У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0002-01-2024-000682-33 Судья Саенко Е.Н.
Дело № 33а-1880/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
29 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой
организации «БЮРО МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» на решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 5 марта 2024 года по делу №2а-917/2024,
которым постановлено:
административный иск
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области
удовлетворить.
Ликвидировать
автономную некоммерческую организацию «БЮРО МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»,
имеющую ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***, учетный номер ***, адрес (место нахождения)
некоммерческой организации: ***, зарегистрированное *** Управлением
Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.
Исключить сведения
об автономной некоммерческой организации «БЮРО МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения
представителя АНО
«БМПЭ» - адвоката Астайкиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
возражения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации
по Ульяновской области – Бахматовой Н.А., полагавшей решение суда не подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской
области обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации «БЮРО
МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» (далее по тексту - АНО «БМПЭ») о ликвидации
организации.
В обоснование иска
указало, что АНО «БМПЭ» зарегистрирована Управлением Минюста России по
Ульяновской области *** (ОГРН - ***, учетный номер ***, адрес (место
нахождения) некоммерческой организации: ***. Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Ульяновской области является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному
надзору за деятельностью некоммерческих организаций, оно осуществляет контроль
за соответствием деятельности общественных объединений, осуществляющих
деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным
целям.
В ходе осуществления
контроля за деятельностью ответчика Управлением установлено, что в нарушение
требований абз.1 п.3, п. 3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О
некоммерческих организациях» ответчик не представил в Управление отчет о
деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих
органов по форме №ОН0001, а также отчет о целях расходования некоммерческой
организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе
полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных
и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо
уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих
денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме № ОН0002,
утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации №185 от
30.09.2021 «О формах и сроках предоставления в Министерство юстиции Российской
Федерации отчетности некоммерческих
организаций», либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой
организации не являются иностранные
граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не
имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных
источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой
некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей,
заявление, подтверждающее ее соответствие п.3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ
от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной
форме о продолжении своей деятельности, за 2021-2022 годы. В нарушение абз.1 п.3.2
ст.32 Федерального закона №7-ФЗ от
12.01.1996 «О некоммерческих организациях» ответчик не исполнил обязанность по
ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или
предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей
деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его
территориальный орган, за 2021-2022 годы.
10.03.2022 вступило
в законную силу постановление Правительства Российской Федерации №336 от
10.03.2022 «Об особенностях организации и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которому в 2022 году не
проводились плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при
осуществлении видов государственного контроля (надзора), а в 2022-2023 годах
установлены ограничения на вынесение органами юстиции письменных предупреждений
и составление протоколов об административных правонарушениях в отношении
некоммерческих организаций. В этой связи Управление было лишено возможности
вынести в адрес ответчика письменное предупреждение и составить протокол об
административном правонарушении. Вместе с тем, *** Управлением в адрес
ответчика было направлено информационное письмо (исх. №*** от ***) о
необходимости представления отчетов за 2021 и 2022 гг. Однако до настоящего
времени отчеты в Управление не представлены, допущенные нарушения законности не
устранены.
08.11.2023 из УФНС
России по Ульяновской области поступило письмо о том, что ответчик не
располагается по адресу, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ (***). ***
Управлением в адрес ответчика было направлено информационное письмо (исх.№*** от
***) об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации. В
нарушение ст.5 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ответчик не
представил в Управление заявление о внесении изменений в сведения о юридическом
лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение
14 дней со дня таких изменений в соответствии с приказом ФНС России
№ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 «Об утверждении форм и требований к оформлению
документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной
регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских
(фермерских) хозяйств» по форме №Р13014 относительно изменения сведений об
адресе (месте нахождения) некоммерческой организации.
В соответствии с п.3
ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску
государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на
предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в
случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо
с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Просило
ликвидировать АНО «БМПЭ» и исключить ее из Единого государственного реестра
юридических лиц по причине отсутствия фактической деятельности.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе автономная некоммерческая организация «БЮРО МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ» просит решение суда отменить, принять по делу новое
решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном
объеме.
В обоснование жалобы указывает на то, что
решение суда вынесено с нарушением процессуальных норм, а именно отсутствием в
материалах дела информации об извещении административного ответчика.
Полагает, что решение суда вынесено с
нарушением норм материального права, административный истец ссылается на
нарушение административным ответчиком положений
п. 3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», который в свою очередь
не нарушал, поскольку в норме закона указано «за исключением организаций
указанных в п. 3.1», к которым и относится автономная некоммерческая
организация «БЮРО МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ». АНО «БМПЭ» через портал
Министерства юстиции направлялись отчеты организации, один из которых доступен
по приведенной интернет-ссылке на портале для НКО. Срок на апелляционное
обжалование решения суда пропущен в связи с тем, что директор АНО «БМПЭ» ***
отбывал наказание в исправительной колонии общего режима и не получал никакую
судебную корреспонденцию, адресованную АНО «БМПЭ». О наличии оспариваемого
решения *** стало известно после освобождения 12.12.2024 в момент подготовки
ежегодной налоговой отчетности, после ознакомления адвоката с материалами дела
была подготовке апелляционная жалоба и подана в суд.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции Российской
Федерации по Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает
административное дело в полном
объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п.30 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 11.06.2020 №5 «О применении судами норм Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих
производство в суде апелляционной инстанции» при рассмотрении апелляционных
жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной
инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных ч.1 ст. 310
КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
В целях проверки наличия безусловных
оснований для отмены судебного акта, предусмотренных п.п.2,
3 ч.1 ст.310
КАС РФ, суды апелляционной инстанции должны путем исследования объяснений лиц,
участвующих в деле, и иных доказательств устанавливать, действительно ли лицу
не было известно о времени и месте проведенного судебного заседания.
Как следует из материалов дела, судебное
заседание по настоящему административному делу было назначено на 05.03.2024 на
15.00 час., о чем сторонам было направлено извещение, административному
ответчику по адресу: *** (л.д.49).
Согласно информации УФНС России по
Ульяновской области автономная некоммерческая организация «БЮРО
МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» по адресу: *** не располагается (л.д.27).
Директор АНО «БМПЭ» *** (лицо, имеющее право
без доверенности действовать от имени юридического лица) по приговору суда от
15.09.2022 отбывал наказание в исправительной колонии общего режима, освобожден
условно-досрочно 04.08.2024 (л.д.83-85).
05.03.2024 дело рассмотрено в отсутствие
сторон, вынесено решение по делу.
При этом в материалах дела сведения о
надлежащем извещении административного ответчика о месте и времени судебного
заседания отсутствуют.
В силу п.2 ч.1 ст.310 КАС РФ рассмотрения
административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не
извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является
безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно п.3 ст. 309
КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд
апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить
административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае,
если административное дело было рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц,
участвующих в деле, и не извещенных надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 5 марта 2024 года
отменить.
Административное дело №2а-917/2024
направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 07.05.2025