Судебный акт
Специальная социальная выплата
Документ от 08.04.2025, опубликован на сайте 29.04.2025 под номером 118542, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2024-005905-77                                                        

Судья         Иренева М.А.                                                            Дело № 33-1483/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      8 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда от 23 января 2025 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-2830/2024, по которому постановлено:

исковые требования Артюхиной Валентины Ивановны удовлетворить частично.

Признать за Артюхиной Валентиной Ивановной право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства  направить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты Артюхиной Валентине Ивановне специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.

В остальной части иска Артюхиной В.И. к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России о признании права на получение специальной социальной выплаты и понуждении к направлению документов за период с 01.05.2024 по 31.07.2024 и с 18 по 30 сентября 2024 года отказать.

В удовлетворении исковых требований Артюхиной В.И. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании специальной социальной выплаты отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Артюхина В.И. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что она с 02.11.2022 по 28.08.2024, с 18.09.2024 по настоящее время работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с п.п. «з» п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 имеет право на получение с 01.01.2023 социальной выплаты, назначаемой медицинскому персоналу. Однако работодателем сведения в отношении нее в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата не производилась. Размер социальной выплаты, учитывая фактически отработанное время с 01.01.2023 по 29.02.2024, с 01.05.2024 по 31.07.2024, с 18.09.2024 по 30.09.2024 составляет 78 450 руб.

По уточненным требованиям просила суд признать за ней право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, с 01.05.2024 по 31.07.2024, с 18.09.2024 по 30.09.2024, обязать направить реестр для назначения и выплаты пособия (л.д.49-50).

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела. Считает, что суд не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым с 01.03.2024 в постановление Правительства №2568 внесены изменения, а именно добавлена категория медицинских работников, которым устанавливается специальная социальная выплата – медицинский персонал больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, вступило в действие со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 года. Поскольку постановление Правительства от 20.03.2024 №343 обратной силы не имеет и на правоотношения, возникшие до 1 марта 2024 года не распространяется, то до 1 марта 2024 года медицинский персонал больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства не имел права на получение специальной социальной  выплаты. Артюхина В.И. с 02.11.2022 по 28.08.2024, с 18.09.2024 по настоящее время работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. Работодателем в пенсионный орган направлялись сведения для назначения Артюхиной В.И. специальной социальной выплаты с марта 2024 года. Считает, что оснований для установления Артюхиной В.И. специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не имеется, поскольку работники больниц, находящихся в ведении ФМБА России, были включены в перечень медицинских работников, имеющих право на данную выплату, только с  1 марта 2024 года.

В возражениях на апелляционную жалобу Артюхина В.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 02.11.2022 Артюхина В.И. работает в должности *** (с 01.09.2023 – в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 61-69).

28.08.2024 Артюхина В.И. была уволена по инициативе работника по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (л.д.75).

18.09.2024 Артюхина В.И. вновь принята на работу, на должность *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (приказ №*** от 18.09.2024 (л.д.76).

Полагая, что она имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.01.2023,  обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственной медицинской организацией на территории города Димитровграда, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению города Димитровграда Ульяновской области, пришел к выводу о том, что истец Артюхина В.И. имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с 01.01.2023.

В связи с этим суд первой инстанции возложил на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты Артюхиной В.И. специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников занимаемая истцом должность санитарки относится к должностям младшего медицинского персонала.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата устанавливается, в том числе: младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «з»), младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу (подпункт «и»).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: медицинским работникам, указанным в подпунктах «з» - «л» пункта 2 данного постановления, - 4500 рублей (подпункт «з»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Как указывалось выше, в спорный период Артюхина В.И. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 109-126) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).

Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований.

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.

При этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.03.2024.

Таким образом, право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, возникло у Артюхиной В.И. только с 01.03.2024.

При этом то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, само по себе о наличии у Артюхиной В.И. права на получение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не свидетельствует, поскольку она не относится к медицинскому персоналу, указанному в подпункте «и» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

С учетом изложенного, поскольку в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истец не относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Артюхиной В.И. о признании права на получение специальной социальной выплаты в указанный период и возложении на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанности направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты Артюхиной В.И. специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах, решение суда в обжалуемой части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Артюхиной В.И. о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 декабря 2024 года, с учетом определения судьи того же суда от 23 января 2025 года об исправлении описки, отменить в части признания за Артюхиной Валентиной Ивановной права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за период с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года.

Принять по делу в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Артюхиной Валентины Ивановны (паспорт ***) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН ***), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за период с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2025 года