УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-03-2024-001150-79
Судья Антончев Д.Ю.
Дело № 33-1524/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
8 апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 10 января 2025 года, по гражданскому делу №2-3-3/2025,
по которому постановлено:
исковые требования Фоминой Галины Николаевны к Отделению
фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии
по старости незаконным, признании права на установление досрочной страховой
пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении
выплаты страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об отказе в
досрочном назначении пенсии Фоминой Галине Николаевне от 23.09.2024 № 83762/24;
Включить в стаж работы Фоминой Галине Николаевне (СНИЛС
***), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.
20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в льготном исчислении
как один год за один год и три месяца, период работы с 01.10.1993 по
31.10.1999 (07-07-09) в должности заведующей ***
Включить в стаж работы Фоминой Галине Николаевне (СНИЛС
***), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.
20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работы
с 01.11.1999 по 31.12.2000 (01-02-01), с 02.09.2002 по 21.04.2003
(00-07-20) в должности заведующей ***
Признать право Фоминой Галины Николаевны (СНИЛС *** на
назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30
Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24.05.2024.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) назначить Фоминой Галине
Николаевне (СНИЛС ***) досрочную страховую пенсию по старости с
24.05.2024.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фомина Г.Н. обратилась в суд с иском к Отделению фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее -ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в
назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, признании права
на установление досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов
работы в специальный стаж, назначении выплаты страховой пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что решением
ответчика об отказе в установлении пенсии от 23.09.2024 № 83762/24 ей отказано
в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.
1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа. При этом
ответчиком не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в льготном исчислении период её работы: с 01.10.1993 по 31.12.2000 (7 лет
3 месяца 1 день) – в должности, заведующей *** поскольку перечнем от 15.10.1999
№ 377 должность, Заведующая ФП (фельдшерским пунктом) не предусмотрена, а
предусмотрена должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом. В трудовой
книжке имеется запись о том, что в указанный период она работала фельдшером.
26.11.1997 ей присвоена первая квалификационная категория по специальности
«Лечебное дело» в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 19.08.1997 №249 «О
номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического
персонала», что подтверждает её работу в должности фельдшера. Считает, что в
трудовой книжке некорректно указано название места работы истца - *** вместо
***
По уточненным требованиям просила суд
признать решение № 83762/24 от
23.09.2024 об отказе в установлении
Фоминой Г.Н. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 20 ч. 1
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
незаконным; обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по
Ульяновской области включить Фоминой Г.Н. в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.10.1993
по 31.10.1999 в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца)
(06-01-01), в льготном исчислении (07 лет 7 месяцев 09 дней); с 01.11.1999 по
31.12.2000 в календарном исчислении (1 год 2 месяц 1 день); с 02.09.2002 по
21.04.2003 – (7 месяцев 20 дней); признать за Фоминой Г.Н. право на
установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
обязать ОСФР по Ульяновской области назначить Фоминой Г.Н. страховую пенсию по
старости с 24.05.2024 (л.д.103-104).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было
привлечено Государственное учреждение здравоохранения «Большенагаткинская
районная больница».
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых
требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Считает, что судом не было учтено, что продолжительность
специального стажа Фоминой Г.Н. должна исчисляться с учетом норм
законодательства, действовавшего в периоды выполнения ею работ, а именно в
период с 01.10.1993 по 31.10.1999 с учетом постановления Совета Министров РСФСР
от 06.09.1991 №464, согласно которому 1 год работы в сельской местности или
поселке городского типа засчитывается за 1 год 3 месяца, в период с 01.11.1999 по 31.12.2011 с учетом
Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999
№1066, в период с 01.01.2022 с учетом Списка и Правил, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, согласно которым, лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет только в сельской местности и
поселках городского типа периоды такой работы исчисляются в календарном
порядке. Кроме того, периоды работы истца с 01.10.1993 по 31.12.2000, с
02.09.2002 по 21.04.2003 не включены в стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, поскольку должность заведующая
фельдшерским пунктом Перечнем от 15.10.1999 №377 и Списком от 22.09.1999 №1066
не предусмотрена. Таким образом, на дату обращения (24.05.2024) у Фоминой Г.Н.
стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
составляет 19 лет 9 месяцев 24 дня.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, 24.05.2024 Фомина Г.Н., 13.12.1970
года рождения обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального
страхования РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального
закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования РФ по Ульяновской области от 23.09.2024 № 83762/24
Фоминой Г.Н. отказано в установлении
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с
отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа.
Ответчиком, в стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости истцу засчитаны следующие периоды
работы: с 09.04.1991 по 30.09.1993 (02-05-22) в должности заведующей ***,
переименованной в *** с 01.01.2001 по 12.07.2001 (00-06-12) период работы в ***;
с 01.08.2007 по 08.06.2021 (13-10-08), с 12.06.2021 по 31.12.2023 (02-06-20) в
должности медицинской сестры в ***
По сведениям пенсионного органа на 24.05.2024 у Фоминой Г.Н.
имеется требуемая величина ИПК, стаж работы по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального
закона от 28.12.2013 №400-ФЗ составляет 19 лет 9 месяцев 24 дня.
Ответчиком не включен в стаж истца для назначения досрочной
страховой пенсии период с 01.10.1993 по
31.12.2000 (07-03-01), с 02.09.2002 по 21.04.2003 (00-07-20) в должности
заведующей ***, переименованной в *** с 13.07.2001 по 01.09.2002 (01-01-19)
отпуск по уходу за ребенком; с 09.06.2021 по 11.06.2021 (3 дня) отпуск без
сохранения заработной платы.
Истица, не согласившись с данным решением пенсионного
органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об удовлетворении требований Фоминой
Г.Н.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ),
вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона,
при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не
менее 30 лицам, осуществлявшим лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» указано, что Списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в
силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих
видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством,
действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на
досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до
дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с
применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим
при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации. (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах
работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения
применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в
стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи
27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002
№781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право
на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
22.09.1999 №1066, - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.111999 по 31.12.2001
включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, с применением
положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для
учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999
включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов
соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992; Согласно пункту 3
указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов
работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы в
должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в
календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке
городского типа (рабочем поселке), 1 год работы в сельской местности или в
поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы
как 1 год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта
Правил содержатся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с
реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором указано, что в соответствии
с подпунктом «а» пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так
и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период
работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (01 год работы за 01
год и 03 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости
назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в
сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила
не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких
периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по
старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного
лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по
нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут
быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение
медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление
№1066).
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с
01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой
по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в
соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год
работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке)
засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо
от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе,
стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в
указанном льготном порядке.
Из
трудовой книжки истицы следует, что 09.04.1991 она была принята на должность
заведующей ***, фельдшер, 26.11.1997 присвоена первая квалификационная
категория по специальности «лечебное дело» (л.д.22-23).
Согласно
справкам от 31.08.2018, от 11.09.2024 №721, которые предоставлялись в
пенсионный фонд, Фомина Г.Н. работала заведующей *** с 09.04.1991 по 21.04.2003,
что подтверждается копиями приказов о приеме от01.04.1991 № 15, о выходе на
работу по окончании отпуска по уходу за ребенком от 02.09.2002 № 85, об
увольнении от 21.04.2003 №47.
Иные
документы отсутствуют, поскольку уничтожены при пожаре в феврале 2008. Согласно
справкам от 27.07.2020 № 708, № 708 в лицевых счетах по заработной плате за
1992-2000 должность указана «зав. м пункт» (так в документе).
Из
справки, выданной отделением государственного пожарного надзора по Цильнинскому
району, следует, что 16.02.2008 в 13:28 час. произошел пожар в административном
многофункциональном здании *** по адресу: ***. В результате пожара огнем
уничтожено здание, находившееся в нем имущество и медицинское оборудование.
Суд,
исследовав доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований
действующего законодательства, обоснованно пришел к выводу о неправомерном
исключении ответчиком из специального стажа спорного периода работы, поскольку
истец Фомина Г.Н. (ранее Ефлюкова) (в 1991 году окончила Ульяновское
медицинское училище, ей присвоена квалификация «фельдшер» (л.д.48) в спорный
период осуществляла непосредственно лечебную деятельность и
санитарно-профилактическую работу в соответствии с Положением
о фельдшерско-акушерском пункте и Положением
о заведующем фельдшерско-акушерском пунктом - фельдшере, утвержденные Приказом
Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 № 566 (действовавшим до 2003 г.).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрено, что право на
досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от
наименования должности лечебно – профилактических и санитарно –
эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров
РСФСР от 06.09.1991 № 464 было установлено, что исчисление сроков выслуги
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным
в прилагаемом Списке, производится по следующим правилам: один год работы в
сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается
за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в
сельской местности или также и в городе.
Действующим в настоящее время Списком должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 предусмотрена должность медицинская
сестра, заведующий фельдшерско – акушерским пунктом – акушерка (фельдшер,
медицинская сестра), больницы всех наименований.
В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения,
утвержденной Приказом от 23.10.1978 № 1000, к числу амбулаторно-поликлинических
учреждений отнесены как фельдшерско-акушерский пункт, так и фельдшерский здравпункт.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического
персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях
здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате
труда работников здравоохранения», к среднему медицинскому персоналу отнесены
заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская
сестра), медицинская сестра (п.3).
Согласно справке *** от 31.08.2018 № 73-895 (л.д.45
оборот) Фомина Г.Н. работала в должности
заведующей ***, работала в режиме нормальной продолжительности рабочего
времени, предусмотренного трудовым законодательством для соответствующей
должности.
Согласно исторической справке, *** находится
в сельской местности на основании выписки из Устава МО «Цильнинский район»
Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов МО «Цильнинский
район» Ульяновской области 27.05.2008 № 520, справочника
административно-территориального деления Ульяновской области на
01.07.1974. *** переименована в *** на основании Постановления Администрации
Цильнинского района Ульяновской области № 124 от 17.03.1995. *** с 27.01.2012
переименовано в *** на основания распоряжения Министерства здравоохранения
Ульяновской области № 600 от 30.12.2011 *** переименовано с 23.06.2015 в *** на
основании Распоряжения Министерства здравоохранения и социального развития
Ульяновской области № 642-р от 10.03.2015.
Лицевые счета, тарификационные списки,
штатные расписания не сохранились, т.к. документы за период с 1985 года по 2008
год находились на бумажных носителях, которые были уничтожены при пожаре в
феврале 2008 года.
В материалах дела имеются архивные справки № 5, 6 от
10.01.2025, предоставленные администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской
области, из которых следует, что в лицевых счетах по начислению заработной
платы работникам Большенагаткинской сельской администрации Цильнинского района
Ульяновской области, в том числе по Солнцевскому фельдшерскому пункту за
1991-2000 г.г. значится Фомина (Ефлюкова) Г.Н.
Согласно представленного *** приказа: № *** от 01.04.1991
вновь прибывшую после окончания *** по специальности фельдшер принять на
должность заведующего *** с 09.04.1991 Ефлюкову Г.Н.; № *** от 02.09.2002 Фомину Г.Н., заведующую ***
считать приступившей к работе по окончании отпуска по уходу за ребенком с
02.09.2002; № *** от 21.04.2003 Фомину Г.Н. заведующую *** уволить с работы по
собственному желанию с 21.04.2003.
Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско –
акушерских пунктов, утвержденными приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900
были предусмотрены заведующий (фельдшер, акушерка, медицинская сестра), средний
медицинский работник (акушерка, патронажная медицинская сестра), медсестра по
физиотерапии, санитарка.
Согласно п.1 Положения о фельдшерско – акушерском пункте,
утвержденного Приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 №566
фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в
сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов,
открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в
установленном порядке.
Согласно положению о заведующем фельдшерско-акушерским
пунктом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973
№ 566 (действовавшим до 2003 г.), на должность заведующего
фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший
среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или
фельдшера-акушерки.
Пунктом 15 Номенклатуры учреждений здравоохранения,
утвержденной Приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 № 35 предусмотрено,
что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями
учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства,
транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и
предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 20.02.1995 № 35 определена
номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского
персонала, куда вошли руководители структурных подразделений учреждений:
заведующий, средний медицинский и фармацевтический персонал, среди которых
указан фельдшер. Также предусмотрено, что наименование должности «врач» и
должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием
специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по
которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется
в круг его обязанностей. Например: «врач-терапевт», «врач-кардиолог»,
«заведующий отделением - врач-хирург».
Разрешая исковые требования Фоминой Г.Н. о включении ей в
стаж, дающий право на досрочное назначение страховой песни по старости в
льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, период работы
с 01.10.1993 по 31.10.1999 суд
первой инстанции исходил из того, что работа истца проходила в сельской
местности, а также принял во внимание представленные в материалы дела
доказательства и пришел к выводу о соответствии должности истца наименованию
«заведующий фельдшерско-акушерским пунктом» с учетом того, что наименование
должности заведующего и других должностей средних медицинских работников
(акушерка, патронажная медицинская сестра) определяется органом, утверждающим
штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта согласно приказу
Минздрава СССР от 26 сентября 1978 года № 900 (в редакции от 23 декабря 1986
года), в связи с чем удовлетворил исковые требования в данной части.
При
этом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, принимая
во внимание установленные обстоятельства и правовое регулирование спорных
правоотношений, в том числе разъяснения Пленума Верховного Суда Российской
Федерации, содержащиеся в пункте 16
постановления от 11.12.2012 № 30 «О
практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на
трудовые пенсии», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии очевидной
ошибки в записях при указании наименования подразделения лечебного учреждения,
вследствие которой, вместо предусмотренного нормативными актами
«фельдшерско-акушерского пункта» указано «ФП» и «фельдшерский пункт».
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их
совокупности и взаимной связи, суд пришел к
выводу, что истец в период с 01.10.1993 по 31.10.1999,
с 01.11.1999 по 31.12.2000, с 02.09.2002 по 21.04.2003 работала в
должности заведующей ***, переименованной в *** работала на должностях,
относящихся к среднему медицинскому персоналу, в лечебно – профилактическом
учреждении, указанный период подлежит включению в стаж для досрочного
назначения пенсии.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с
учетом включения в специальный стаж Фоминой Г.Н. спорных периодов работы в
льготном исчислении и стажа включенного пенсионным органом в бесспорном
порядке, право на досрочную страховую пенсию по старости по основанию,
предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, возникло у истца 27.08.2021
(27.02.2020 + 18 месяцев), при таких обстоятельствах, суд правомерно возложил
на ответчика обязанность назначить истице досрочную страховую пенсию по
старости с 24.05.2024.
Судебная коллегия
находит выводы суда первой
инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебного постановления
по доводам апелляционной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда первой
инстанции соответствуют нормам
материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам
данного гражданского дела.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых
требований Фоминой Г.Н. основаны на неверном, ошибочном толковании норм
материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного
постановления. Более того, данные доводы являлись предметом исследования суда
первой инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении
суда.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии
со статьями 12,
56,
57,
59
и 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно
установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и
объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им
надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости,
достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности
доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в решении суда.
Несогласие
ответчика с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к
чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться
основанием для отмены правильного судебного постановления.
Апелляционная
жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и
не получили правовую оценку.
При
таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены
обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от
10 января 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2025 года.