УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Талягина Ю.Е. Дело № 7-319/2025
73RS0015-01-2025-00044-13
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
29 мая 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального
директора общества с ограниченной ответственностью «Межрегионального
экологического оператора «Юг» Милюкова Андрея Владимировича на постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 13 декабря
2024 года и решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от
11 марта 2025 года, с учетом определения об исправлении описки от 20 марта 2025
года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью
«Межрегиональный экологический оператор «Юг»
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (дело №12-1-12/2025),
установил:
постановлением государственного инспектора МТУ
Ространснадзора по ЦФО № *** от 13.12.2024 общество с ограниченной
ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг» привлечено к
административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, ему назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере
250 000 рублей.
Решением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской
области от 11.03.2025, с учетом определения об исправлении описки от
20.03.2025, указанное постановление изменено, снижен размер назначенного
наказания в виде административного штрафа до 125 000 рублей. В остальной
части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, генеральный
директор ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг» Милюков А.В. не
соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного
органа и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене.
В обоснование жалобы указывает, что техническое устройство
транспортного средства – мусоровоза предполагает основную нагрузку на заднюю
ось машины, что обусловлено нахождением крупногабаритных силовых элементов
гидроустановки. Основная масса спрессованных отходов также приходится на заднюю
ось транспортного средства, возможность контролировать собственный вес твердых
коммунальных отходов при погрузке отсутствует – отходы грузятся исходя из
возможного объема, а не веса, распределить равномерно нагрузку на оси
мусоровывозящей техники не представляется возможным из-за неоднородного
характера твердых коммунальных отходов.
Просит учесть, что общество является региональным
оператором, осуществляющим вывоз твердых коммунальных отходов, в связи с чем
денежные средства, которые будут потрачены в счет погашения штрафа не заложены
в тарифе на вывоз твердых коммунальных отходов и будут изъяты из оборота
компании, что негативно скажется на деятельности компании и в последующем
приведет к увеличению тарифов на утилизацию твердых коммунальных отходов.
Ссылается на отсутствие состава административного
правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, и отсутствие вины
общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона от
28.02.2025 №27-ФЗ «О внесении в ст.62 Федерального закона «Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения о
неосуществлении весового и габаритного контроля в отношении двуосных и
трехосных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых
коммунальных отходов в период с 01.04.2025 по 01.03.2028.
Подробно позиция генерального директора ООО «Межрегиональный
экологический оператор «Юг» Милюкова А.В. изложена в жалобе.
Изучив доводы жалобы, пояснения защитника юридического лица
Дрожжина С.О., поддержавшего доводы жалобы Милюкова А.В., проверив материалы
дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние ООО
«Межрегиональный экологический оператор «Юг» верно квалифицировано по ч.2
ст.12.21.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за
движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с
превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более
10, но не более 20 процентов без специального разрешения.
Согласно п.23.1 Правил дорожного движения Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Правила дорожного движения),
масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать
величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного
средства.
В силу п.23.5 данных Правил движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства,
осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований
Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Положения ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса
которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось,
которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от
08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается
осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных
средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых
более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства
и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах
и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без
специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а
также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу
свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального
значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными
средствами.
Согласно ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №
257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного
средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось
которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного
средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии
специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей
статьи.
Допустимые масса, нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и
габариты транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от
01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства».
В силу ч.2 Постановления Правительства России от 01.12.2023
№2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного
транспортного средства», под тяжеловесным транспортным средством понимается -
транспортное средство, нагрузка на ось которого и (или) масса которого с грузом
или без груза превышают допустимую нагрузку на ось и (или) допустимую массу
транспортного средства, установленные приложениями № 2 и 3 к настоящим
Правилам, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось,
установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств,
принимаемым на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона в случае снижения
несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков
или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков.
Положениями ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ установлено, что к
административной ответственности за административные правонарушения в области
дорожного движения совершенные с использованием транспортных средств, в случае
фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом
режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и
киносъемке, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемке, видеозаписи
привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 02.11.2024 в 11:42:53 по
адресу 114 км 238 м а/д Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево
– Старая Кулатка – граница области, Ульяновская область, водитель, управляя
тяжеловесным транспортным средством МСТ ***, государственный регистрационный номер
С ***, в составе двуосного одиночного транспортного средства в нарушение
положений п.23.5 Правил дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального Закона от
08.11.2007 №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», положений Постановления Правительства РФ от 01.12.2023
№2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и крупногабаритного
транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного
средства без специального разрешения, поскольку согласно акта № *** измерения
параметров транспортного средства, превысил предельно допустимый показатель по
осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 14,60 % (1,460 т.) на ось №
2 (погрешность измерения 10 %), двигаясь с нагрузкой 11,460 т на ось № 2 при
допустимой нагрузке 10,000 т на ось.
Собственником (владельцем) данного транспортного средства в
соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент
фиксации нарушения являлось ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг».
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим
средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом
режиме – АРХИМЕД, заводской номер ***, поверка которого действительна до
12.08.2025 включительно.
Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления по делу
об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП
РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,
предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо, совершившее противоправное
деяние, и его виновность.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Межрегиональный
экологический оператор «Юг» к административной ответственности соблюдены.
Доводы
жалобы об отсутствии вины, и о том, что обществом принимались исчерпывающие
меры к соблюдению требований действующего законодательства, о специфике
перевозимого груза, не позволяющей оформить специальное разрешение, а также о
техническом устройстве транспортных средств, занимающихся транспортировкой ТКО,
которые имеют утяжеление задней оси, подлежат отклонению, поскольку собранными
по делу доказательствами достоверно установлено движение тяжеловесного
транспортного средства, принадлежащего обществу, с превышением осевых нагрузок.
При
этом доводы о внесенных Федеральным законом
от 28.02.2025 №27-ФЗ «О внесении в ст.62 Федерального закона «Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменениях, в соответствии
с которыми весовой контроль в отношении двуосных и трехосных транспортных
средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных отходов в период
с 01.04.2025 по 01.03.2028 не осуществляется, не являются основанием для отмены
вынесенных по делу актов и прекращения производства по делу.
Так действие
установленного Федеральным законом
от 28.02.2025 №27-ФЗ моратория, предусматривающего ограничения на осуществление
контроля транспортных средств, используемых для транспортировки ТКО, в период с
01.04.2025 по 01.03.2028, не распространяется на отношения, возникшие ранее
введения моратория, поскольку правовая конструкция указанного нормативного
правового акта содержит правила, не подлежащие расширительному толкованию и не
свидетельствующие о смягчении или отмене административной ответственности за
выявленные нарушения, а только изменяет порядок проведения контрольных
мероприятий на данный тип транспортных средств на определенный период, начиная
с 01.04.2025.
Таким образом, законность привлечения ООО «Межрегиональный
экологический оператор «Юг» к административной ответственности по ч.2
ст.12.21.1 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по
делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Положения ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены,
наказание назначено в соответствии с
санкцией ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену
обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора МТУ
Ространснадзора по ЦФО № *** от 13 декабря 2024 года и решение судьи
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2025 года, с
учетом определения об исправлении описки от 20 марта 2025 года, вынесенные в
отношении общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный
экологический оператор «Юг» по части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, оставить без
изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной
ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг» Милюкова Андрея
Владимировича - без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья В.Г.
Буделеев