Судебный акт
Ликвидация религиозной организации
Документ от 18.04.2025, опубликован на сайте 05.05.2025 под номером 118610, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-54/2025

73OS0000-01-2025-000012-56

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

18 апреля 2025 года                                                                                 г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о ликвидации местной мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России,

 

у с т а н о в и л :

 

Местная мусульманская религиозная организация Махалля «Нурлы» №2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (далее также Махалля, Организация) создана на общем собрании *** года  (первоначальное наименование Организации - Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» «Нурлы» Ленинского района г.Ульяновска Регионального Духовного Управления мусульман Ульяновской области (Ульяновский муфтият) в составе ЦДУМ России).

Решение  о государственной регистрации Организации принято Управлением Министерством юстиции Российской Федерации по Ульяновской области *** года (распоряжение № ***), порядковый номер организации ***, учетный номер ***.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) *** года под основным государственным регистрационным номером ***.

Устав Организации утвержден *** года Главным имам-Ахундом – председателем Регионального духовного управления мусульман России Ульяновской области.

Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, с момента создания религиозной организации являлся её  председатель Зартдинов Султан Загитович.

Адрес (место нахождения) Организации: *** (жилой дом, принадлежащий на праве собственности Зартдинову С.З.).

Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации указанной Организации.

В обоснование требований указало на то, что *** года в Управление поступило  уведомление Организации по форме Р15001 о её ликвидации. К заявлению был приложен  протокол общего  собрания членов Организации от *** года, на котором было принято решение о её ликвидации. Ликвидатором назначен Зартдинов Султан Загитович.

*** года Управлением вынесено заключение  о принятии решения о ликвидации Организации.

*** года документы были направлены в УФНС России по Ульяновской области для внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации Организации и назначении ликвидатора Организации. 

*** года УФНС России по Ульяновской области была внесена в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером *** о принятии решения о ликвидации данной Организации.

Вместе с тем до настоящего времени процедура ликвидации Организации не завершена.

Управление Минюста РФ по Ульяновской области (с учетом пояснений представителя в судебном заседании) просило ликвидировать Организацию в связи с грубыми нарушениями законодательства (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), которые выразились в том, что с момента принятия решения о ликвидации Организация не ведет деятельность,  предусмотренную Уставом, в Организации отсутствуют руководящие органы -  Председатель и Совет, поскольку полномочия ранее избранных руководящих органов истекли, процедура ликвидации организации в течение более 4х лет не завершена, у организации отсутствует помещение для проведения культовых обрядов.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Централизованная религиозная организация «Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» (далее также РДУМ УО), Центральное духовное управление мусульман России (далее также ЦДУМ России). 

Представители РДУМ УО, УДУМ России, Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.  Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 

В судебном заседании представитель Управления Минюста РФ по Ульяновской области Сафонова Ю.А. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Дополнила, что  2 декабря 2024 года в Управление Минюста РФ по Ульяновской области поступило заявление от Зартдинова С.З., в котором он просил признать процесс ликвидации недействительным с момента подачи заявления.

На данное обращение ему Управлением был дан ответ с разъяснением о необходимости представления в Управление заявления по установленной форме № Р15016 с приложением решения (протокола) высшего органа управления Организации  об отмене ранее принятого решения о  ликвидации Организации.  До настоящего времени такого заявления с приложением необходимых документов в Управление не поступало.

Также указала на то, что 10 марта 2025 года в Управление поступил протокол общего собрания членов Организации от *** года. В соответствии с п. 5.2 раздела 5 Устава, высшим органом управления Махалли является Собрания Махалли. Вместе с тем в Управление представлен протокол общего собрания членов религиозной организации.

Кроме того, данный протокол не содержит сведения о рассмотрении вопроса об отмене процедуры ликвидации религиозной организации.

Также данный протокол не содержит сведений об избрании Имам-хатыба, который непосредственно осуществляет религиозную деятельность в религиозной организации, избирается общим Собранием Махалли сроком на 5 лет и утверждается Главным Имам-Ахундом – Председателем РДУМ УО. Сведений о согласовании кандидатуры Имам-Хатыба Главным Имам-Ахундом- Председателем РДУМ УО  в Управление не представлено.   

В протоколе отсутствуют сведения о принадлежности к гражданству РФ, совершеннолетнем возрасте и месте постоянного проживания лиц, принявших участие в заседании данного собрания.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие в составе религиозной организации Имам-хатыба свидетельствует о том, что религиозная организация деятельность не ведет.

Представитель местной мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России – Зартдинов С.З. (ликвидатор) заявленные исковые требования признал. Указал, что, несмотря на подачу в Управление Минюста РФ по Ульяновской области заявления о ликвидации Организации, никаких действий по ликвидации Организации им не предпринималось.  

В декабре 2024 года он подал в Управление Минюста РФ по Ульяновской области заявление о признании ликвидации организации недействительной.

*** года состоялось общее собрание Организации, на котором он был избран председателем. Также на собрании был избран новый состав Совета и Ревизионной комиссии Махалли.

Религиозные обряды совершаются в принадлежащем ему жилой доме по ***. Имам-хатыб в религиозной организации не избран, поскольку ни он, ни другие члены организации не имеют религиозного образования. Не отрицает, что заявление по установленной форме об отмене решения о ликвидации религиозной организации, он в Управление Минюста РФ по Ульяновской области не подавал и не намерен этого делать. Также указал на то, что между ним и председателем Централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» *** имеют место неприязненные отношения ввиду наличия разногласий по вопросу строительства мечети.

Представитель РДУМ УО ранее в ходе рассмотрения дела поддержал требования о ликвидации местной мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России. Пояснял, что основной целью создания Организации являлось строительство мечети, в которой указанная религиозная организация будет осуществлять религиозную деятельность. Мечеть до сих пор не построена.

В настоящее время Устав  местной мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России не соответствует Уставу  Централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России», утвержденному *** года. Согласно данному Уставу главой Махалли является имам-хатыб (который должен иметь религиозное образование), а в его отсутствие - председатель Совета Махалли. Глава Махалли назначается на должность  Шейх-уль-Исламом - Верховным муфтием Председателем ЦДУМ России на основании ходатайства Муфтия – председателя РДУМ УО по представлению местного мусульманского религиозного  объединения. В настоящее время  РДУМ УО не заинтересовано в сохранении местной мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России, соответственно, не намерено обращался в ЦДУМ России с ходатайством о назначении на должность главы Махалли. Данная религиозная организации религиозную деятельность не ведет. Имам-хатыб в организации не избран ввиду отсутствия в организации лиц с религиозным образованием.   

УДУМ России в письменном отзыве на иск просило удовлетворить административный иск Управления.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы надзорного и контрольного дел Управления Минюста РФ по Ульяновской области в отношении местной мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В силу пункта 1 статьи 8 названного федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к унитарным юридическим лицам, то есть юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ предусмотрена возможность ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Аналогичное положение предусмотрено абзацем 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона №125-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на общем собрании Организации (протокол от *** года) в соответствии с подпунктом «и»  пункта 5,10 раздела 5 Устава принято решение о ликвидации Организации. Ликвидатором Организации назначен её председатель Зартдинов С.З.   Заявление о ликвидации Организации по установленной форме вместе с протоколом общего собрания Организации было направлено в Управление Минюста РФ по Ульяновской области.

Заключением Управления Минюста РФ по Ульяновской области от *** года принято решение о направлении уведомления о ликвидации Организации с приложением необходимых документов в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска.

Сведения о нахождении Организации в стадии ликвидации и о ликвидаторе Организации в соответствии с действующим законодательством внесены в ЕГРЮЛ.

Вопросы, связанные с ликвидацией юридического лица, регламентированы статьями 61-64.1 ГК РФ.

Пунктом 1 ст. 62 ГК предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункты 3,4 ст. 62 ГК РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст. 63 ГК РФ. В частности, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что после принятия религиозной организацией решения о её ликвидации ликвидатор Организации каких-либо фактических действий для ликвидации Организации не предпринимал.

Подпунктом 3 пункта 3 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона №125-ФЗ религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

В данном случае Управлением Минюста РФ по Ульяновской области в качестве грубых нарушений законодательства, являющихся основанием для ликвидации Организации, указаны: неосуществление организацией деятельности, предусмотренной Уставом; отсутствие в организации руководящих органов – председателя и Совета Махалли.

Факт неосуществления местной религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска деятельности подтверждается следующими доказательствами.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Как следует из Устава местной мусульманской религиозной организации, утвержденного 30 ноября 2017 года, религиозная организация образована для совместного исповедания и распространения Ислама (п. 1.1 Устава). Целями и задачами Махалли являются содействие реализации гражданами права на свободу исповедания Ислама, проповедь и распространение мусульманского вероучения, объединение верующих для совместного исповедания Ислама, обучение и воспитание в духе мусульманских ценностей, поддержания здорового образа жизни, веротерпимости и взаимоуважения между людьми.

Уставом Махалли, утвержденным *** года, предусмотрено наличие у кандидата на должность имам-хатыба соответствующего духовного образования.

В ходе рассмотрения дела Зартдинов С.З. не отрицал отсутствие у него и других участников Махалли духовного образования. 

Суд соглашается с позицией Управления Минюста РФ по Ульяновской области о том, что осуществление Организацией религиозной деятельности  в отсутствие у нее священнослужителя, не представляется возможным. Вместе с тем именно осуществление религиозной деятельности является основной целью создания Махалли.

Также суд соглашается с позицией Управления об отсутствии в Организации руководящих органов с момента принятия решения о ликвидации Организации.

В соответствии с Уставом Организации, утвержденным *** года, постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Махалли является Совет Махалли, который избирается сроком на 5 лет ( п. 5.11).

Руководство текущей деятельностью Махалли осуществляет председатель, который избирается Собранием Махалли сроком на 5 лет (п. 5.18 Устава). 

Последний раз Совет Махалли и председатель Махалли – Зартдинов С.З. были избраны на общем собрании *** года сроком на 5 лет (л.д.13-14 т.2).

С момента принятия решения о ликвидации Махалли и назначения          Зартдинова С.З. ликвидатором Организации, полномочия Зартдинова С.З. как председателя Махалли, а также полномочия Совета Махалли были прекращены. Таким образом, руководящие органы в Организации отсутствуют с 2020 года. Данный факт также подтверждает неосуществление Организацией уставной деятельности, поскольку в полномочия ликвидатора Организации входит совершение действий, связанных с ликвидацией Организации.

Довод Зартдинова С.З. о том, что участники Махалли по 3-4 человека собираются у него дома для проведения молитв, не свидетельствует об осуществлении религиозной организацией своей уставной деятельности.  

Статьей 6 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Отличие религиозной группы от религиозной организации заключается в том, что религиозная группа осуществляет деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.  Кроме того, в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

В силу ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, целью создания Махалли являлось строительство мечети для последующего осуществления в ней религиозной деятельности, что не отрицалось Зартдиновым С.З. До настоящего времени указанная цель не достигнута. Проведение совместных молитв по домашнему адресу Зартдинова С.З. соответствует  деятельности религиозной группы.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли подтверждения доводы Управления о том, что после принятия решения о ликвидации Организация предусмотренную Уставом деятельность не ведет, в организации отсутствуют руководящие органы.

Суд относит указанные нарушения к грубым нарушениям законодательства, поскольку их устранение законным способом является невозможным.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что *** года председателем Центрального духовного управления мусульман России – верховным муфтием Шейх-уль-ислам утвержден Устав Централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России». Поскольку местная  мусульманская религиозная организация Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска канонически и административно входит в состав РДУМ УО, её Устав должен соответствовать уставу РДУМ УО. Вместе с тем до настоящего времени Устав местной  мусульманской религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска не приведен в соответствие с Уставом РДУМ УО.  Данное обстоятельство также подтверждает, что фактически Махалля свою деятельность в период с даты подачи заявления о ликвидации и до настоящего времени не осуществляла. 

Согласно разделу VII Устава РДУМ Ульяновской области она состоит из религиозных объединений (местных мусульманских религиозных организаций и групп (малалля), Мухтасибатов и ахундств. Религиозное объединение (махалля) – религиозная группа или религиозная организация, созданная на территории определенного района, горда, села, рабочего поселка или деревни). Главой махалли является имам-хатыб (а в его отсутствие (болезни, смерти, неизбрания) – председатель Совета махалли). Глава махалли назначается на должность Шейх-уль-Исламом Верховным муфтием Председателем ЦДУМ России на основании ходатайства Муфтия председателя РДУМ УО по представлению местного религиозного объединения и действует по свидетельству о назначении на должность.

Таким образом, в настоящее время утверждение Главы Махалли  невозможно ввиду отсутствия у РДУМ УО и ЦДУМ России заинтересованности в продолжении Организацией своей деятельности (указанные организации поддерживают административный иск о ликвидации Махалли).

В ходе рассмотрения дела было также установлено, что 2 декабря 2024 года в Управление Минюста РФ по Ульяновской области от  Зартдинова С.З. поступило заявление, в котором он просил считать процесс ликвидации организации недействительным с момента подачи заявления (л.д. 72 т.1).

Приказом ФНС России от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма № Р15016 «Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица». В случае, если организацией принято решение  об отмене ранее принятого решения о ликвидации, необходимо снова подать заявление по форме №  Р15016,  где в графе 2 «Причина представления заявления (уведомления)»  следует указать значение 6 - «принятие  решения  об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица».

С учетом вышеизложенного поданное Зартдиновым С.З. заявление не соответствует вышеприведенным положениям законодательства.

9 декабря 2024 года Управление Минюста РФ по Ульяновской области направило Зартдинову С.З. сообщение, в котором разъяснило порядок подачи заявления об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (л.д. 73-74 т.1).

На момент принятия решения по настоящему административному делу, заявление об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица, оформленное в установленном законом порядке, в Управление Минюста РФ по Ульяновской области не подано.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что *** года было проведено общее собрание членов местной мусульманской  религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России, на котором был избран председатель религиозной организации – Зартдинов С.З., изменен состав участников (учредителей) религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (из 10 прежних участников в организации осталось только двое); изменен состав руководящего органа религиозной организации; изменен состав ревизионной комиссии религиозной организации (л.д. 129-132 т.1).

Протокол общего собрания был предоставлен в суд и в Управление Минюста РФ по Ульяновской области. 

12 марта 2025 года Управление Минюста РФ по Ульяновской области, рассмотрев представленный протокол общего собрания членов  местной мусульманской  религиозной организации Махалля «Нурлы» № 2538 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России, направило Зартдинову С.З. разъяснение, в котором повторно указало на необходимость представления в Управление заявления по установленной форме об отмене ранее принятого решения о ликвидации религиозной организации. Вместе с тем вопрос об отмене ранее принятого решения о ликвидации религиозной организации на общем собрании членов местной религиозной организации *** года не рассматривался.

Также Управлением было указано на то, что в нарушение положений Устава местной религиозной организации на общем собрании не решен вопрос об избрании имам-хатыба, который непосредственно осуществляет религиозную деятельность. 

В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в протоколе отсутствуют сведения о принадлежности к российскому гражданству, возрасте и месте проживания лиц, принявших участие в заседании общего собрания (л.д. 167-169 т.1).

Суд соглашается с позицией Управления Минюста РФ по Ульяновской области, о том, что  протокол общего собрания членов местной религиозной организации  не заменяет собой заявление уставленной формы об отмене  ранее принятого решения о ликвидации религиозной организации. Кроме того, из содержания протокола общего собрания следует, что вопрос об отмене ранее принятого решения о ликвидации религиозной организации на общем собрании не решался.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Представленный в ходе рассмотрения дела протокол общего собрания членов местной религиозной организации от *** года не содержит сведений о принадлежности к российскому гражданству, возрасте и месте проживания лиц, принявших участие в заседании общего собрания местной религиозной организации.  

Указанные выше обстоятельства не подтверждают факт  принятия в установленном порядке решения об отмене решения о ликвидации Организации и продолжения Организацией своей деятельности.

Учитывая вышеизложенное, требования Управления Минюста РФ по Ульяновской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.  175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать местную мусульманскую религиозную организацию Махалля «Нурлы» № 2539 Ленинского района г.Ульяновска Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (основной государственный регистрационный номер ***) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                            Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 25.04.2025.