У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2024-004670-44
Судья Николаец О. В.
Дело № 33а-2107/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филимоновой Светланы Евгеньевны на
решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 20 января 2025 года по делу № 2а-105/2025, которым постановлено:
административный
иск Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области
удовлетворить.
Взыскать с
Филимоновой Светланы Евгеньевны, ИНН ***, в пользу Управления Федеральной
налоговой службы России по Ульяновской области задолженность в сумме 44 160
руб. 58 коп., из которых: транспортный налог за 2022 год – 13 856 руб. 43 коп., пени
по транспортному налогу за 2019 год в размере 5345 руб. 79 коп., пени по
транспортному налогу за 2020 год в размере 7265 руб. 14 коп, пени на отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 10.01.2024 в размере 17 693 руб. 22 коп.
Взыскать с
Филимоновой Светланы Евгеньевны в доход местного бюджета государственную
пошлину в размере 4000 руб.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения
Филимоновой С.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Филимоновой
С.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования
мотивированы тем, что Филимонова С.Е., состоит на налоговом учете, поскольку
имеет (имела) в собственности объекты налогообложения: автомобиль ***,
государственный регистрационный номер ***, автомобиль ***, государственный регистрационный номер ***,
автомобиль ***, государственный регистрационный номер ***.
Филимоновой С.Е.
направлялись уведомления и требования, которые в установленные сроки не были
исполнены. За несвоевременную уплату налога были начислены пени за каждый
календарный день просрочки, взыскание которых предусмотрено ст.75 НК РФ.
Ранее с административного
ответчика суммы задолженности по налогам за предыдущие периоды – 2019 и 2020
годы - были взысканы судебными приказами. На сумму задолженности начислены
пени: по транспортному налогу за 2019 год - 5345 руб. 79 коп., по налогу за 2020 год - 7265 руб. 14 коп.
В связи с
несвоевременной уплатой налогов у налогоплательщика сформировалось
отрицательное сальдо. Пени на отрицательное сальдо ЕНС за период с 14.01.2023
по 10.01.2024 составляют 17 693
руб. 22 коп.
УФНС России по
Ульяновской области просило взыскать с
административного ответчика задолженность в
сумме 97 543 руб. 15 коп. из
которых: транспортный налог за 2021 год – 25 441 руб., за 2022 год –
40 635 руб., пени по транспортному налогу за 2019 год - 5345 руб. 79
коп., по налогу за 2020 год - 7265 руб.
14 коп., налог на имущество за 2021 год – 530 руб., за 2022 год – 583 руб.,
налог на землю за 2021 год – 18 руб., за 2022 год – 32 руб., пени на
отрицательное сальдо ЕНС за период с 14.01.2023 по 10.01.2024 - 17 693 руб. 22 коп.
В ходе судебного
разбирательства административный истец уточнил исковые требования, просил
взыскать с Филимоновой С.Е. транспортный налог за 2022 год – 13 856 руб. 43
коп., пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 5 345 руб. 79 коп., пени по транспортному налогу за 2020 год в
размере 7 265 руб. 14 коп., пени на
отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 10.01.2024 в размере 17 693 руб.
22 коп., а всего 44 160 руб.58 коп.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Филимонова С.Е. просит
решение суда отменить.
В обоснование
доводов жалобы ссылается на то, что с решением суда в части взыскания пени по
транспортному налогу за 2019, 2020 г.г. она согласна и готова их оплатить.
Однако полагает, что отрицательного сальдо и задолженности по транспортному
налогу за 2021 и 2022 г.г. она не имеет.
В судебное
заседание другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Как разъяснил
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19.12.2003 «О
судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято
при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с
нормами материального права, которые подлежат применению к данному
правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии
закона или аналогии права.
Решение является
обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены
исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об
их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в
доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие
из установленных фактов.
В силу ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм
материального права.
Такие нарушения были допущены судом
первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Так,
согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3, п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны в
установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов
признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим
Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы
(ст.19 НК РФ).
В силу ст.360 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым
заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об
уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным
законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из положений пп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №
263-ФЗ), сальдо ЕНС
организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом
особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном установленному ст.11.3 НК РФ на основании
имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о
суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся
налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми
агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в
отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
Согласно ст. 11.3
НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом
счете лица (далее-ЕНС) который ведется в отношении каждого физического лица.
Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием
единого налогового платежа (далее-ЕНП).
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии со
ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в
бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не
уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или)
налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм
налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных
НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого
лица.
Согласно п.1 ст. 31
НК РФ налоговые органы вправе взыскивать задолженность в случаях и порядке,
которые установлены настоящим Кодексом.
Как видно из
материалов дела, Филимонова С.Е. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
За Филимоновой С.Е. числятся
объекты налогообложения: автомобиль ***, государственный
регистрационный номер ***, автомобиль ***,
государственный регистрационный номер ***,
автомобиль ***, государственный регистрационный номер ***, квартира по адресу: ***
(кадастровый номер ***) и земельный участок по адресу: *** (кадастровый
номер ***).
Судебным приказом мирового
судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г.Ульяновска от ***
№*** с Филимоновой С.Е. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019
год на сумму 51 923 руб. 81 коп. На
основании данного исполнительного документа было возбуждено исполнительное
производства от ***, которое окончено фактическим исполнением ***.
В связи с оплатой
транспортного налога в принудительном порядке за период с 15.12.2021 по
31.12.2022 на сумму задолженности по транспортному налогу за 2019 год исчислены пени 5345
руб. 79 коп.
Судебным приказом
судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от *** №***
с Филимоновой С.Е. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2020 год
на сумму 54 285 руб. На основании данного исполнительного документа было
возбуждено исполнительное производства от ***, которое окончено фактическим
исполнением ***.
В связи с оплатой
транспортного налога в принудительном порядке за период с 15.12.2021 по
31.12.2022 на сумму задолженности по транспортному налогу за 2020 год исчислены пени 7265
руб. 14 коп.
В связи с введением в налоговое
законодательство института единого налогового счета по состоянию на 01.01.2023
было сформировано отрицательное сальдо ЕНС Филимоновой С.Е., которое составило
133 286 руб.22 коп.
Согласно ст.11 НК РФ совокупная обязанность -
общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней,
штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик,
плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма
налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются
суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном ст.227.1
НК РФ, и суммы государственной пошлины, за исключением государственной пошлины,
в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ.
Как видно из представленных налоговым органом
по запросу суда апелляционной инстанции сведений, в сумму отрицательного сальдо
по состоянию на 01.01.2023 вошли: транспортный налог за 2019 год –
51 923,81 руб., транспортный налог за 2020 год – 54 285 руб.,
транспортный налог за 2021 год – 25 441 руб., налог на имущество за 2018
год – 122,41 руб., налог на имущество за 2019 год – 438 руб., налог на
имущество за 2020 год – 482 руб., налог на имущество за 2021 год – 530 руб.,
земельный налог за 2018 год – 15 руб., земельный налог за 2019 год – 15 руб., земельный
налог за 2020 год – 16 руб., земельный налог за 2021 год – 18 руб.
На сумму отрицательное
сальдо ЕНС за период с 01.01.2023 по 10.01.2024 начислены пени (на сумму
совокупной обязанности) - 17 693 руб. 22 коп. (расчет пени – л.д.7)
*** было
сформировано уведомление №*** по текущим платежам за 2022 год: транспортный,
земельный и налог на имущество на общую сумму 41 250 руб., срок уплаты – до
01.12.2023 (л.д.18).
*** в адрес
административного ответчика направлено налоговое требование №*** об уплате в срок до 20.06.2023 транспортного налога на
общую сумму 131 619,81 руб., налога на имущество – 1572,41 руб.,
земельного налога – 64 руб., пени – 32 746,63 руб.(л.д.16).
В указанные в
налоговом уведомлении и налоговом требовании сроки задолженность Филимоновой
С.Е. не была уплачена.
Налоговый орган
обратился с заявлением о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности
налогам и сборам к мировому судье судебного участка №1 Железнодорожного
судебного района г. Ульяновска.
*** был вынесен
судебный приказ (дело № ***) о взыскании недоимок по налогу на общую сумму 46 244 руб. 70 коп. *** судебный приказ
отменен.
*** был вынесен
судебный приказ (дело № ***) о взыскании задолженности по налогу на общую сумму
51 298 руб. 45 коп. 07.10.2024 судебный приказ отменен.
С настоящим
административным иском налоговый орган обратился в суд 03.12.2024.
Административным
ответчиком в качестве доказательств уплаты суммы задолженности по недоимкам и
пени были представлены чеки об оплате
налоговых платежей от 01.11.2024 на сумму 41 250 руб., от 05.02.2024 на
сумму 15 441 руб., от 06.12.2022 на сумму 14 300 руб. и 3169 руб., от
19.03.2024 на сумму 548 руб., от 12.02.2024 на сумму 10 000 руб..
Согласно
представленным налоговым органом сведениям о распределении сумм, поступивших в
счет оплаты налоговой задолженности, данные платежи были зачтены (л.д.99-100):
платеж в размере
14 300 руб. и 3169 руб. от 03.12.2022 - в счет погашения задолженности по
транспортному налогу за 2021 год,
платеж в размере
15 441 руб. от 05.02.2024 - в счет погашения задолженности по
транспортному налогу за 2019 год,
платеж в размере
10 000 руб. от 12.02.2024 - в счет
погашения задолженности по транспортному налогу за 2019 год,
платеж в размере
548 руб. от 12.02.2024 - в счет погашения задолженности по транспортному налогу
за 2019 год,
платеж в размере
41 250 руб. от 01.11.2024 - в счет погашения задолженности по
транспортному налогу за 2020 год.
Удовлетворяя уточненные исковые требования УФНС России по Ульяновской
области в полном объеме и взыскивая с Филимоновой С.Е., в том числе
задолженность по транспортному налогу за 2022 год, суд первой инстанции исходил
из того, что уплаченные платежами
от 01.11.2024, 05.02.2024, 06.12.2022, 19.03.2024, 12.02.2024 административным
ответчиком налоги были распределены налоговым органом в порядке п.8 ст. 45 НК
РФ в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2019, 2020 и 2021
год, вследствие чего за Филимоновой С.Е. до настоящего времени числится
задолженность по транспортному налогу за 2022 год.
С такими выводами районного суда судебная
коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном
применении норм материального права и не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела.
В соответствии со ст.2
Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и
своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных
лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях
исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов
граждан и организаций.
Согласно п.1 ч.1 ст.47
Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается
судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе.
Денежные средства,
перечисленные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного
производства в соответствии с Законом
об исполнительном производстве, следует считать уплаченными в счет исполнения
исполнительного документа вне зависимости от определения их принадлежности в
соответствии с п. 8 ст.45
НК РФ.
Федеральным законом
от 31.07.2023 №389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской
Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 5 пункта
6 статьи 45 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми
денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве
единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в соответствии
с Законом
об исполнительном производстве, признаются уплаченными в счет исполнения
требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности
налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального
предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо
судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне
зависимости от определения их принадлежности в соответствии с п. 8 данной
статьи (действует с 01.10.2023).
Таким образом, внесенные налогоплательщиком после 01.10.2023 платежи не могли быть распределены
налоговым органом в порядке, установленном п.8 ст.45 НК РФ, в счет
погашения задолженности по транспортному налогу за 2019, 2020 и 2021 год, поскольку в отношении указанной недоимки велись
исполнительные производства, которые окончены фактическим исполнением.
В силу пп. 5 п.6 ст.45 НК РФ перечисленные судебным
приставом-исполнителем в качестве единого налогового платежа в рамках
исполнительного производства признаются уплаченными в счет исполнения требований
судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне
зависимости от определения их принадлежности в соответствии с п.8 ст.45 НК РФ.
Как видно из квитанции от 01.11.2024
(л.д.117), Филимоновой С.Е. осуществлен налоговый платеж на сумму 41 250 руб.,
что соответствует сумме, указанной в налоговом уведомлении от *** №***, из которой 25 441 руб. – транспортный налог за
2022 год.
Данные обстоятельства и положения
действующего законодательства не были учтены судом при разрешении настоящего
административного спора, что привело к принятию неправильного решения в части
взыскания с Филимоновой С.Е. транспортного налога за 2022 год.
Следовательно, обжалуемое решение
суда в указанной части подлежит отмене с принятием в данной части нового
решения об отказе в удовлетворении административного иска налогового органа.
В остальной части решение суда
является правильным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.
Вопреки утверждению административного
ответчика об отсутствии у нее отрицательного сальдо и, как следствие,
отсутствии оснований для начисления пени на отрицательное сальдо, суд первой
инстанции правомерно взыскал с
Филимоновой С.Е. пени на отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по
10.01.2024 в размере 17 693 руб. 22 коп., поскольку, как указано выше, по состоянию на 01.01.2023 отрицательное
сальдо ЕНС Филимоновой С.Е. составляло 133 286 руб.22 коп.
В суде
апелляционной инстанции Филимонова С.Е. не оспаривала тот факт, что налоги
уплачивались ею несвоевременно, кроме того, в принудительном порядке.
Поскольку
оспариваемые административным ответчиком пени были начислены на сумму
совокупной обязанности, включающую в себя общую сумму налогов, сборов, пеней,
которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик в бюджет, часть из
которых была уплачена после 10.01.2024, то доводы апелляционной жалобы в
указанной части являются несостоятельными.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного
районного суда г.Ульяновска от 20 января 2025 года отменить в части взыскания с
Филимоновой Светланы Евгеньевны в пользу Управления Федеральной налоговой
службы России по Ульяновской области задолженности по транспортному налогу за
2022 год в размере 13 856 руб. 43 коп., принять в данной части новое решение,
которым в удовлетворении требований о взыскания с Филимоновой Светланы
Евгеньевны задолженности по транспортному налогу за 2022 год в размере 13 856
руб. 43 коп. отказать.
В остальной части решение суда изменить, указав на
частичное удовлетворение административного иска Управления Федеральной
налоговой службы России по Ульяновской области, дополнить абзац второй
резолютивной части решения указанием на то, что с Филимоновой Светланы
Евгеньевны взысканы пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу
за 2019 год и 2020 год, за период с 15.12.2021 по 31.12.2022.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20.05.2025