Судебный акт
О признании ответа незаконным
Документ от 13.05.2025, опубликован на сайте 23.05.2025 под номером 119009, 2-я гражданская, о признании незаконным решение, о признании незаконными действия (бездействие), решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2024-001629-47

Судья Сафиуллова М.В.                                                                  Дело №33а-2091/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                               13 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Рустамова Фархада Фархаджановича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 23 января 2025 года по делу № 2а-62/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Рустамова Фархада Фархаджановича к прокурору Чердаклинского района Ульяновской области Грудкину Николаю Николаевичу о признании незаконным решения от *** года, признании незаконным бездействия в связи с нерассмотрением доводов обращения от 4 декабря 2024 года по пунктам 2, 3, 4, признании незаконными действий в связи с перенаправлением частей обращения от 4 декабря 2024 года - пунктов 2, 3, 4 в адрес главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, возложении обязанности повторно вернуться к рассмотрению  пунктов 2, 3, 4 обращения от 4 декабря 2024 года  отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения Рустамова Ф.Ф., поддержавшего доводы апелляционной  жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

 

Рустамов Ф.Ф. обратился в суд с административным иском к прокурору Чердаклинского района Ульяновской области Грудкину Н.Н. о признании незаконным решения, оспаривании действий, бездействия.

Требования мотивированы тем, что 4 декабря 2024 года в адрес прокурора района им направлено обращение, на которое 11 декабря 2024 года поступило уведомление, в котором сообщалось о том, что его обращение перенаправлено в адрес главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области ***  При этом в указанном письме, по мнению административного истца, ясно было изложено, что именно доводы в части сообщений (пункт 1 обращения) о возможных нарушениях работниками администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан оставлены на рассмотрении в прокуратуре района.

Считает, что его права были нарушены, обращение рассмотрено прокурором района в нарушении действующего российского законодательства.

Просил признать незаконными решение прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Грудкина Н.Н. от *** года  № *** и его бездействие в связи с нерассмотрением установленных Рустамовым Ф.Ф. в пунктах  2, 3, 4 доводов в просительной части  обращения от 4 декабря 2024 года, в том числе, в связи с нарушением прав административного истца и в связи с нарушением требований, установленных частью 1 статьи 10, части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года  № 59-ФЗ) и требований, установленных пунктами 3.5, 3.7, 6.1, 6.5 приказа Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 года № 45; признать незаконными действия прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Грудкина Н.Н. в связи с перенаправлением других частей обращения Рустамова Ф.Ф. (пункты 2, 3, 4 обращения) в адрес главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области *** в нарушение требований, установленных частями 3, 6 статьи  8 Федерального закона от 2 мая 2006 года  № 59-ФЗ, пунктов  3.5, 3.7, 6.1, 6.5 Приказа Генпрокуратуры РФ  от 30 января 2013 года № 45, обязав его вернуться к рассмотрению обращения   от            4 декабря 2024 года в части пунктов 2, 3, 4, указанных в просительной части обращения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                               МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ КУМИЗО МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Рустамов Ф.Ф. не соглашается с решением суда, просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение, взыскав расходы по госпошлине.

В обоснование жалобы указывает на то, что в его адрес до сих пор не поступали сведения и решения по указанным им доводам пункта 2 просительной части обращения от 4 декабря 2024 года в прокуратуру Чердаклинского района Ульяновской области. В нарушение требований Приказа № 212 прокурор  Грудкин  Н.Н. не направил его сообщения незамедлительно о наличии признаков  преступления и о просьбе возбудить  уголовное дело в соответствующие органы. Вопрос о рассмотрении в действиях указанных в обращении лиц состава преступления и о возбуждении уголовного дела либо отказа в возбуждении дела не решен до настоящего времени.

Обращает также внимание суда на то, что к участию в деле не была привлечена прокуратура Ульяновской области, без которой рассмотрение дела не представлялось возможным.

Ссылается на то, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствовал лист № 68, который появился в деле позже. Судья при исследовании материалов дела оглашала лист дела № 66 и сразу после него лист дела № 70.

Полагает, что суд первой инстанции создал ситуацию, при которой процессуальные возможности сторон не были равными, а административный ответчик был поставлен в преимущественное положение, тем самым были нарушены принципы состязательности и равноправия сторон.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Так, при рассмотрении настоящего дела допущены процессуальные нарушения, влекущие в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения суда.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно положениям части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 января 1992 года  № 2202-1

«О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года  № 2202-1) прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 17 января 1992 года  № 2202-1).

Как следует из материалов настоящего  дела, обращение в суд с настоящим административным иском  Рустамов Ф.Ф. связывает с ненадлежащим  рассмотрением прокурором Чердаклинского района Ульяновской области Грудкиным Н.Н. его  обращения от 4 декабря 2024 года. 

Судом первой инстанции дело рассмотрено без привлечения к участию в нем в качестве административного ответчика прокуратуры Ульяновской  области, в структуре (подчинении) которой находится прокуратура Чердаклинского района Ульяновской области, действия (бездействие) должностного лица  которой являются предметом рассмотрения настоящего дела.

Привлечение прокуратуры Ульяновской  области в качестве административного ответчика  в силу требований части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  предусматривающих необходимость  привлечения к участию в административном деле органа, в котором исполняют свои обязанности указанные лица, является обязательным.

В связи с допущенными нарушениями принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции согласно пункту 3 статьи 309 названного кодекса.

При новом рассмотрении суду следует привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика  прокуратуру Ульяновской области, обеспечив соблюдение ее прав, определить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, исходя из заявленных административным истцом требований и содержания административного искового заявления, исследовать в ходе судебного разбирательства представленные доказательства, принять иные меры для всестороннего, полного и своевременного рассмотрения административного дела, по результатам которого необходимо принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, в том числе отразить в нем оценку имеющихся доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 23 января 2025 года отменить.

Административное дело направить в суд  первой инстанции на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 мая 2025 года.