У Л Ь Я Н О В С К
И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2024-004684-02
Судья Резовский Р.С. Дело № 33а-2030/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Железнодорожного районного г. Ульяновска от 23 декабря 2024
года по делу № 2а-2726/2024,
которым постановлено:
Административный иск
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о понуждении к
определенным действиям удовлетворить.
Обязать
администрацию города Ульяновска в течение 6 месяцев с момента вступления
решения суда в законную силу организовать уличное освещение ***.
Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,
пояснения прокурора Стерлядевой Е.В.,
полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор
Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту
неопределенного круга лиц к администрации
г. Ульяновска о понуждении к определенным действиям.
В обоснование
административного иска указано на то, что в ходе проведенной прокуратурой
проверки установлено, что административным ответчиком не организовано уличное
освещение по ***.
Согласно ответу
Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска на
запрос прокуратуры района требуется строительство новых сетей наружного
освещения ориентировочной стоимостью 700 000 руб.
В соответствии с
пунктам 16.2.1 - 16.2.2 Правил благоустройства территории муниципального
образования «Город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы
от 24 февраля 2021 года № 20, улицы, дороги, площади, набережные, мосты,
бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории,
территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных
и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели,
информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику,
утвержденному администрацией г. Ульяновска.
Разделом 7.5.1
«Освещение улиц, дорог и площадей» СП 52.13330.2016 «Естественное и
искусственное освещение», утвержденного приказом Министерства строительства и
ЖКХ Российской Федерации от 7 ноября
2016 года № 777/пр, установлены требования к освещению улиц, дорог и площадей.
Согласно пункту
6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения. Методы контроля» стационарное электрическое освещение не
должно иметь неработающих светильников и наружных осветительных установок.
В различных
градостроительных условиях также рекомендуется предусматривать функциональное,
архитектурное и информационное освещение с целью решения утилитарных,
светопланировочных и светокомпозиционных задач, в том числе, при необходимости
светоцветового зонирования территорий г.Ульяновска и формирования системы
светопространственных ансамблей.
Просил суд обязать
администрацию г. Ульяновска в течение шести месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу организовать уличное освещение по ***.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и
транспорта администрации г. Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, МУП
«УльГЭС», МБУ «Горсвет», МБУ «Дорремстрой».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.
Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на то, что в связи с дефицитом бюджета
большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г. Ульяновска финансированием не обеспечены.
Администрация г. Ульяновска является бюджетным учреждением, в связи с чем все
денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер.
Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не
соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о
бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой,
договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием
предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных
средств.
Полагает, что суд не
учел тот факт, что работы планируются на 2025-2026 годы Тем самым, ненадлежащих
действий со стороны администрации не наблюдается.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах
своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет
заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия)
незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими
нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы
административного истца, и принимает решение об обязанности административного
ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов
административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 5
части 1 статьи 16 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), пунктам 6 и 11 статьи
13 Федерального закона от 8 ноября 2007
года № 257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) к полномочиям
органов местного самоуправления городских округов отнесены, в том числе,
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт,
ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со
статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007
года № 257-ФЗ к
дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по
поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее
технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности
дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том
числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Пунктом 6
части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года
№ 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских
поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения.
Согласно частям 1, 2 статьи 17 названного Федерального закона
содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических
регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также
организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания
бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и
безопасных условий такого движения.
Также в силу
пункта 19
части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ к вопросам местного значения
городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории
поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация
благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Как предусмотрено пунктом 4
части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ,
правила благоустройства территории муниципального образования могут
регулировать вопросы организации освещения территории муниципального
образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек,
тропинок.
Требования к
параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным
показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и
сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской
Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября
2017 года № 1245-ст.
Все требования
стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности
дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану
окружающей среды.
Согласно
пункту 16.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования
«город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думой от 24
февраля 2021 года № 20, улицы, дороги, площади и прочие элементы дорожной сети
должны освещаться в темное время суток по графику, утвержденному администрацией
г. Ульяновска.
Материалами дела подтверждается
и не оспаривается административным ответчиком то, что стационарное
электрическое освещение по *** отсутствует.
Данная автодорога
включена в реестр муниципальной собственности постановлением Главы города г. Ульяновска от *** года № ***, имеет протяженность
306 м, находится в оперативном управлении Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска (л.д. 40, 50-51).
Учитывая
вышеизложенные положения действующего законодательства и установленные по делу
обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении административным ответчиком
требований закона по надлежащему осуществлению дорожной деятельности в части
организации уличного освещения по ***,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для
удовлетворения заявленного прокурором административного иска.
При рассмотрении
административного иска судом верно определены юридически значимые
обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные
доказательства, верно применены нормы права, регулирующие спорные
правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения
суда, не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой
инстанции не влияют и не могут служить
основанием для освобождения административного ответчика от исполнения
предусмотренной законом обязанности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при наличии обстоятельств,
объективно препятствующих исполнению решения суда ответчик вправе подать
заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статьи 189, 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей
309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного г. Ульяновска
от 23 декабря 2024 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20 мая 2025 года.