Судебный акт
Ликвидация общественного объединения
Документ от 05.05.2025, опубликован на сайте 30.05.2025 под номером 119086, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                        73OS0000-01-2025-000092-10

Дело № 3а-82/2025

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5 мая 2025 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                       № 3а-82/2025 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» о  ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

 

установил:

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к  Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» о  ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требования административным истцом указано, что в деятельности Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» (основной государственный регистрационный номер ***) имеются нарушения федерального законодательства, выразившиеся в несоблюдении требований абзаца 1 статьи 18, абзацев 3 и 4 части 1 статьи 29  Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях»,  пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Нарушения не устранены. Допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации. От председателя правления Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило обращение с просьбой ликвидировать данную организацию, так как деятельность не ведется, отсутствуют члены данной организации, денежные средства отсутствуют, самостоятельно принять решение о ликвидации данное юридическое лицо не может. 

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд ликвидировать Ульяновскую областную общественную организацию производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» и исключить эту организацию из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области по доверенности Абрамова Ю.А. поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, привела вышеизложенные доводы. Указала, что административным ответчиком подтверждено, что намерения осуществлять далее уставную деятельность нет. В настоящее время ликвидация административного ответчика возможна только в судебном порядке, так как у административного ответчика отсутствуют необходимые средства. Сообщила, что данных о нарушении административным ответчиком положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям организации, не имеется.  За последние три года предупреждений об устранении выявленных нарушений закона в адрес административного ответчика не выносилось. 

Законный представитель административного ответчика – председатель правления Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» Свиридов А.Ф. в судебном заседании сообщил, что согласен с иском, указав, что деятельность организации не ведется несколько лет, денежных средств не имеется, других членов общественной организации нет, продолжать деятельность организация не намерена. Сообщил, что отрицательное сальдо единого налогового счета организации будет погашено. Пояснил, что связь с учредителями организации утрачена  течение многих лет, они не интересуются судьбой организации, никак не участвуют в ее деятельности, не интересуются ее судьбой.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Представлен отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что у Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» имеется отрицательного сальдо единого налогового счета 1000 рублей.

Представитель заинтересованного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Представлен отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что за период с 2021 по 2022 годы Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» не представлены сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) в отношении работающих застрахованных лиц данной организации. Сведения о начисленных страховых взносах по форме ЕФС-1 за 2021-2024 годы предоставлены без указания численности работающих застрахованных лиц и без указания сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, обозрев регистрационное и контрольное дела в отношении  Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед», суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ             «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», закреплено в статье 1 этого закона.

В силу статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно статьям 7, 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях», общественная организация является организационно-правовой  формой общественного объединения. Она представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

В статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения, в том числе:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац 1 части 1);

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 2 части 1);

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 3 части 1);

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы (абзац 4 части 1).

Во исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996            № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                           «Об общественных объединениях» возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Во исполнение пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя, в том числе государственную регистрацию некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 70 пункта 12 Положения о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29.03.2024 № 89 территориальный орган Управления при осуществлении своих полномочий обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений.

Таким образом, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации региональной общественной организации.

Статьей 20 КАС РФ к подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции отнесены административные дела о ликвидации региональных общественных объединений  (пункт 5 части 1 статьи 20 КАС РФ).

Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений  урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также                ГК РФ).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 28.06.2012 № 1246-О ликвидация общественной организации имеет значение запрета на деятельность.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что региональное общественное объединение Ульяновская областная общественная организация производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед»  зарегистрирована 1 октября 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области. 

Запись о государственной регистрации некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц *** года.

Присвоен основной государственный регистрационный номер ***.

Председателем правления Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» является Свиридов А.Ф., сведения об этом внесены в  Единый государственный реестр юридических лиц *** года.

Согласно Уставу Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед»,  утвержденному решением общего собрания *** года (протокол № ***), организационно-правовая форма юридического лица – общественная организация (пункт 1.1).

Целью создания организации  явилось объединение усилий пчеловодов, любителей пчел в развитии пчеловодства в городе Ульяновске и Ульяновской области (пункт 2.1).

Высшим руководящим органом организации является общее собрание (пункт 5.1).

Правление общества является постоянно действующим выборным, подотчетным общему собранию руководящим органом, осуществляющим текущее управление организацией (пункт 5.7).

Председатель правления организует работу правления, без доверенности выступает от имени организации (пункты 5.13, 5.14).

В пункте 7.3 Устава предусмотрено, что ликвидация организации возможна по решению общего собрания и по решению суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6 февраля 2025 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило заявление председателя правления Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» Свиридова А.Ф. с просьбой ликвидировать это общественное объединение и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц, так как в организации имеется единственный член общества (это сам заявитель), с 2024 года деятельность не ведется, общие собрания не проводятся, и нет возможности их провести, принять решение о ликвидации самостоятельно невозможно, имущество и денежные средства организации отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства указанные обстоятельства были подтверждены председателем правления Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» Свиридовым А.Ф.

В судебном заседании нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства со стороны Ульяновского регионального общественного фонда культуры, а именно нижеследующие.

В нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 19.05.1995                    № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»  данное общественное объединение в настоящее время не имеет ни одного учредителя, состоит из одного члена. При этом минимальное количество учредителей нормативно установлено в три человека.

В нарушение статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ                       «О некоммерческих организациях»:

нарушена обязанность некоммерческой организации предоставить в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», сообщение о продолжении своей деятельности за 2023 год;

нарушена обязанность ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2023 год.

В нарушение статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ          «Об общественных объединениях» нарушены обязанности общественного объединения, в том числе:

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 3 части 1), за период 2020-2023 годы;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 части 1), за 2023 год.

Предупреждения об устранении нарушений в адрес юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области за последние три года не выносились.

Позиция административного ответчика свидетельствует об отсутствии намерения продолжить деятельность организации.

Изложенное делает неустранимыми имеющиеся нарушения требований законодательства, которые носят характер грубых нарушений.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ            «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 этого Федерального закона.

В соответствии со статей 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ            «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов (абзац 3 части 1).

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64

«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В судебном заседании нашли свое подтверждение такие факты, что необходимое количество членов организации отсутствует, общее собрание провести невозможно по объективным причинам,  имущества организации  недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества не усматривается; цели организации не достигаются и не могут быть достигнуты, необходимая установленная законом отчетность не предоставляется. Характер допущенных нарушений является грубым.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области следует удовлетворить и ликвидировать Ульяновскую областную общественную организацию производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» (основной государственный регистрационный номер ***).

В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ  правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В связи с чем надлежит исключить сведения об Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» (основной государственный регистрационный номер ***)  из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд  

 

решил:

 

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать Ульяновскую областную общественную организацию производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» (основной государственный регистрационный номер ***).

Исключить сведения об Ульяновской областной общественной организации производителей и переработчиков пчелопродукции «Симбирский мед» (основной государственный регистрационный номер ***) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 19 мая 2025 года.