У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-003050-63
Судья Киреева Р.Р. Дело
№33а-2214/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
27 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лифановой З.А.,
судей Берхеевой
Г.И., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 23 января 2025 года по
делу № 2а-309/2025, которым постановлено:
требования административного иска прокурора Заволжского района города
Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации
города Ульяновска, обществу с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» о
возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку в соответствии с
санитарными правилами удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска в течение 8 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку,
расположенную по адресу: ***, в соответствии c п.3 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3,
а именно обустроить контейнерную площадку с подъездным путем, бетонированной
(асфальтированной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых вод,
установить заграждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов
за пределы контейнерных площадок, в соответствии с действующим реестром мест
накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на
территории муниципального образования «город Ульяновск» (на 25.12.2023).
В удовлетворении административного иска к обществу с ограниченной
ответственностью «УК Экостандарт» - отказать.
Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения прокурора Стерлядевой
Е.В., представителя ООО «УК Экостандарт» Харьковой О.В., полагавших решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился
в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным иском, к
администрации города Ульяновска о возложении обязанности оборудовать
контейнерные площадки в соответствии с санитарными правилами.
В обоснование иска
указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в
реестре мест накопления ТКО на территории муниципального образования «город
Ульяновск», утвержденном распоряжением администрации города Ульяновска ***,
значится площадка под №***, по адресу: ***, с размещенными контейнерами для
складирования твердых коммунальных отходов.
Указанная
контейнерная площадка не обеспечена твердым покрытием с уклоном и ограждением в
соответствии c п.3 СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом,
администрацией города Ульяновска нарушены требования закона.
Их невыполнение
нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и
может повлечь негативные последствия для граждан в виде заражения окружающей
местности вредными веществами.
В иске содержится
просьба о возложении обязанности на административного ответчика в течение 8
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить содержание
места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: ***, в соответствии
c п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно: переоборудовать контейнерную
площадку с твердым покрытием с уклоном и ограждением для дополнительных 3-х контейнеров
для раздельного сбора мусора в соответствии с пп.2 п.1 распоряжения
администрации города Ульяновска ***, которое размещено на официальном сайте
администрации города Ульяновска.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью «УК Абсолют»
(далее – ООО «УК Абсолют», общество с
ограниченной ответственностью «Истоки плюс» (далее - ООО «Истоки плюс»),
общество с ограниченной ответственностью ООО «УК Симбирцит» (далее - ООО «УК
Симбирцит»), судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России Абакумова Е.А., судебный пристав-исполнитель
СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В.
Определением суда от
21.06.2024 производство по делу прекращено в части требования создания мест
(площадок) накопления ТКО для источника образования ТКО – МКД *** с учетом п.4
СанПиН 2.1.3684-21, в связи с отказом прокурора от данных требований.
Рассмотрев заявленные требования в остальной
части по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение
суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывается на то, что суд не учел наличие вступившего в законную силу решения Заволжского районного суда города
Ульяновска от *** по делу *** с аналогичными исковыми требованиями, что влечет
прекращение производства по делу. Требование
в части обязания оборудовать контейнерную площадку по *** исполнено в полном
объеме в 2022 году, что подтверждается материалами исполнительного производства
***.
В жалобе содержатся
указания на то, что обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО,
обслуживающих многоквартирные дома, возложена на управляющие компании.
Имеется ссылка на то, что
«УК Экостандарт», увеличив количество контейнеров, изменяет требования к
оборудованию контейнерной площадки, что влечет к необоснованному расходованию
бюджетных средств.
В возражениях на
апелляционную жалобу ООО «УК Экостандарт» просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В возражениях ЖСК
«Заводской» оставляет решение на усмотрение суда.
В судебное заседание
кроме прокурора Стерлядевой Е.В., представителя ООО «УК Экостандарт» Харьковой
О.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений
на неё,
в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия приходит к следующему.
Как
следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой проверкой исполнения соблюдения
законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по благоустройству
и охране окружающей среды в границах муниципального образования «город Ульяновск» и
организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов, выявлен факт нарушения обустройства контейнерной площадки ТКО по
адресу: ***.
Распоряжением администрации
города Ульяновска *** утвержден реестр мест (площадки) накопления ТКО, расположенных на
территории муниципального образования «город Ульяновск»,
который содержит в себе сведения о местах накопления ТКО, о технических характеристиках данных
объектов, а также собственниках мест
(площадки) накопления ТКО. В данном
реестре значится спорная контейнерная площадка.
Также
указанная контейнерная
площадка включена в реестр муниципального имущества, в схему размещения мест (площадок)
накопления ТКО.
Источниками образования ТКО
на данной контейнерной площадке являются, расположенные по близости многоквартирные дома,
что подтверждается материалами дела (т. 1 л.д. 14).
Решением Заволжского районного суда
города Ульяновска от *** по административному делу *** суд обязал администрацию
города Ульяновска оборудовать контейнерную площадку по *** в
соответствии с СанПиН (т. 2 л.д.15-18).
При рассмотрении районным
судом приведенного выше дела, действовал реестр мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов от 23.08.2019, согласно которому на контейнерной площадке
был предусмотрен 1 бункер, взамен которого было установлено 3 контейнера (т. 2 л.д.20-22).
Как следует
из материалов исполнительного
производства от ***,
требования исполнительного документа в части обязания оборудовать
контейнерную площадку по *** исполнено в полном объеме в 2022 г.
Действующим реестром мест (площадок)
накопления ТКО на территории муниципального образования города Ульяновска от
25.12.2023 предусмотрено размещение на спорной контейнерной площадке 1
бункера, а также 3 контейнеров (т. 2 л.д.26-27).
По данному адресу возле
контейнерной площадки расположены 3 дополнительных контейнера для раздельного
сбора мусора, которые не оборудованы подъездными путями, бетонированными
(асфальтными) площадками с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждением, обеспечивающим предупреждение
распространения отходов за пределы контейнерных площадок в соответствии п.3 СанПиН 2.1.3684-21, что
подтверждается фотоматериалами (т. 2 л.д.28).
Удовлетворяя
требования прокурора, суд установил факт нарушения администрацией города Ульяновска требований санитарно-эпидемиологического
законодательства, создающий угрозу жизни и здоровья человека, способствующий
возникновению и распространению инфекционных заболеваний неопределенного круга
лиц.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для
признания его неправильным, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда
подробно мотивировано, всем юридически значимым обстоятельствам и собранным по
делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка.
В силу п.24 ч.1
ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного
значения муниципального, городского округа относятся участие в организации
деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона
от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских
округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев,
когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения
мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в
области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Накопление отходов
допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих
требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.п.1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона от
24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления»).
Органы местного
самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством
Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок
создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила
формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с п.3 указанных Правил места
(площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного
самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской
Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы
местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых
коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями
правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями
законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации,
устанавливающего требования к местам (площадки) накопления твердых коммунальных
отходов.
Места (площадки) накопления
твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также
правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21,
которые в соответствии с п.1
данных правил являются обязательными для исполнения органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными
предпринимателями.
Пунктом 3
данного СанПиНа предусмотрено, что на территориях городских и сельских
поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны
быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного
накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее -
контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления
крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки,
организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников
(контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое,
бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а
также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за
пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной
путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и
дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1
метра.
Таким образом, из
системного толкования упомянутых норм права следует, что на органы местного
самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и
содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем
принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства
муниципального образования, законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства,
устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых
коммунальных отходов.
Вопреки доводам
жалобы обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО (в том числе по
установлению ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов
за пределы контейнерной площадки) в силу приведенных выше правовых норм
возложена на органы местного самоуправления.
Дополнительные 3
контейнера, установленные в соответствии с действующим реестром от 25.12.2023,
не оборудованы в соответствии с п.3
СанПиН 2.1.3684-21. Данные обстоятельства были установлены судом,
подтверждаются материалами дела, в связи
с этим довод апелляционной жалобы об оборудовании контейнерной площадки
является несостоятельным, судебной коллегией не принимается.
Доводы жалобы о том,
что региональный оператор, установив 3 дополнительных контейнера, тем самым изменяет
требования к оборудованию контейнерной площадки, что влечет к необоснованному
расходованию бюджетных средств, судебной коллегией не принимаются, поскольку региональный
оператор в своих действиях руководствовался действующим реестром от 25.12.2023.
В силу п.2 ч.1 ст.194
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает
производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в
законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами,
о том же предмете и по тем же основаниям.
Из анализа вышеприведенной правовой нормы следует
недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора.
При вынесении судом
решения от ***, действовал реестр мест (площадок) накопления ТКО от 23.08.2019
согласно которого на контейнерной площадке был предусмотрен 1 бункер.
Требования прокурора в данном деле заявлены, в том числе с учетом реестра мест
накопления ТКО расположенных на территории муниципального образования «город
Ульяновск» (на 25.12.2023), в отношении 3 дополнительных контейнеров. Таким
образом, обращаясь с данным иском, административный истец указал иной предмет
спора, иные обстоятельства, которые не рассматривались судом в 2019 году.
На основании
приведенных выше требований закона, доводы жалобы о прекращении производства по
делу судебной коллегией не принимаются, поскольку были предметом рассмотрения
судом первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка.
Все доводы,
изложенные в апелляционной жалобе, своей сути направлены на иную оценку
установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не
находит.
Принятое по делу
решение является законным и обоснованным, основано на полной и объективной
оценке представленных в дело доказательств, правильном применении норм
материального права. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену
решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и
отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.
309, ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 23 января 2025 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28.05.2025.