Судебный акт
Оспаривание НПА
Документ от 23.05.2025, опубликован на сайте 19.06.2025 под номером 119269, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                                                       3а-79/2025

73OS0000-01-2025-000088-22

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

23 мая 2025 года                                                                                   г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи       Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Еремкина Юрия Николаевича о признании недействующими подпунктов «а» и «б» подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2024 года № 804-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 12.05.2015 № 190-П»,

 

у с т а н о в и л :

 

12 мая 2015 года Правительством Ульяновской области было принято Постановление № 190-П «Об организации перевозок отдельных категорий граждан на общественном транспорте на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком реализации единых месячных социальных проездных билетов на территории Ульяновской области», «Порядком распределения средств, полученных от реализации единых месячных социальных проездных билетов на территории Ульяновской области», «Порядком определения размера возмещения выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки», «Порядком распределения средств областного бюджета Ульяновской области на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ульяновской области для отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», «Порядком конкурсного отбора организации на оказание услуг по изготовлению и распространению единых месячных социальных проездных билетов, аккумулированию средств, полученных от их реализации, распределению полученных средств между перевозчиками, осуществляющими перевозку отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки»).

Впоследствии  Постановлениями Правительства Ульяновской области от     28 января 2016 года № 21-П, от 20 мая 2016 года № 236-П, от 26  марта 2018 года       № 135-П, от 5 февраля 2019 года № 42-П, от 13 марта 2020 года №  110-П, от   28 января 2021 года № 18-П, от 30 июня 2021 года № 277-П, от 5 августа 2024 года       450-П в указанное Постановление Правительства Ульяновской области вносились изменения.

Пунктами 1.1 и 1.2 Постановления Правительства Ульяновской области      № 190-П в редакции, действовавшей до изменений, внесенных в него Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2024 года       № 804-П, было предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ульяновской области для отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, на территории Ульяновской области установлена стоимость единого месячного социального проездного билета для проезда на всех видах  городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов независимо от форм собственности перевозчика в размере 300 рублей для граждан - получателей мер социальной поддержки, включенных в федеральный и в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Таким образом, указанным Постановлением Правительства Ульяновской области определялась лишь стоимость единого месячного социального проездного билета для граждан - получателей мер социальной поддержки, включенных в федеральный и в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Количество поездок в месяц на общественном транспорте данным Постановлением не устанавливалось.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2024 года № 804-П в вышеуказанное Постановление Правительства Ульяновской области были внесены изменения, которыми, в частности, установлено ограничение количества поездок в месяц 120 поездками (подпункты «а» и «б» подпункта 1 п. 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 804-П). Указанные изменения вступили в силу с 1 февраля 2025 года (п. 2 Постановления Правительства Ульяновской области № 804-П). 

Истец, являющийся *** вследствие военной травмы, ветераном боевых действий, относится к  категории федеральных льготников, имеющих право в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 мая 2015 года № 190-П  на проезд в общественном транспорте Ульяновской области с использованием единого социального проездного билета, обратился в суд с административным иском о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпунктов «а» и «б» подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2024 года № 804-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Ульяновской области от 12.05.2015 № 190-П», полагая, что внесенными изменениями нарушаются его права – количество поездок на общественном транспорте ограничивается 120 поездками в месяц. 

Истец считает, что оспариваемое им Постановление Правительства  Ульяновской области вынесено в нарушение ст. 7, пунктов 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которым Российская Федерация является социальным  государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.

В судебное заседание Еремкин Ю.Н. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании интересы истца представлял адвокат       Котельников В.А., который поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители Правительства Ульяновской области и Министерства социального развития Ульяновской области (разработчик оспариваемого нормативного правового акта) просили отказать в удовлетворении требований истца, указывая на то, что постановление принято уполномоченным государственным органом, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта и порядка его опубликования.

Указали, что предоставление данной льготы гражданами - получателем мер социальной поддержки, включенным в Федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является расходным обязательством субъекта. Федеральным законодательством предоставление данной льготы не предусмотрено. В связи с этим Правительство Ульяновской области вправе было определить  порядок предоставления данной льготы, установив конкретное число поездок в месяц по единому социальному проездному билету.

Представители Министерства социального развития Ульяновской области указали также на то, что введение ограничения количества поездок в месяц в общественном транспорте Ульяновской области с использованием единого месячного социального билета, обусловлено необходимостью исключения фактов злоупотребления правом льготного проезда, в том числе путем передачи единого месячного билета лицам, не относящимся к льготной категории граждан. По итогам проведенного Министерством мониторинга  перевозок льготных категорий граждан автомобильным транспортом в 2024 году было установлено, что максимальное среднемесячное количество поездок с использованием единого месячного социального билета не превышает 68 поездок. При этом было предложено  ограничить количество поездок в месяц 120 поездками, что соответствует 4 поездкам в день. Непосредственно в отношении Еремкина Ю.Н. было установлено, что за период с 1 января  по       12 мая 2025 года он совершил всего 3 поездки. Все это подтверждает  отсутствие нарушения прав административного истца.

Заслушав пояснения представителя истца, представителей Правительства Ульяновской области и Министерства социального развития Ульяновской области, заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Еремкин Ю.Н. является *** бессрочно, причина *** – военная травма, ветераном боевых действий. Учитывая, что истец, как лицо, включенное в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, имеет на территории Ульяновской области  право на проезд на всех видах  городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов независимо от форм собственности перевозчика с использованием единого месячного социального проездного билета, он вправе обратиться в суд с настоящим иском.

Оспаривая отдельные положения Постановления Правительства Ульяновской области № 804-П, истец указывает на несоответствие их Конституции РФ. Вместе с тем проверка нормативного правового акта субъекта РФ на соответствие его Конституции РФ не входит в полномочия областного суда. 

При рассмотрении дела данной категории суд в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от       25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» «при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов».

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Как было указано выше, истец является *** вследствие военной травмы, ветераном боевых действий.

Как ветеран боевых действий он получает меры социальной поддержки, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Частью 3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Также на федеральном уровне меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от             17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (набор социальных услуг либо ежемесячная денежная выплата).

Перечисленные выше федеральные законы не предусматривают для ветеранов боевых действий меры социальной поддержки в виде права на льготный проезд в общественном транспорте.

На территории Ульяновской области для ветеранов боевых действий (как для лиц, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи) Постановлением Правительства Ульяновской области № 190-П предусмотрено  право на проезд в общественном транспорте с использованием единого месячного социального билета стоимостью 300 руб. Данный билет приобретается за счет собственных средств лица, имеющего право на указанную льготу (последний абзац ч. 2).

Согласно   п. 4 Постановления Правительства Ульяновской области № 190-П исполнение установленных настоящим постановлением расходных обязательств, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ульяновской области для отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр и региональный регистр, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год Министерству социального развития Ульяновской области.

Учитывая то обстоятельство, что на федеральном уровне право льготного проезда на общественном транспорте для ветеранов боевых действий не предусмотрено,  Правительство Ульяновской области вправе было установить порядок предоставления указанной льготы на территории Ульяновской области, в том числе определить количество поездок в месяц с использованием единого месячного социального билета. Оснований говорить о том, что положения Постановления Правительства Ульяновской области № 804-П противоречат нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Также суд отмечает, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт не привел к нарушению его прав. В ходе рассмотрения дела установлено, что за период с 1 января  по 12 мая 2025 года истец совершил всего 3 поездки (оспариваемым нормативным правовым актом предусмотрено право на 120 поездок в месяц).

Кроме того, подпункт «б» подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 804-П права истца не затрагивает, поскольку истец включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Подпункт  «б» подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 804-П устанавливает количество поездок в месяц с использованием единого месячного социального билета для граждан – получателей мер социальной поддержки, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Также суд отмечает, что истец, как ветеран боевых действий и житель Ульяновской области, получает дополнительные меры социальной поддержки на основании Закона Ульяновской области от 4 ноября 2003 года № 056-ЗО «О социальной поддержке инвалидов боевых действий и некоторых других инвалидов, проживающих на территории Ульяновской области» в виде  ежемесячного денежного пособия в размере  5000 рублей.

На основании Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010 года № 177-ЗО «О мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в Ульяновской области» он получает меры социальной поддержки в виде  выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере, равном 50 процентам размера платы за жилое помещение.

Проверяя полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и порядок опубликования, суд приходит к следующему.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 17 ноября 2016 года        № 164-ЗО (далее также Закон Ульяновской области № 164-ЗО) «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом Ульяновской области и формируется Губернатором Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области осуществляет исполнительную власть Ульяновской области (ст. 1 и 2).

Согласно п. 1 ст. 11 Закона Ульяновской области № 164-ЗО Правительство Ульяновской области в пределах компетенции Ульяновской области осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан, участвует в обеспечении комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также их сопровождаемого проживания, способствует развитию благотворительности.

Правительство Ульяновской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ульяновской области и законов Ульяновской области, указов и распоряжений Губернатора Ульяновской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Ульяновской области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Ульяновской области.

Порядок подготовки и издания актов Правительства Ульяновской области устанавливается Губернатором Ульяновской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области (ст. 17 Закона Ульяновской области        № 164-ЗО).

Постановлением Губернатора Ульяновской области от 2 декабря 2016 года № 113 утверждены Правила подготовки и издания правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области.

Во исполнение вышеуказанных Правил (п. 3.4, 3,6, 3.7, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24) Правил) проект постановления Правительства Ульяновской области         № 804-П прошел согласование с Министерство финансов Ульяновской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, Прокуратурой Ульяновской области, Общественной палатой Ульяновской области, Уполномоченным по правам человека в Ульяновской области, Законодательным Собранием Ульяновской области.

Проект постановления Правительства Ульяновской области № 804-П также прошел оценку регулирующего воздействия и оценку социально-экономической эффективности, было проведено общественное обсуждение проекта нормативного правового акта, проведена  его независимая антикоррупционная экспертиза.

В  силу  части  3  Закона Ульяновской  области  от 29  ноября  2005 года       № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания. Согласно части 1 указанного Закона области официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление Правительства Ульяновской области № 804-П опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, номер публикации 7300202412280002, дата публикации – 28 декабря 2024 (л.д. 109).

Таким образом, оспариваемый истцом нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Ульяновской области,  с соблюдением процедуры его принятия и порядка опубликования, что истцом не оспаривается.

Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования Еремкина Ю.Н. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р е ш и л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Еремкина Юрия Николаевича о признании недействующими подпунктов «а» и «б» подпункта 1 пункта 1 постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2024 года № 804-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 12.05.2015 № 190-П» отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                              Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 6 июня 2025 года.