Судебный акт
О постановке на учет бесхозяйного имущества
Документ от 29.04.2025, опубликован на сайте 20.05.2025 под номером 118917, 2-я гражданская, об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества-надземного газопровода низкого давления по адресу г. Ульяновск, ул. Майская Гора, ул. Крайняя и пер.Крайний, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2024-006864-05

Судья Высоцкая А.В.                                                                            Дело №33-1860/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      29 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Тудияровой С.В., Старостиной И.М.,

при секретаре Камзиной И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2024 года по делу №2-3557/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в виде надземного газопровода низкого давления, удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска в срок по истечении месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - надземного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: ***.

Заслушав доклад судьи Тудияровой С.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Стерлядевой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

 

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в виде надземного газопровода низкого давления.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска установлено, что на территории Заволжского района г.Ульяновска имеется бесхозный объект газораспределения: надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: ***

 

Также в ходе прокурорской проверки установлено, что вышеуказанный газопровод в муниципальную собственность не принимался, в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник указанного объекта недвижимости не определен.

При этом администрация меры, направленные на постановку вышеуказанного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, не принимает.

Непринятие мер, направленных на постановку вышеуказанного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, свидетельствует о ненадлежащей организации газоснабжения населения, бесконтрольности использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, нарушениях требований промышленной безопасности, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, проживающих на территории г.Ульяновска.

Просил обязать администрацию МО «город Ульяновск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - надземного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с вынесенным по делу решением, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

Не соглашается с выводом суда о непринятии администрацией города Ульяновска мер, направленных на постановку спорного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Ссылается на постановление администрации города Ульяновска №715 от 27 июня 2024 года о постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества.

Вместе с тем указывает на то, что в ходе проведения технической инвентаризации газопровода поступили сведения о том, что спорный газопровод был построен гражданами, проживающими по адресу его расположения в целях газификации жилых домов за собственный счет.

 

Направленные на постановку на учет спорного газопровода мероприятия были предприняты администрацией, но для их осуществления помешали вышеуказанные обстоятельства, которые судом приняты во внимание не были.

Считает, что спорный газопровод не обладает признаками бесхозяйности, поскольку с учетом истории создания данного участка и фактического потребления услуги владельцами домовладений с использованием данного участка газопровода, оснований утверждать, что вещь является бесхозяйной лишь по мотиву отсутствия регистрации права собственности, не имеется. Отмечает, что в муниципальном образовании «город Ульяновск» отсутствуют подведомственные специализированные организации, которые смогли бы обслуживать спорный газопровод в случае признания его бесхозяйным.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения администрацией города Ульяновска требований законодательства при реализации полномочий по признанию объектов бесхозяйными, исполнение требований законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой установлено, что на территории Заволжского района г.Ульяновска имеется бесхозяйный объект газораспределения: надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: ***.

Согласно акту проверки, составленному 25 ноября 2024 года, должностным лицом прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска и сотрудником ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», газопровод расположенный по адресу: ***, протяженностью 495 м на балансе ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» не числится. Газопровод требует покраски, имеется отслоение лакокрасочного покрытия, существует угроза возникновения коррозии. Некоторые участки газопровода окружены вплотную ветками кустарников. Газопровод никем не обслуживается (л.д.36-42).

Из отзыва ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» следует, что газопровод, расположенный по адресу: ***, протяженностью 495 м на балансе Общества не числится (л.д.15).

При этом ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» представлен в материалы дела акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 20 октября 2005 года, составленный приемочной комиссией в составе председателя – представителя заказчика – инициативной группы        Важнова Т.Н., членов комиссии – представителя проектной организации – Березина А.Ю., представителя эксплуатационной организации – Князева С.Ф., согласно которому генеральным подрядчиком предъявлен к приемке законченный строительством надземный газопровод, расположенный по адресу: *** (л.д.16).

В реестре муниципального имущества газопровод по указанному адресу не числится (л.д.6).

Как следует из ответа Главы города Ульяновска на представление прокурора Заволжского района г.Ульяновска об устранении нарушений закона, Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска инициировано проведение работ по постановке на учет надземного газопровода, расположенного по адресу: ***, в качестве бесхозяйного объекта в рамках заключенного муниципального контракта (л.д.7-9).

Администрацией города Ульяновска принято постановление от 27 июня 2024 года №715 о постановке указанного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества (л.д.10, 24).

Между тем, администрацией города Ульяновска меры, направленные на постановку вышеуказанного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, не предприняты.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приказом Росреестра от 15 марта 2023 года №П/0086, которым установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 №878, которым утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, установив, что указанный газопровод в муниципальную собственность не принят, в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник данного объекта недвижимости не определен, пришел к выводу, что непринятие мер, направленных на постановку вышеуказанного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, свидетельствует о ненадлежащей организации газоснабжения населения, бесконтрольности использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, нарушениях требований промышленной безопасности, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, проживающих на территории г.Ульяновска, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами, считает их верными, исходя из следующего.

Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии отнесены к сооружениям.

В соответствии с п.23 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

При этом в силу п.1 этой же статьи бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Приказом Росреестра от 15 марта 2023 года №П/0086 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, п.5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с ГК РФ исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных п.5 ст.225 ГК РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанный в иске газопровод, расположенный на территории г.Ульяновска, является недвижимым имуществом; не является объектом муниципальной собственности, не закреплен за кем-либо на ином имущественном праве, на балансе муниципальных предприятий и предприятий иной формы собственности не состоит, его собственники не определены, в связи с чем является бесхозяйным, а потому администрация города Ульяновска должна в соответствии с требованиями п.3 ст.225 ГК РФ принять меры к постановке этого газопровода на учет.

Доводы ответчика о том, что спорный газопровод был построен гражданами, проживающими по адресу его расположения в целях газификации жилых домов за собственный счет, что свидетельствует о том, что объект газораспределения не является бесхозяйным, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска именно в адрес администрации города Ульяновска было внесено представление об устранении нарушений, связанных с непринятием мер в постановке на учет в качестве бесхозяйных указанного объекта газораспределения, однако мер к совершению указанных действий ответчиком до предъявления в суд настоящего иска предпринято не было.

Несмотря на то, что администрацией города Ульяновска принято постановление от 27 июня 2024 года №715 о постановке указанного газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, процедура постановки на учет как бесхозяйного недвижимого имущества надземного газопровода низкого давления, расположенного по адресам: г.Ульяновск, ул.Майская Гора, ул.Крайняя и пер.Крайний администрацией инициирована не была.

Кроме того, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы был выдан 20 октября 2005 года, однако сведений о том, что с этого времени имелись зарегистрированные права на данный объект недвижимости, не имеется.

Из анализа п.3 ст.225 ГК РФ, ст.ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, поскольку выводы суда не опровергают, сводятся к субъективному толкованию норм права и переоценке доказательств, оцененных судом в соответствии со ст.67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска-без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 мая 2025 года.