Судебный акт
О досрочном назначении страховой пенсии по старости
Документ от 22.04.2025, опубликован на сайте 30.04.2025 под номером 118532, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0013-01-2024-004940-62

Судья Тимошенко Н.А.                                                                  Дело № 33-1764/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       22 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2517/2024 по апелляционной жалобе представителя Даркина Юрия Николаевича – Кияшко Дмитрия Юрьевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 ноября 2024 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Даркина Юрия Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконными решений от 17.06.2022                            № ***, от 14.06.2023 № *** об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении к включению периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя                 Даркина Ю.Н. – Кияшко Д.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Даркин Ю.Н. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконными решений об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж,  назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что 31.05.2022 Даркин Ю.Н. обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 17.06.2022                                  № *** истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Рекомендовано обратиться за досрочным назначением страховой пенсии по старости не ранее чем за месяц до достижения возраста 51 года. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период с 19.05.1992 по 29.09.1993 – альтернативная служба в период работы в качестве слесаря дежурного и по ремонту оборудования цеха ремонта горного оборудования рудника *** горно-металлургического комбината Республики Узбекистан. 05.09.2023 истец повторно обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 14.06.2023 № *** ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ. Рекомендовано обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее чем через месяц до достижения возраста 65 лет. При этом в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан после 01.01.1991. С решениями пенсионного органа истец не согласен, поскольку в период прохождения альтернативной службы с 19.05.1992 по 29.06.1993 он был трудоустроен слесарем дежурного и по ремонту оборудования цеха ремонта горного оборудования рудника *** по срочному трудовому договору, что подтверждается записью в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком. Согласно справке работодателя от 11.06.2021 истец в указанный период был занят полный рабочий день в карьере *** глубиной более 150 м. На карьере *** добывается открытым способом золотосодержащая руда. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также аналогичными справками работодателя от 01.06.2005 и 23.05.2024. Выполнявшаяся работа в период альтернативной службы относится к работам с вредными условиями труда и подлежит учету при досрочном назначении страховой пенсии по старости. Кроме того, истец заключил срочный трудовой договор для прохождения альтернативной службы 19.05.1992, закон же «Об альтернативной службе» Республики Узбекистан № 646-XII вступил в силу только 03.07.1992, утратил силу 11.02.2003. С учетом включения периода с 19.05.1992 по 29.06.1993 в страховой стаж на соответствующих видах работ, у истца на дату обращения в пенсионный орган 31.05.2022 возникло право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С учетом уточненных исковых требований Даркин Ю.Н. просил суд признать незаконными решения ОСФР по Ульяновской области от 17.06.2022                 № ***, от 14.06.2023 № ***, обязать ответчика досрочно назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26.06.2022, взыскать с ОСФР по Ульяновской области в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 45 000 руб. (л.д. 5-8, 38).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Даркина Ю.Н. – Кияшко Д.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что в период прохождения альтернативной службы Даркин Ю.Н. на основании трудового договора выполнял работу, которая относится к работам с вредными условиями труда. После окончания альтернативной службы продолжил выполнять ту же работу в *** горно-металлургического комбината. При этом период работы после окончания альтернативной службы первоначально был засчитан пенсионным органом в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что период альтернативной службы в Республике Узбекистан не является работой по законодательству Республики Узбекистан, в связи с чем не может быть учтен при досрочном назначении страховой пенсии. Полагает, что отнесение периода альтернативной службы к работе или иной деятельности должно производиться на основании законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013                            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

13.03.1992 государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Соглашение от 13.03.1992 прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан с 01.01.2023 в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан                              государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.05.2022, 10.11.2022, 29.05.2023 Даркин Ю.Н., *** года рождения, обращался в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 17.06.2022 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием  требуемой продолжительности  специального стажа. Рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по данному основанию  не ранее чем за месяц до достижения  возраста 51 год.  При этом отказано в принятии  к зачету  в страховой стаж периода прохождения  альтернативной службы в  период работы на руднике ***                                  горно-металлургического комбината  Республики Узбекистан с 10.05.1992  по 29.06.1993 (л.д. 98 оборот-100).

На дату обращения (31.05.2022) у Даркина Ю.Н. имелась величина индивидуального коэффициента, стаж работы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 9 лет 10 месяцев 16 дней (при требуемом для назначения в возрасте 50 лет не менее 10 лет), страховой стаж на 01.01.2022, исчисленный с учетом последовательного применения пенсионного законодательства (с учетом периода обучения) – 22 года 5 месяцев 5 дней.

Решением от 24.11.2022 Даркину Ю.Н. отказано  в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием  требуемой продолжительности  специального стажа. Рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по данному основанию  не ранее чем за месяц до достижения  возраста 51 год.  При этом отказано в принятии  к зачету  в страховой стаж периода  прохождения  альтернативной службы в  период работы на руднике ***                              горно-металлургического комбината  Республики Узбекистан с 10.05.1992  по 29.06.1993 (л.д. 18-20, 86 оборот-89).

На дату обращения (10.11.2022) у него имелась величина индивидуального коэффициента, стаж работы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил                 9 лет 10 месяцев 16 дней (при требуемом для назначения в возрасте 50 лет не менее 10 лет), страховой стаж на 01.01.2022, исчисленный с учетом последовательного применения пенсионного законодательства (с учетом периода обучения) –                            22 года 5 месяцев 5 дней.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 14.06.2023 Даркину Ю.Н. отказано  в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ. Рекомендовано обратиться за назначением  страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений, предусмотренных  приложением № 6, не ранее чем за месяц до достижения  возраста 65 лет (л.д. 14-17, 77-80).

На дату обращения (29.05.2023) страховой стаж истца составлял                               14 лет 10 месяцев 27 дней при требуемом для назначения по Списку № 1 не менее 20 лет, стаж по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отсутствует, стаж по Списку № 2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», – 3 года 1 месяц 25 дней.

В страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное назначение  страховой  пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не зачтены периоды:

– с 05.04.1991 по 01.06.1991 (00-01-27) – в качестве помощника  машиниста  буровой установки в *** горно-металлургическом  комбинате  Республики Узбекистан,

– с 19.05.1992  по 29.06.1993 (01-01-11) – альтернативная служба  в период работы в качестве слесаря  дежурного и по ремонту  оборудования цеха ремонта горного оборудования рудника ***  горно-металлургического комбината Республики Узбекистан,

– с 30.06.1993 по 15.05.2003 (09-10-16) – в качестве слесаря дежурного и по ремонту  оборудования цеха ремонта  горного оборудования рудника *** горно-металлургического комбината  Республики Узбекистан в связи с прекращением с 01.01.2023 действия Соглашения от 13.03.1992, отсутствием факта начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды работы за границей.

В системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации Даркин Ю.Н. зарегистрирован 19.08.2003.

Не согласившись с решениями ответчика от  17.06.2022 и 14.06.2023,         Даркин Ю.Н. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что альтернативная служба в период работы на руднике *** горно-металлургического комбината  Республики Узбекистан с 10.05.1992 по 29.06.1993 не подлежала включению в специальный стаж, денонсации Соглашения от 13.03.1992, отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в результате чего пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Вопреки доводам апелляционной жалобы период прохождения  альтернативной службы  в  период работы на руднике ***  горно-металлургического комбината  Республики Узбекистан с 10.05.1992  по 29.06.1993 не подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В Республике Узбекистан альтернативная служба регулировалась Законом Республики Узбекистан «Об альтернативной службе» от 03.07.1992 № 647-ХII и Положением  о порядке организации и прохождения альтернативной службы, утвержденным кабинетом Министров Республики Узбекистан 07.06.1993 № 275.

Согласно указанному Положению граждане призывались на альтернативную службу. Альтернативная служба осуществлялась с заключением трудового договора и выплатой заработной платы, однако  в период прохождения альтернативной службы гражданин имел статус служащего альтернативной службы.

Служащие альтернативной службы, выслужившие установленные сроки,  подлежали увольнению в запас Вооруженных Сил  Республики Узбекистан.

При этом согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990                 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего  до 01.01.2002, служба в составе Вооруженных сил Российской Федерации засчитывается  в общий трудовой  стаж. 

Кроме того, согласно справке от 11.06.2021 период работы в качестве  помощника   машиниста буровой установки в *** не отнесен работодателем к работе на подземных  работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми  условиями труда по Списку № 1 от 26.01.1991, а отнесен к работе с тяжелыми условиями. 

Поскольку у истца отсутствовала требуемая продолжительность  специального стажа, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», признания решения от 24.11.2022 незаконным у суда первой инстанции не имелось.

Доводы жалобы о прохождении Даркиным Ю.Н. альтернативной службы на основании трудового договора, выполнении работы, которая относится к работам с вредными условиями труда, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, с оценкой которых судебная коллегия соглашается.

Последующее обращение в пенсионный орган (29.05.2023) состоялось после денонсации Соглашения от 13.03.1992, то есть когда данный акт перестал быть частью правовой системы Российской Федерации и не подлежал применению.

Пенсионное обеспечение лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и имеющих стаж работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, обратившихся в пенсионный орган на территории Российской Федерации за назначением пенсии после денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992, то есть после 01.01.2023, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, которым предусмотрено, что периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения не заключен.

При отсутствии факта начислений и уплаты  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации  периоды работы за границей после 01.01.1991 не могут быть засчитаны  в специальный и страховой стаж.

Ответчиком также рассмотрено право Даркина Ю.Н. на назначение досрочной  страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В указанный стаж обоснованно не зачтены следующие периоды:                              с 13.04.2006  по 03.10.2006 (00-05-21) – работа в *** (по выписке из индивидуального лицевого счета), с 09.04.1010 по 20.04.2010                          (00-00-12),  с 04.04.2011 по 13.04.2011 (00-00-10), с 09.04.2013 по 16.04.2013                          (00-00-08) – моторист   промывочных  приборов  по извлечению металла  в                      *** (по трудовой книжке и выписке из индивидуального лицевого счета),  с 10.07.2012  по 13.09.2012 (00-02-04),                             с 21.09.2012  по 02.11.2012 (00-01-12), с 19.03.2015  по 21.05.2015 (00-02-03) –  моторист промывочных приборов  по извлечению металла  в *** (по трудовой книжке и выписке из  индивидуального лицевого счета), с 09.04.2019  по 01.07.2019 (00-02-23) – моторист  промывочных приборов по извлечению металла  в *** (по трудовой  книжке и выписке из  индивидуального лицевого счета), поскольку сведения о стаже представлены без указания кода особых условий труда, соответственно, работодатели не подтверждают льготный характер  условий труда.

Для включения в стаж в связи с тяжелыми условиями труда спорных периодов работы истца необходимо, чтобы такая работа не только протекала в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, предусмотренных соответствующими Списками, но и имело место подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган. Вместе с тем справки, уточняющие особый характер работы, выданные работодателями, за приведенные спорные периоды                                         (с 2006 по 2019 годы) в настоящее время истцом не представлены.

При обращении гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости обязательства по назначению и выплате гражданину пенсии возникают у пенсионного органа с даты достижения гражданином определенного возраста при совокупности всех других условий. Такая совокупность условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости у истца не возникла.

Поскольку документальное подтверждение факта начисления и уплаты истцом страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отсутствует, необходимая совокупность условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости не достигнута, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суд первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», признании решений от 17.06.2022, 14.06.2023 незаконными, взыскании судебных расходов.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                                                     от 11 ноября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                          представителя Даркина Юрия Николаевича – Кияшко Дмитрия Юрьевича –                          без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.04.2025