У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0011-02-2024-000463-66 Судья Мерзляков К.В.
Дело № 33а-1733/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
22 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Вешкаймский район» Ульяновской области на решение Майнского
районного суда Ульяновской области от 21 января 2025 года по делу №
2а-2-6/2025, которым постановлено:
административные
исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, в
интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации
муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области
удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования
«Вешкаймский район» Ульяновской области по непринятию мер по ремонту для
приведения в пригодное состояние жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Обязать
муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский
район» Ульяновской области в срок до 01 июня 2025 года организовать выполнение
текущего ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: ***, путём выполнения следующих мероприятий:
- восстановить систему водоснабжения, обеспечивающую подачу воды к отдельным
помещениям;
- восстановить
электроснабжение жилого помещения;
- произвести замену линолеума на полу в прихожей, коридоре,
ванной комнате и кухне;
- восстановить покрасочный слой деревянных полов в
зале и спальной комнате;
- восстановить отделку стен в прихожей, кухне, ванной
и спальной комнатах, санузле,
- восстановить отделку потолка в прихожей, ванной
комнате, санузле, зале, в спальной комнате;
- восстановить покрасочный слой на радиаторах
отопления, поверхностях межкомнатных дверей и деревянном оконном проеме в зале;
- установить санитарно-техническое оборудование в
кухне, ванной комнате и санузле – унитаз, сиденье, смывное устройство и все
необходимые смывные трубы, раковину в ванной, мойку на кухне;
- произвести замену ванны в ванной комнате и газовой
плиты в кухне.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области в интересах
неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к
муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский
район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер
по ремонту для приведения в пригодное состояние жилого помещения, возложении
обязанности выполнить мероприятия по проведению ремонта для приведения в
пригодное состояние жилого помещения.
В обоснование которого указал, что решением Майнского районного суда Ульяновской
области от 29.05.2024 один из нанимателей муниципального жилого помещения,
расположенного по адресу: ***, лишен права пользования указанным жилым
помещением.
В настоящее время список жилых помещений, потенциально возможных для
предоставления состоящим на учете гражданам, увеличился. Однако должностными
лицами муниципального учреждения администрация муниципального образования
«Вешкаймский район» Ульяновской области в нарушение требований ч.4 ст.30
Жилищного кодекса РФ меры по обследованию и дальнейшему приведению жилого
помещения в пригодное для проживания состояние не принимаются.
Прокуратурой района с целью устранения выявленных нарушений закона в
адрес главы администрации *** было внесено представление об устранении
нарушений закона, в ответе на которое указано, что в настоящее время отсутствует
финансовая возможность провести ремонтные работы для приведения ее в пригодное
состояние. В жилом помещении
требуется ремонт, работа по устранению выявленных нарушений будет продолжена с учетом
очередности проведения работ согласно реестру муниципального жилищного фонда,
подлежащего ремонту (указанное жилое помещение в указанном реестре будет иметь
номер ***). Между тем, в настоящее время в очереди лиц, нуждающихся в улучшении
жилищно-бытовых условий, проживающих на территории МО «Вешкаймское городское
поселение», состоит более 20 семей. До настоящего времени в очереди на улучшение жилищно-бытовых условий
состоят лица, поставленные более 30 лет назад.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации, обязать её выполнить
мероприятия по ремонту для приведения в пригодное состояние жилого помещения, расположенного по адресу: ***, не позднее
01.06.2025.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Тютенкова Е.А.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация
муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области считает
решение незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, и принять по
делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы
указывает на то, что администрация не является надлежащим административным
ответчиком по делу. Жилое помещение пришло в негодное состояние в связи с
незаконным бездействием Тютенковой Е.А., которая не поддерживала его в
надлежащем состоянии и не проводила текущий ремонт. Считает, что вывод суда о
том, что в связи с вынесением решения Майнского районного суда Ульяновской
области от 29.05.2024 были прекращены не только права Тютенковой Е.А. как нанимателя,
но и её обязанности как нанимателя – является ошибочным.
Полагает, что
установленный для администрации срок исполнения решения суда является заведомо
неисполнимым. В случае признания судом апелляционной инстанции обжалуемого
решения законным, просит установить срок для его исполнения до 01.01.2026.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.4
ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ),
жилым помещением признается изолированное помещение, которое является
недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает
установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям
законодательства).
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого
помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного
жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени
уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления)
либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне -
гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для
проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предметом договора социального найма жилого помещения, в силу положений
ч.1 ст.62 ЖК РФ, должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого
дома или квартиры).
В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору
социального найма обязан, в том числе, принимать участие в надлежащем
содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором
находится сданное внаем жилое помещение (п.2 ч.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 №315
утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения.
Подпунктом «а» п. 5 Типового договора предусмотрено, что наймодатель
обязуется передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания
настоящего Договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое
помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности,
санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Таким образом, наймодатель - орган местного самоуправления обязан
предоставить нанимателю-гражданину жилое помещение по договору социального найма
в надлежащем состоянии, отвечающем всем необходимым требования для проживания.
Такое состояние жилого помещения наймодатель обязан обеспечить до заключения с
гражданином договора социального найма жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47
утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
которым установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено
инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее
водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных
районах также и газоснабжение).
В силу п. 13 Положения инженерные системы (вентиляция, отопление,
водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы,
находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать
требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение,
водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в
состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны
быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности,
установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов
- изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе
в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими
инженерными системами (пункт 14).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда,
утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, предусмотрен примерный
перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда
(приложение №7).
Согласно указанному перечню к текущему ремонту отнесено, в том числе:
восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах,
технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и
служебных квартирах, установка, замена и восстановление работоспособности
отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и
канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях,
установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и
частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые
котельные.
В соответствии с
п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного
значения городского поселения относится организация строительства и содержания
муниципального жилого фонда.
В соответствии со ст. 41 Устава муниципального образования «Вешкаймский
район» Администрация исполняет полномочия администрации муниципального
образования «Вешкаймское городское поселение».
Как следует из материалов дела и установлено
судом, жилое помещение, расположенное по
адресу: ***, находится в собственности муниципального образования «Вешкаймский
район» Ульяновской области (л.д. 43-44).
Из рапорта от ***, фотоматериала,
представленных помощником прокурора *** совместно с заместителем главы
администрации *** осмотрена квартира по адресу: ***, по результатам осмотра
установлено, что жилое помещение требует ремонта, а именно необходима установка
ванной, унитаза, раковины, узлов водоснабжения (смесителей, кранов), оклейка
обоев в коридоре, на кухне, в спальной комнате, проведение ремонта стен в
ванной комнате и санузле (путём покраски стен и побелки потолка) (л.д. 9-20).
Согласно акту комиссионного осмотра квартиры
от 13.12.2024 в жилом помещении необходимо выполнить текущий ремонт: оклеить
обои в прихожей, кухне, потолке в спальне; покрасить пол в зале, спальной,
отопительные радиаторы, стены в санузле, ванной, дверные полотна в ванной
комнате и санузле, оконную раму в зале; установить раковину в ванной, унитаз в
санузле, мойку на кухне; осуществить побелку потолков в прихожей, кухне, ванной
комнате, санузле; заменить линолеум на полу в прихожей, ванной комнате, санузле,
заменить газовую плиту на кухне и входную дверь в квартиру (л.д. 33-34).
*** межведомственной
комиссией проведено обследование вышеуказанного жилого помещения в соответствии
с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, утверждённым постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.01.2006 №47. По результатам осмотра установлено, что в
квартире отсутствует разводка труб водоснабжения, имеются только стояки
водоснабжения, квартира отключена от системы электроснабжения. На момент
осмотра установлена новая металлическая входная дверь в квартиру. При
внутреннем осмотре установлено: линолеум на полу в прихожей, коридоре, ванной
комнате и кухне имеет деформацию и растрескался, требуется его полная замена.
Наблюдается шелушение покрасочного слоя деревянных полов в зале и спальной
комнате, необходима покраска. Отходят обои со стен, в прихожей, кухне и
спальной комнате, необходима их замена. Наблюдается отхождение потолочной
плитки в зале и ванной комнате, отхождение потолочных обоев в спальной комнате.
Стены в ванной комнате, санузле окрашены масляной краской, в отдельных местах
краска вспучилась, требуется покраска. На потолках в прихожей, ванной и санузле
наблюдается отхождение покрасочного водоэмульсионного слоя - требуется
покраска. На радиаторах отопления - вспучивание и растрескивание окрасочного
слоя и наличие ржавчины. На межкомнатных дверях и деревянном оконном проеме в
зале - необходима покраска поверхностей. На момент осмотра в квартире отсутствует
сантехническое оборудование - раковина в ванной комнате, унитаз в санузле,
мойка на кухне. Требуется замена ванны и газовой плиты (л.д. 67-74).
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к обоснованному выводу о том, что на наймодателя в силу закона возложена
обязанность предоставить нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в
состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности,
санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, в связи с чем
удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на администрацию
Вешкаймского района обязанность по организации текущего ремонта спорного жилого
помещения.
С выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Как верно указано
судом, наймодателем не в полной мере исполнены обязанности по обеспечению
надлежащего состояния квартиры, которая подлежит передаче в наем гражданам,
состоящим на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по
договору социального найма. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в
деле доказательствами. При этом каких-либо допустимых и достоверных
доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав
неопределённого круга лиц, то есть граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении
жилого помещения по договору социального найма, либо граждан, имеющих
потенциальную возможность состоять на таком учёте и получить на условиях
договора социального найма в пользование жилое помещение.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, права и обязанности предыдущего
нанимателя спорного жилого помещения - Тютенковой (***) Е.А. прекращены.
Вступившим
в законную силу заочным решением Майнского районного суда Ульяновской области
от 29.05.2024 Тютенкова Е.А. признана утратившей право пользования жилым
помещением, расположенным по адресу: ***, что явилось основанием для её снятия с регистрационного учёта по месту
жительства (л.д. 75-77).
Кроме того,
администрация не лишена права на обращение в суд с иском к нанимателю о
возмещении убытков.
Суд первой инстанции обоснованно усмотрел наличие незаконного бездействия со стороны
административного ответчика, поскольку *** прокурором в адрес главы
администрации было внесено представление об устранении нарушений закона с
указанием на необходимость рассмотрения вопроса о предоставлении жилого
помещения по вышеуказанному адресу. В ответе на представление от *** указано,
что квартира не соответствует санитарным требованиям и техническим нормам.
Вместе с тем, каких-либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений,
принято не было.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат
отклонению.
В то же время,
принимая во внимание финансовое положение административного ответчика –
бюджетополучателя, объем работ, указанных судебным решением, судебная коллегия
полагает необходимым решение суда изменить в части установленного срока для
исполнения решения суда, установив его в размере 6 месяцев со дня вступления
решения в законную силу.
В остальной части
решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майнского
районного суда Ульяновской области от 21 января 2025 года изменить, установив срок исполнения решения
суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.04.2025