Судебный акт
Об оборудовании контейнерной площадки
Документ от 27.05.2025, опубликован на сайте 02.06.2025 под номером 119152, 2-я гражданская, о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку в соотвесвтии с санитарными правилами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-008671-78

Судья Жилкина А. А.                                                                         Дело № 33а-2219/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                               27 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре  Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2025 года по делу № 2а-386/2025, которым постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

обязать администрацию города Ульяновска в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку по адресу: ***, твердым (бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с санитарными требованиями.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку в соответствии с санитарными правилами.

В обоснование требований указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлена контейнерная площадка вблизи дома № ***, не оборудованная твердым (бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод и ограждением.

Указанная контейнерная площадка находится в ведении администрации                     г. Ульяновска и входит в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В нарушение требований законодательства должностными лицами администрации г. Ульяновска возложенные на них обязанности по накоплению, сбору твердых коммунальных отходов должным образом не проводятся. 

Неисполнение указанных требований закона влечет нарушение конституционных прав граждан, которые имеют право на охрану окружающей среды, являющейся естественной и благоприятной для здоровья, производительность и разнообразие которой должно сохраняться.

Просил обязать администрацию г. Ульяновска в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку по адресу: ***, твердым (бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с санитарными требованиями.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.                

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает на то, что администрация г. Ульяновска не является собственником и ответственным лицом за содержание указанной контейнерной площадки, а в силу полномочий участвует в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО по заявке заинтересованного ответственного лица и ведет реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Считает, что проведение каких-либо мероприятий по оборудованию и обслуживанию контейнерных площадок - имущества, не являющегося муниципальной собственностью, противоречит гражданскому законодательству и считается нецелевым использованием бюджетных денежных средств.

В судебное заседание  лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года           № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно статье 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от  6 октября 2003 года       № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 13.4  указанного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 раздела II  СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокуратурой района выездного обследования и осмотра мест  для накопления твердых коммунальных отходов возле дома № *** выявлены нарушения пункта 3  раздела II СанПиН 2.1.3684-21                (л.д. 8-15, 34).

Установлено, что указанные контейнерные площадки в нарушение приведенных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оборудованы твердым (асфальтовым, бетонном) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение с трех сторон,  в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Вопреки доводам жалобы, место накопления ТКО по адресу: ***, включено в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск», размещенный на официальном сайте администрации г. Ульяновска, собственником этого места указана администрация г. Ульяновска (л.д. 20).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не находит.

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм права, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска             без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29  мая 2025 года.