Судебный акт
Включение периодов в специальный стаж
Документ от 20.05.2025, опубликован на сайте 26.05.2025 под номером 118989, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2024-006736-09

Судья Кудряшева Н.В.                                                                         Дело № 33-2155/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          20 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Забураеве Н.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 февраля 2025 года по гражданскому делу № 2-238/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Бидуна Владимира Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о понуждении к включению в специальный стаж периодов работы, учебы, службы в армии и назначению досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Бидуну Владимиру Владимировичу в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды: обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 (2 года 10 месяцев 16 дней) в ***, период службы в рядах Советской Армии по призыву с 15.11.1987 по 30.11.1989 (2 года 16 дней), с 17.08.1987 по 04.11.1987 и с 08.01.1990 по 28.06.1991 период работы в должности электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики средств измерений ***.

В удовлетворении иска Бидуну Владимиру Владимировичу к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о понуждении к включению периода учебы 17.07.1987, периодов работы с 13.03.1992 по 12.10.2001 в специальный стаж, дающий право к назначению досрочной страховой пении и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 11.01.2024 отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Бидуна В.В., высказавшего возражения по доводам жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Бидун В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о понуждении к включению в специальный стаж периодов работы, учебы, службы в армии и назначению досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 09.01.2024 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 30.10.2024 № *** ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, рекомендовано обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 65 лет, с чем он не согласен. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости, не были засчитаны периоды: с 01.09.1984 по 17.07.1987 - учебы в ***; с 15.11.1987 по 30.11.1989 - прохождения военной службы по призыву; с 17.08.1987 по 04.11.1987, с 08.01.1990 по 28.06.1991 – работы в должности электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики средств измерений в цехе по ремонту приборов тепло-технического контроля и автомат. тепловых процессов ***; с 13.03.1992 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 12.10.2001 – работы в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе ферросплавов ***. Просил суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды: с 01.09.1984 по 17.07.1987 - учебы ***; с 15.11.1987 по 30.11.1989 - прохождения военной службы по призыву; с 17.08.1987 по 04.11.1987, с 08.01.1990 по 28.06.1991 – работы в должности электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики средств измерений в цехе по ремонту приборов тепло-технического контроля и автомат. тепловых процессов ***; с 13.03.1992 по 31.12.1997 – работы в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе ферросплавов ***; 01.01.1998 по 12.10.2001 - работы в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе ферросплавов ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в части удовлетворения требований. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, период обучения в учебных заведениях, указанных в подпункте «з», в том числе в училищах профессионально - технического образования приравнивается к работе, которая непосредственно следовала за окончанием указанного периода, период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе, которая непосредственно предшествовала или непосредственно следовала за окончанием указанного периода в размере, не превышающем стажа работы по Списку № 2 от 1956 года по состоянию на 01.01.1992. Обращает внимание, что специальный стаж истца с учетом периодов работы с 15.07.1991 по 31.12.1991, с 17.08.1987 по 04.11.1987 и с 08.01.1990 по 28.06.1991 составляет всего 2 года 1 месяц 23 дня, а период его обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 (2 года 10 месяцев 16 дней) и период службы в рядах Советской армии с 15.11.1987 по 30.11.1989 (2 года 16 дней), в общей сложности – 4 года 11 месяцев 2 дня, что значительно превышает стаж работы по Списку № 2 от 1956 года по состоянию на 01.01.1992. Считает, что судом первой инстанции необоснованно включены в специальный стаж Бидуна В.В. периоды его обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 и период службы в рядах Советской армии с 15.11.1987 по 30.11.1989. Периоды работы истца с 17.08.1987 по 04.11.1987 и с 08.01.1990 по 28.06.1991 не были включены в специальный стаж по Списку № 2, поскольку в льготно-уточняющей справке от 17.04.2023 указано недостаточно оснований для ее выдачи.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда обжаловано ОСФР по Ульяновской области только в части удовлетворения требований Бидуна В.В., в связи с чем в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является предметом проверки суда апелляционной инстанции только в данной части.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.01.2024 Бидун В.В., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 62-64).

Решением ответчика от 30.10.2024 Бидуну В.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Истцу рекомендовано обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений, предусмотренных Приложением № 6 к данному закону, не ранее чем за месяц до достижения возраста 65 лет (л.д. 101-104).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 истцу засчитаны периоды его работы: с 15.07.1991 по 12.03.1992 – в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования ферросплавного цеха *** (после переименований – ***);

- с 29.05.2003 по 26.12.2003, с 03.01.2004 по 26.12.2004, с 01.01.2005 по 19.02.2005 – в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятого на горячих участках дороги в ***»;

- с 19.05.2021 по 01.06.2021 – в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в ***».

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитаны следующие периоды:

- с 01.09.1984 по 17.07.1987 – учебы в ***, так как у истца отсутствует стаж работы по Списку № 2 от 22.08.1956;

- с 15.11.1987 по 30.11.1989 – прохождения военной службы по призыву, так как у истца отсутствует стаж работы по Списку № 2 от 22.08.1956;

- с 17.08.1987 по 04.11.1987, с 08.01.1990 по 28.06.1991 – работы в должности электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики средств измерений в цехе по ремонту приборов тепло-технического контроля и автом. тепловых процессов ***, поскольку в представленной льготно-уточняющей справке от 17.04.2023 № *** указано недостаточно оснований ее выдачи; ответ на запрос об уточнении сведений по истечении трех месяцев не поступил.

В страховой стаж и стаж по Списку № 2 ответчиком не засчитан период работы Бидуна В.В. с 13.03.1992 по 31.12.1997 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе ферросплавов на ***, так как этот период работы не подтвержден полученным на запрос формуляром, выданным Департаментом Комитета труда и социальной защиты по Павлодарской области.

Полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж периодов учебы, службы в армии по призыву, указанных выше периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Бидун В.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 ст. 30).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (подп.«б»).

В п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №6653 указано, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы по Списку № 2 применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (подп. «а»).

Списком № 2 от 22.08.1956 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления (раздел XIV. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей).

В соответствии со Списком № 2 от 26.01.1991 право на льготное пенсионное обеспечение имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код профессии 140000а-18455, раздел 21400000 XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство).

Согласно записям в трудовой книжке Бидуна В.В. период с 01.09.1987 по 17.07.1987 указан как учеба в *** (л.д. 13-29).

17.08.1987 Бидун В.В. был принят в *** в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем по ремонту приборов тепло-технического контроля и автом. тепловых процессов в КТЦ второго разряда (приказ № *** от 14.08.1987); 04.11.1987 – уволен по п. 3 ст. 31 КЗоТ КазССР в связи с призывом в ряды Советской Армии (приказ № *** от 05.11.1987).

Период с 14.11.1987 по 30.11.1989 в трудовой книжке истца указан как служба в Советской Армии.

08.01.1990 Бидун В.В. принят в *** в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем второго разряда по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в КТЦ (приказ № *** от 04.01.1990); 28.06.1991 – уволен по собственному желанию по ст. 32 КЗоТ КазССР (приказ № *** от 28.06.1991).

15.07.1991 Бидун В.В. принят в *** электромонтером по ремонту электрического оборудования по четвертому разряду (приказ № *** от 12.07.1991), из данной организации истец был уволен 12.10.2001 по инициативе работника (приказ № *** от 15.10.2001).

Согласно решению ответчика от 30.10.2024 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2, Бидуну В.В. включен период его работы с 15.07.1991 по 12.03.1992, период работы с 17.08.1987 по 04.11.1987 и с 08.01.1990 по 28.06.1991 в такой стаж не включен.

Данные периоды работы имели место в Республике Казахстан.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее – Соглашение от 20.12.2019).

Статьей 6 Соглашения от 20.12.2019 предусмотрено, что назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

В соответствии со ст. 7 Соглашения от 20.12.2019 каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений Соглашения (часть 1).

В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (часть 2).

При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях (часть 4).

Статьей 12 Соглашения от 20.12.2019 предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

Решением Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее – Порядок от 23.12.2020).

Пунктом 36 Порядка от 23.12.2020 предусмотрено, что компетентные органы государств-членов информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а также об изменении персональных данных трудящегося (члена семьи) и иных обстоятельствах, имеющих значение для применения Соглашения, путем направления формуляров «Информационный лист» и (или) «О стаже работы» в течение 5 рабочих дней со дня выявления таких обстоятельств.

Пунктом 37 Порядка от 23.12.2020 установлено, что при необходимости истребования дополнительной информации компетентный орган одного государства-члена вправе запросить у компетентного органа другого государства-члена необходимые формуляры, документы и сведения, имеющие значение для пенсионного обеспечения трудящегося (члена семьи).

В соответствии с п. 38 Порядка от 23.12.2020 уполномоченные органы и компетентные органы государств-членов безвозмездно оказывают друг другу содействие в предоставлении необходимых сведений (информации) и документов, от которых зависит назначение пенсии, изменение ее размера или прекращение ее выплаты.

В отношении периода работы Бидуна В.В. в должности электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики средств измерений в цехе по ремонту приборов тепло-технического контроля и автом. тепловых процессов на *** ОСФР по Ульяновской области не была принята льготно-уточняющая справка от 17.04.2023 №***.

Согласно данной справке, выданной ***, Бидун В.В. работал на *** - ныне *** электрослесарем по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений с 17.08.1987 по 04.11.1987, с 08.01.1990 по 28.06.1991, что соответствует Списку № 2 от 26.01.1991 №2. Справка выдана на основании приказов о приеме, переводе, увольнении, личной карточки формы Т2, действующих инструкций, положений и коллективного договора.

В справке также указано, что на электрической станции установлено 8 энергоблоков мощностью по 300МВТ и 16 пылеугольных котлов. На основании распоряжения Совета Министров СССР от 25.12.1958 за Ермаковской ГРЭС закреплен в качестве основного твердого топлива каменный уголь Экибастузского месторождения (л.д. 81-82).

Аналогичная по содержанию справка от 01.02.2025 № *** о работе истца была представлена *** по запросу суда первой инстанции (л.д. 125).

Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание указанные документы, в связи с чем правомерно включил в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы в должности электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики средств измерений на *** с 17.08.1987 по 04.11.1987 и с 08.01.1990 по 28.06.1991.

Включая в специальный стаж Бидуна В.В. по Списку № 2 периода его обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 (2 года 10 месяцев 16 дней) в *** и периода службы в рядах Советской Армии по призыву с 15.11.1987 по 30.11.1989 (2 года 16 дней), суд первой инстанции руководствовался пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее - Положение № 590), применение которого возможно в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665  для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590,  установлено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подп. «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах (подп. «к»).

В абзаце 14 пункта 109 Положения № 590 предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Вывод суда первой инстанции о возможности включения в специальный стаж Бидуна В.В. по Списку № 2 периода его обучения в ***, поскольку за ним следовала работа по Списку № 2, и службы в рядах Советской Армии по призыву, так как ей предшествовала и за ней следовала работа по Списку № 2, является по существу правильным. 

Вместе с тем, включая в специальный стаж истца полностью периоды его обучения (с 01.09.1984 по 16.07.1987 - 2 года 10 месяцев 16 дней),  и службы в армии по призыву (с 15.11.1987 по 30.11.1989 - 2 года 16 дней, суд первой инстанции не учел, что в абзаце 16 пункта 109 Положения № 590 указано, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б» и «в» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Из приведенных выше положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 следует, что возможность включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов службы в армии (подп. «к» п.109 Положения № 590) и обучения (подп. «з» п. 109 Положения № 109) поставлена в зависимость от продолжительности трудовой деятельности, имевшей место до 01.01.1992 по Спискам № 1 и № 2 от 22.08.1956.

Таким образом, действующим законодательством в области пенсионного обеспечения императивно установлено ограничение по определению продолжительности периода другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях.

Общая продолжительность трудовой деятельности Бидуна В.В. по Списку № 2 по состоянию на 01.01.1992, то есть по Списку № 2 от 22.08.1956, с учетом периода работы по Списку № 2, включенного в специальный стаж Бидуна В.В. судом первой инстанции – с 17.08.1987 по 04.11.1987 и с 08.01.1990 по 28.06.1990, и ответчиком добровольно – с 15.07.1991 по 31.12.1991, составляет 2 года 1 месяц 23 дня.

С учетом изложенного в специальный стаж Бидуна В.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, подлежат включению период его обучения в ***, период службы в рядах Советской Армии по призыву общей продолжительностью 2 года 1 месяц 23 дня.

Тем самым, решение суда подлежит отмене в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить Бидуну В.В. в специальный стаж  по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды: обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 (2 года 10 месяцев 16 дней) в *** и службы в рядах Советской Армии по призыву с 15.11.1987 по 30.11.1989 (2 года 16 дней); в указанной части надлежит принять новое решение, которым обязать ОСФР по Ульяновской области включить Бидуну В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды обучения в *** и службы в рядах Советской Армии по призыву общей продолжительностью 2 года 1 месяц 23 дня.

В остальной части решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                                 от 14 февраля 2025 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить Бидуну Владимиру Владимировичу в специальный стаж  по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды: обучения с 01.09.1984 по 16.07.1987 (2 года 10 месяцев 16 дней) в ***, период службы в рядах Советской Армии по призыву с 15.11.1987 по 30.11.1989 (2 года 16 дней).

Принять в указанной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Бидуну Владимиру Владимировичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды обучения в *** и службы в рядах Советской Армии по призыву общей продолжительностью 2 года 1 месяц 23 дня.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации  по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2025.