращаясь с настоящим административным иском, налоговый орган заявил к взысканию пени, начисленные на задолженность по страховым взносам  на ОМС и ОПС за 2017-2019 г.г.  за период с 30.01.2019 по 18.01.2024, то есть, в том числе за тот период, по которому пени уже взысканы решением суда. Указанный период подлежал исключению из взыскиваемой суммы, что судом не было сделано, в результате привело к неправильному решению.

При таких обстоятельствах сумма пени подлежит уменьшению, с Буркина С.Ю. следует взыскать пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на ОПС за 2017-2019 г.г. за период с 25.06.2019 по 18.01.2024, в размере 5905,36 руб., пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на ОМС за 2017-2019 г.г. за период с 25.06.2019 по 18.01.2024, в размере 1302,87 руб. в соответствии с новым расчетом, представленным налоговым органом в суд апелляционной инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок для обращения в суд налоговым органом не пропущен.

Как указано выше, с 01.01.2023 в НК РФ введен институт Единого налогового счёта.

В соответствии  с п.2 ст.11.3 НК РФ единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Так, Буркину С.Ю. было выставлено требование об уплате задолженности от *** №***, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов (транспортный, земельный), страховых взносов, пеней на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в срок до  28.11.2023 сумму отрицательного сальдо ЕНС -            22 006,97 руб.

Поскольку указанное требование не было исполнено, УФНС обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебным приказом от *** с Буркина С.Ю. взыскана задолженность по земельному налогу, транспортному налогу,  пени на общую сумму 20 766,89 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Засвияжского судебного района г.Ульяновска, от *** указанный судебный приказ был отменен.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился 10.09.2024, то есть в установленный законом срок с момента отмены судебного приказа.

Учитывая то, что всего ко взысканию с Буркина С.Ю. подлежит 11 380,79 руб., сумма госпошлины, взыскиваемая в доход местного бюджета, также подлежит уменьшению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 19 ноября                2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 31 января 2025 года, отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Управления Федеральной   налоговой   службы   по Ульяновской области к  Буркину Сергею Юрьевичу  о взыскании налога и пени  удовлетворить частично.

Взыскать с Буркина Сергея Юрьевича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по земельному налогу за 2017-2021 годы в размере 1290 руб., пени по земельному налогу за период                        2017-2021 годы в размере 269,73 руб., транспортный налог за 2019-2022 годы в размере 1830 руб.,  пени, начисленные на сумму задолженности по транспортному налогу за 2019-2022 г.г. за период с 02.12.2020 по 18.01.2024, в размере 782,83 руб., пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на ОПС за 2017-2019 г.г. за период с 25.06.2019 по 18.01.2024, в размере 5905,36 руб., пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на ОМС за 2017-2019 г.г. за период с 25.06.2019 по 18.01.2024, в размере 1302,87 руб., всего 11 380,79 руб.

Взыскать с Буркина Сергея Юрьевича, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме  455 руб. 23 коп.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.04.2025