УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Сайгин
Н.В.
Дело № 7-283/2025
73RS0002-01-2024-008325-93
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
15 мая 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда А.И. Максимов,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от *** года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 19 февраля 2025 года,
вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
(дело № 12-140/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от *** года администрация города Ульяновска признана виновной в
совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в
размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 19 февраля 2025 года
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу -
прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения
решения суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения всех процедур,
предписанных нормами действующего законодательства, не представляется
возможным.
Ссылается на
положения Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Администрацией были
совершены необходимые и возможные в рамках лимитов финансирования действия для
исполнения судебного акта.
Обеспечение
безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город
Ульяновск» осуществляется МБУ «Правый берег» в рамках муниципального задания, а
также в рамках выделенных ассигнований.
Просит учесть, что в
адрес МБУ «Правый берег» повторно направлялось письмо об установке дорожного
знака «Остановка запрещена» по адресу: город Ульяновск, ул. Нариманова, д. 1,
стр. 2, срок исполнения до 31 октября 2024 года. Однако работы не выполнены по
независящим обстоятельствам, так как по указанному адресу расположена площадка
с асфальтовым покрытием, на котором припаркованы автомобили, признаков
организации платной парковки или стоянки не усматривается.
Установка дорожного
знака на спорной территории невозможна по причине того, что установка, замена,
демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения
отнесены к полномочиям органов публичной власти. Размещение на дороге
технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных
соответствующей документацией, не допускается.
Указывает, что
обязанность устанавливать дорожные знаки в пределах охранной зоны тепловых
сетей не может быть возложена на администрацию города Ульяновска в том числе в
силу пункта 50 Организационно-методических рекомендаций по пользованию
системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах
Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 21
апреля 2000 года № 92, теплоснабжающая организация обязана обеспечивать
надлежащую эксплуатацию и функционирование системы теплоснабжения в
соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договорам. В
обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.
Отмечает, что
администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в
действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения и правовые основания для привлечения ее к административной
ответственности.
Также ссылается на
презумпцию невиновности.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела
в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к выводу о том, что
деяние администрации города Ульяновска правильно квалифицировано по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного
штрафа.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 7 июля 2023 года решением
Арбитражного суда Ульяновской области от 6 июня 2023 года на администрацию
города Ульяновска возложена обязанность освободить охранные зоны тепловых
сетей, установив дорожный знак «Остановка запрещена» по адресу: г.Ульяновск,
ул. Нариманова, 1, строение 2, в координатах, поименованных в решении
(л.д. 10-11).
*** года возбуждено
исполнительное производство № *** (в настоящее время № ***) и
должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения
исполнительного документа (л.д. 12).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
*** года в отношении
администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено
постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 13).
Постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от *** года администрация города
Ульяновска привлечена к ответственности за совершение административного
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление вступило
в законную силу 13 мая 2024 года (л.д. 14, оборотная сторона). Штраф оплачен в
полном объеме 13 августа 2024 года (л.д. 15).
*** года судебным
приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России вынесено постановление о назначении нового срока
исполнения судебного решения до 15 октября 2024 года (л.д. 16).
*** года составлен
акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 15
октября 2024 года администрацией города Ульяновска не исполнено (л.д. 17).
По факту
неисполнения требований исполнительного документа *** года судебным
приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России в отношении администрации города Ульяновска составлен
протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(л.д. 20).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от *** года администрация города Ульяновска
привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением
административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000
рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 19 февраля 2025 года указанное постановление оставлено без
изменения.
С учетом непринятия
должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья
районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города
Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за то, что, являясь должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном
документе требования неимущественного характера в срок до 15 октября 2024 года,
после наложения административного штрафа.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией города Ульяновска решения суда, в материалах дела не
имеется.
Вопреки доводам
жалобы должником по рассматриваемому исполнительному производству является
именно администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из
положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение
решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.
Как следует из
имеющейся в деле копии исполнительного листа *** от 06 июня 2023
года, обязанность освободить охранные зоны тепловых сетей, установив дорожный
знак «Остановка запрещена» по адресу: г.Ульяновск, ул. Нариманова, 1, строение
2, в координатах, поименованных в решении, возложена на администрацию города
Ульяновска (л.д. 10-11).
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в минимальном размере.
Вместе с тем имеются
основания для изменения указанных выше актов.
В
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от *** года указано, что в
отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в данном
абзаце ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении
составлен за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе
требований неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абз.2 стр.1
постановления, л.д. 22).
Описанная диспозиция
части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях не имеет отношения к настоящему делу, поскольку администрация
города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В связи с изложенным
из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от *** года подлежит
исключению указание на то, что в отношении администрации города Ульяновска
составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
исполнительского сбора.
Учитывая, что
решением судьи районного суда постановление должностного лица административного
органа в указанной части оставлено без изменения, решение вместе с
постановлением также подлежит изменению.
В рассматриваемом
случае указанные изменения отвечают требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не
влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не
изменяют, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении
Верховного Суда Российской Федерации от 02 сентября 2022 года № 58-АД22-3-К9.
Руководствуясь
статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, судья
решил:
постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от *** года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 19 февраля 2025 года, вынесенные по делу по части 2 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
администрации города Ульяновска изменить.
Исключить из
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от *** года указание на то, что в
отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского
сбора.
В остальной части постановление заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от *** года и решение судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 19 февраля 2025 года,
вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без
изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги
Александровны – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
А.И. Максимов