Судебный акт
Оспаривание отказа в постановке на учет для получения жилого помещения лицом из числе детей- сирот
Документ от 27.05.2025, опубликован на сайте 03.06.2025 под номером 119177, 2-я гражданская, о включении в список на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-007976-29

Судья Бирюкова О.В.                                                                        Дело №33а-2206/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         27 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Старостина Алексея Валерьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  09 января 2025 года по делу № 2-136/2025, которым постановлено:

в удовлетворении иска Старостина Алексея Валерьевича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить  в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя              Старостина А.В. – адвоката Антиповой В.И.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства социального развития Ульяновской области – Фроловой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,                судебная коллегия

 

установила:

Старостин А.В.  обратился в суд с административным иском  к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить  в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указал, что был отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей,  в связи с лишением родительских прав ***, *** На основании Постановления администрации Заволжского района г.Ульяновска от *** №***  он был помещен в ГОУ для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 30.01.2006 по 26.02.2009 находился в ОГКУ «Ивановский детский дом им. А. Матросова – Центр патриотического воспитания. В период с 27.02.2009 по 24.09.2022 он отбывал наказание, связанное с лишением свободы, в связи с чем до достижения 23-летнего возраста не имел возможности реализовать право на обращение с заявлением о включении его в список на получение жилого помещения.

Обратившись с заявлением к административному ответчику, получил отказ. В настоящее время жилья у него нет. С 23.08.2024 он проходит военную службу.

Просил признать отказ Министерства социального развития Ульяновской области от *** №*** незаконным, обязать ответчика включить            Старостина А.В. в список на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области, администрация города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Старостин А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что факт достижения 23-летнего возраста не может быть основанием лишения права на получение жилья от государства, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Ссылается на то, что судом не было учтено, что он не был своевременно включен в список нуждающихся в получении жилья не по своей вине, а вследствие бездействия органов опеки. В последующем он не имел возможности реализовать право на включение в список детей-сирот ввиду нахождения в местах лишения свободы, но суд не признал данное обстоятельство уважительной причиной.

Полагает, что довод суда о том, что Старостин А.В. выдал доверенность на представителя, а значит, был осведомлен о возможности действовать в своих интересах, не состоятелен, так как, находясь в местах лишения свободы, он не мог проконтролировать фактические действия представителя по исполнению своей воли.

Считает, что поскольку он был обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области действует Закон от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Статьей 2 названного закона регламентировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в случае если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Указанное право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Старостин А.В. родился *** (л.д.18).

Постановлением главы администрации Заволжского района г.Ульяновска от *** №*** в связи с лишением его родителей родительских прав Старостин А.В. был помещен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.15).

С 06.12.2005 по 31.01.2006 находился  ОГКУ «Дом детства» (д.д.64 оборот).

В период с 30.01.2006 по 26.02.2009 находился в ОГКУ «Ивановский детский дом. С 27.02.2009 заключен под стражу, впоследствии осужден. Приказом от *** отчислен из ОГКУ в связи с совершеннолетием.

26.07.2011, являясь совершеннолетним, освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.

В период с даты освобождения до 08.06.2012 (дата последующего заключения под стражу) с заявлением для включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не обращался.

Согласно п.*** постановления главы администрации Заволжского района г.Ульяновска от *** №*** за Старостиным А.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***.

Как видно из акта проверки от *** о сохранности жилого помещения, площадью 72,18 кв м, по адресу: ***, справке формы 8 от 24.02.2010, в квартире зарегистрированы по месту жительства: *** – брат Старостина А.В., *** – бабушка Старостина А.В. и Старостин А.В. (л.д.65-66).

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 09.12.2010 за Старостиным А.В. признано право общей долевой собственности в размере 1/12 доли в праве на указанную квартиру.

В период с 08.08.2012 по 12.01.2015 в указанной квартире был зарегистрирован по месту жительства сын Старостина А.В. – *** г.р.

На основании договора купли-продажи от *** Старостин А.В., находясь в возрасте 21 год, распорядился принадлежим ему недвижимым имуществом по своему усмотрению, продал долю в квартире *** (л.д.11).

Таким образом, до наступления совершеннолетия, Старостин А.В. жилой площадью был обеспечен.

23 года Старостину А.В. исполнилось ***. В указанную дату он находился в местах лишения свободы, откуда был освобожден 24.09.2022 (л.д.47).

С 24.09.2022 по 19.06.2024 Старостин А.В. не обращался в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

20.06.2024 обратился в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением от *** №*** административному истцу было отказано во включении в список, поскольку на момент обращения ему исполнился           31 год и до достижения возраста 23 лет он с таким заявлением к ответчику не обращался (л.д.60).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уважительных причин, свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право на обращение в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска          Старостину А.В. отказал.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом со ссылкой на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, при разрешении настоящего спора, связанного с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Из материалов дела следует, что до наступления возраста 23 лет                  Старостин А.В., в период нахождения на свободе меры для включения его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не предпринимал.

Доводы истца о том, что истец не мог реализовать данное ему право ввиду непрерывного нахождения в местах лишения свободы с 08.06.2012, опровергаются предоставленным стороной истца договором купли-продажи недвижимого имущества от ***, из которого следует, что Старостин А.В., отбывая наказание в виде лишения свободы продал свою долю в праве на принадлежащую ему квартиру по доверенности.

В ходе рассмотрения дела административным истцом и его представителем не было представлено доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом доказательств наличия каких-либо препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», истцом также не предоставлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с достижением возраста 23 лет граждане из числа детей-сирот, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом              №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Каких либо доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит. Безусловных оснований для отмены решения не имеется. Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  09 января 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Старостина Алексея Валерьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.05.2025