Судебный акт
Об оспаривании действий налогового органа, об освобождении от уплаты налога
Документ от 29.04.2025, опубликован на сайте 20.05.2025 под номером 118938, 2-я гражданская, о признании незаконными действия по начислению. налога на доход физических лиц с полученной субсидии на приобретение жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-008145-07

Судья Киреева Р.Р.                                                                       Дело № 33а-1790/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        29 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 февраля 2025 года по делу №2а-4409/2024, которым постановлено:

административный иск Лебедева Сергея Александровича удовлетворить.

Признать незаконным действия Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области по начислению налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом на сумму 520 307 руб. по налоговому уведомлению № *** от ***.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для освобождения Лебедева Сергея Александровича от уплаты налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом согласно налоговому уведомлению № *** от ***.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в пользу Лебедева Сергея Александровича расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в сумме 3000 рублей.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителей                   УФНС России по Ульяновской области – Клеменовой Ю.Н., Обрезковой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения Лебедева С.А. и представителя ОСФР по Ульяновской области – Барановой И.И., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Лебедев С.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконными действий по начислению налога на доходы физических лиц, освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц.

Требования мотивировал тем, что он является работником Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) с ***. Приказом от *** № *** ему была предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения, которая перечислена платежным поручением №*** от *** в сумме                       4 002 362,25 руб.

В силу п.36 ст.217 НК РФ полученная субсидия не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. 05.01.2024 в адрес УФНС России по Ульяновской области им было направлено обращение по вопросу о том, должен ли он декларировать данную выплату и нужно ли уплачивать с нее налог на доходы физических лиц (НДФЛ), на что получил ответ, из которого следовало, что не нужно. 

10.09.2024 через ЛК УФНС он (Лебедев С.А.) получил налоговое уведомление от *** № ***, согласно которому он обязан уплатить с суммы субсидии налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 520 307,00 руб. в срок до 02.12.2024.

Он направил жалобу в вышестоящую инстанцию на действия УФНС по Ульяновской области, по результатам рассмотрения которой МИФНС России по Приволжскому Федеральному округу оставила ее без удовлетворения. В обоснование отказа в освобождении от уплаты НДФЛ налоговые органы указали, что буквально п.36 ст.217 НК РФ не предусматривает освобождение от обложения НДФЛ сумм выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств бюджетов внебюджетных фондов.

Указанный вывод налоговых органов не соответствует действующему законодательству.

Просил суд признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области по начислению налога на доходы физических лиц с полученной субсидии на приобретение жилого помещения на основании налогового уведомления от *** №*** и признать за ним право на освобождение от уплаты НДФЛ с субсидии на приобретение жилого помещения.

Судом  к  участию  в  деле  в качестве заинтересованных лиц привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Межрегиональная инспекция федеральной налоговой службы России по Приволжскому Федеральному округу, Лебедева Валерия Владимировна.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что основанием для начисления НДФЛ к уплате послужили представленные ОСФР по Ульяновской области сведения о полученном Лебедевым С.А. доходе за 2023 год, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 520 307 руб. Налоговый орган может произвести перерасчет налога только после того, как налоговый агент предоставит уточняющие сведения, которые не были представлены, соответственно, обязанность по уплате налога Лебедевым С.А. сформирована корректно.

Вывод суда о том, что социальная выплата получена административным истцом из средств бюджета бюджетной системы РФ и на основании п. 36 ст. 217 НК РФ он освобожден от уплаты НДФЛ, не соответствует действительности, поскольку средства пенсионного и социального фонда России не относятся к средствам федеральных бюджетов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов оснований для такого освобождения не имелось. Финансовое обеспечение расходных обязательств на предоставление работникам ОСФР  субсидий осуществляется за счет бюджета самого фонда. Полагает верным начисление НДФЛ на данный вид дохода Лебедева С.А.,  ссылается  на   разъяснение  ФНС   России  от 06.07.2018 №БС-4-11/13001.

В возражениях на апелляционную жалобу Лебедев С.А. и ОСФР по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на возражения УФНС России по Ульяновской области поддерживает доводы своей апелляционной жалобы, указывает на то, что оспариваемые            Лебедевым С.А. действия налогового органа являются производными от действий налогового агента – работодателя административного истца. Предоставленная ему субсидия выплачена за счет средств Фонда, но не федерального бюджета.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.176).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, обжалуемое решение указанным требованиям не соответствует.

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования Лебедева С.А., суд первой инстанции исходил из того, что административный истец, являясь работником территориального органа Фонда пенсионного и социального         страхования РФ, и, получив в качестве социальной гарантии субсидию на приобретение жилья, освобожден от уплаты налога на доходы физических лиц  ввиду того, что средства Фонда, из которых была выплачена данная субсидия, являются собственностью Российской Федерации, следовательно, выплата была произведена из федерального бюджета, что в силу п.36 ст.217 НК РФ является основанием для освобождения от налогообложения.

С такими выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Так, из материалов дела видно, что Лебедев С.А. является работником ОСФР по Ульяновской области.

Приказом СФР от *** №*** ему была предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилого помещения в размере 4 002 362,25 руб. за счет лимитов бюджетных обязательств Фонда на обеспечение Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства СФР на 2023 год для осуществления предоставления субсидий на приобретение жилого помещения работникам Фонда (л.д.48-49).

Данная выплата произведена 29.12.2023 на основании вышеприведенного приказа в соответствии с Правилами предоставления работникам фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.06.2023 №919 (л.д.51).

В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Во исполнение указанных положений закона ОСФР по Ульяновской области направило Лебедеву С.А. уведомление от *** (л.д.63).

Также ОСФР по Ульяновской области направило соответствующее уведомление в УФНС России по Ульяновской области с приложением справки о доходах Лебедева С.А. за 2023 год, указав сумму субсидии 4 002 362,25 руб. как «иной доход» (код 4800). В справке указано, что с данной суммы налог не удержан налоговым агентом, сумма налога составляет 520 307 руб. (л.д.52).

На основании полученных сведений налоговым органом сформировано сводное (по всем видам налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком) налоговое уведомление от *** №***, содержащее сведения о подлежащей уплате суммы налога на доходы физических лиц в размере 520 307 руб. со сроком уплаты 02.12.2024 (л.д.22).

Жалоба Лебедева С.А. с требованием отменить уведомление в части уплаты налога с субсидии оставлена без удовлетворения решением Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы России по Приволжскому Федеральному округу от 08.10.2024 №07-08/4079@ (л.д.56).

Не согласившись с позицией налогового органа, Лебедев С.А. обратился в суд с настоящим административным иском, указывая на незаконность начисления налога на доходы физических лиц с полученной субсидии на приобретение жилого помещения.

Между тем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных Лебедевым С.А. требований.

Так, основанием для начисления НДФЛ к уплате послужили сведения, представленные ОСФР по Ульяновской области о полученном в 2023 году  Лебедевым С.А. доходе (код 4800 - иные доходы), при этом сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 520 307 руб.

При формировании налогового уведомления, содержащего в том числе, сведения о начисленном НДФЛ, административный ответчик руководствовался уведомлением налогового агента - ОСФР по Ульяновской области, представленным в порядке п.5 ст.226 НК РФ (форма 6-НДФЛ), а также справки о полученном административным истцом доходах и удержанных суммах налога.

При несогласии налогоплательщика с указанным в уведомлении размере налога он вправе обратиться к налоговому агенту.

Налоговый орган может произвести перерасчет только после того, как налоговый агент или иное лицо, выплачивающее доход, представит уточняющие (аннулирующие) сведения (п.5 ст.226 НК РФ).

Налоговым агентом - ОСФР по Ульяновской области корректирующих сведений в соответствии с установленным ст.226 НК РФ порядком, не представлялось.

Из пояснений представителей административных ответчиков в суде апелляционной инстанции следует, что при предоставлении ОСФР по Ульяновской области корректирующих сведений относительно доходов Лебедева С.А. (исключения субсидии из видов доходов, полученных налогоплательщиком), спорный налог будет аннулирован.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что оспариваемые действия налогового органа явились результатом действий ОСФР по Ульяновской области, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания действий налогового органа незаконными.

Кроме того, вывод суда, о том, что социальная выплата получена административным истцом за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что является основанием для освобождения его от уплаты НДФЛ, основан на неверном толковании закона.

Пунктом 1 ст.210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в ст.217 НК РФ.

Так, в силу п. 36 ст. 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты установлено, что государственные внебюджетные фонды Российской федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской федерации.

В соответствии с положениями ст.ст. 6, 10 и 11 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются самостоятельным структурным элементом бюджетной системы Российской Федерации, не включаются в состав федерального бюджета и утверждаются в правовой форме отдельных федеральных законов.

Статьей 16 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что средства бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) не входят в состав других бюджетов. Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.10 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

При этом бюджет Фонда формируется за счет доходов, определенных законодательством Российской Федерации, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.10 Федерального закона о Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

Следовательно, поскольку средства Фонда не относятся к средствам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п.36 ст. 217 НК РФ единовременных субсидий на приобретение жилья, предоставленных за счет средств бюджета Фонда, не имеется.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ           «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» в целях социальной защищенности работников Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, работники Фонда имеют право, в том числе на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период трудовой деятельности в Фонде, территориальных органах Фонда, обособленных подразделениях Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2. ст.16 названного Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ социальные гарантии, предоставляемые работникам Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом, финансируются за счет средств бюджета Фонда, предназначенных для обеспечения расходов Фонда на финансовое и материально-техническое обеспечение его текущей деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 02.06.2023 №919 утверждены Правила «О предоставлении работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».

Установленные Постановлением Правительства РФ от 02.06.2023 №919 Правила предоставления работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не свидетельствуют о том, что субсидии будут финансированы федеральным, региональным или местным бюджетами.

Напротив, в соответствии с п.4 данных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств на предоставление работникам Фонда субсидии осуществляется за счет бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение его текущей деятельности.

Следовательно, доходы в виде единовременных субсидий на приобретение жилья, предоставленных за счет средств бюджета Фонда, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Подтверждением того, что предоставляемые своим работникам субсидии на приобретение жилого за счет средств Фонда подлежат налогообложению, свидетельствует и факт того, что 24.03.2023 Минтруд России подготовил проект Федерального закона  «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (ID проекта 01/05/03-23/00137008), в котором предлагал включить субсидии, предоставляемые за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии со ст.16 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» в целях социальной защищенности работников Фонда, в перечень  доходов, освобождаемых от налогообложения (п.36 ст.217 НК РФ). Однако указанный законопроект поддержки не получил, изменения в Налоговый кодекс РФ до настоящего времени не внесены (л.д.119-120).

Ссылка административного истца и заинтересованного лица – ОСФР по Ульяновской области на Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N 8-КГ17-7 судебной коллегией отклоняется ввиду неверного толкования заявителем содержащихся в нем выводов.

Так, Верховный суд, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что суд первой инстанции оставил без разрешения требование об отмене решения налогового органа в части возложения обязанности по уплате недоимки по НДФЛ, не исследовал вопрос о том, является ли субсидия средствами федерального бюджета или иными средствами бюджетов бюджетной системы РФ. Суду надлежало при рассмотрении настоящего дела исследовать вопрос о том, являются ли предоставленные истцу бюджетные средства средствами федерального бюджета, на что указано в п.36           ст.217 НК РФ, или иными средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Исходя из системного анализа правовых норм бюджетного, налогового и ведомственного законодательства суду необходимо определить природу происхождения предоставленной ПФР истцу субсидии и в зависимости от установленного разрешить заявленные административным истцом требования.

Учитывая, что Приказом СФР от *** №*** Лебедеву С.А. единовременная субсидия на приобретение жилого помещения была предоставлена за счет лимитов бюджетных обязательств Фонда на обеспечение Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства СФР на 2023 год для осуществления предоставления субсидий на приобретение жилого помещения работникам Фонда (л.д.48-49), то оснований для отнесения спорной субсидии к средствам федерального бюджета не имеется.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке (ст.310 КАС РФ).

В силу п.2 ч.1 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 февраля 2025 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования Лебедева Сергея Александровича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконными действий по начислению налога на доходы физических лиц, освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.05.2025