Судебный акт
Пенсия
Документ от 27.05.2025, опубликован на сайте 17.06.2025 под номером 119282, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы, назначить досрочную пенсию, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-006721-11

Судья Елистратов А.М.                                                                   Дело №33-2051/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      27 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 ноября 2024 года по гражданскому делу № 2-4929/2024, по которому постановлено:

исковые требования Ахмедовой Венеры Лутфуллаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  включить в стаж для назначения досрочной пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи  30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды обучения с 01.09.1988 по 07.07.1993 и работы в средней школе с 25.08.1993 по 03.11.2000 и назначить пенсию с 23.11.2022.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя Ахмедовой В.Л. - Мироненко Т.А., которая полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ахмедова В.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы и учебы в педагогический стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования были мотивированы тем, что 23.11.2022 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 28.02.2022 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.

При этом, ответчиком было отказано во включение в педагогический стаж следующих периодов: с 01.09.1988 по 07.07.1993 обучение в ***; с  25.08.1993 по 03.11.2000 работа *** ***.

Считает указанное решение ответчика незаконным, так как вышеназванные периоды в силу действующих норм пенсионного законодательства  должны быть включены в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию.

В связи с этим просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области включить указанные периоды в педагогический стаж, а также назначит ей пенсию в связи с педагогической деятельностью с 23.11.2022.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что судом первой инстанции необоснованно включен в педагогический  стаж истца Ахмедовой В.Л. период ее обучения с 01.09.1988 по 07.07.1993, поскольку  в стаж работы *** засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Трудовая книжка истца содержит запись о начале трудовой деятельности только с 25.08.1993. Архивная справка о работе истца в период с 04.07.1988 по 31.08.1990 в должности *** не может быть принята во внимание. Кроме того, данный период работы в должности *** истец Ахмедова В.Л не просила включить в педагогический стаж. Также о данном периоде истец Ахмедова В.Л не указывала в анкете при проведении заблаговременной работы по назначению пенсии. Также судом первой инстанции необоснованно включен в педагогический  стаж период работы истца с  25.08.1993 по 03.11.2000 в должности ***, поскольку поступившая в ОСФР по Ульяновской области справка, которая подтверждает факт работы Ахмедовой В.Л. в указанный период, не может являться допустимым доказательством по делу в виду отсутствия в ней перевода текста на русский язык, названия и печати организации, выдавшей данную справку. Поскольку вышеуказанные периоды включены в специальный страховой стаж истицы необоснованно, то оснований для назначения Ахмедовой В.Л. пенсии по старости с 23.11.2022 не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ахмедовой В.Л. – Мироненко Т.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 23.11.2022 истец Ахмедова В.Л. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 28.02.2022 (возможно описка в годе вынесения решения, вероятно год - 2023) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.

Как указано в вышеназванном решении пенсионного органа, общая продолжительность педагогического стажа истца составляет 15 лет 3 месяца 2 дня.

При этом истцу не были засчитаны в педагогический стаж  следующие периоды: с 01.09.1988 по 07.07.1993 обучение в ***; с  25.08.1993 по 03.11.2000 работа ***.

Не согласившись с вышеуказанным решением ОСФР по Ульяновской области, Ахмедова В.Л. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя требование истца о включении в педагогический стаж  периода работы с  25.08.1993 по 03.11.2000 в должности ***, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1.1, 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013             № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992,  исходил из того, что указанный период работы истца подтвержден записью в трудовой книжке, а также архивными справками, поступившими из Республики ***.

Разрешая требование о включении в педагогический стаж периода обучения в *** с 01.09.1988 по 07.07.1993, суд первой инстанции, установив на основании представленной архивной справки из Республики ***, что Ахмедова В.Л. до поступления в указанное высшее учебное заведение работала в средней школе № ***, пришел к выводу об удовлетворении и данных требований истца.

Установив, что по состоянию на 2020 г. с учетом указанных периодов у истца Ахмедова В.Л. имелся требуемый педагогический стаж продолжительностью 25 лет,  к дате обращения в пенсионный орган период отсрочки назначения пенсии, указанный в приложении № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истек, пришел к выводу о назначении истцу пенсии с момента обращения к ответчику, т.е. с  23.11.2024.

Судебная коллегия не может согласиться в полном объеме с указанными выводами суда первой инстанции.

В данном случае судебная коллегия считает, что только выводы о включении периода работы истца с  25.08.1993 по 03.11.2000 в должности *** в педагогический стаж  являются верными.

Так, по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 19 части 1 статьи 30  Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 11 настоящей статьи.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом о страховых пенсиях, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой ***, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992), согласно статьи 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в ***) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в педагогический стаж), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, для граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, порядок исчисления и правила подсчета страхового стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Соглашение от 13.03.1992  денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022            № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Действие Соглашения от 13.03.1992 прекращено с 01.01.2023 в отношениях Российской Федерации с другими участниками, в том числе с Республикой ***.

При разрешении требований истца о включении периода работы с  25.08.1993 по 03.11.2000 в должности *** в педагогический стаж,  суд первой инстанции правильно применил к спорным отношениям вышеуказанные нормативные акты, устанавливающие условия и порядок включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации.

Поскольку истец Ахмедова В.Л. обратилась в пенсионный орган 23.11.2022, то суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям положения Соглашения от 13.03.1992, которое действовало до 01.01.2023.

Факт работы истца в вышеуказанный период в должности *** подтверждается трудовой книжкой (л.д. 18), архивными справками, поступившими из Республики *** (л.д. 14, 48-49).

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о том, что архивные справка из Республики ***, не являются достоверными доказательствами, подтверждающими факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период, является несостоятельными, поскольку данные справки соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности.

Указанные справки находятся в пенсионном деле истца, исполнены на русском языке, выданы компетентным органом Республики ***, скреплены печатью, подписаны должностными лицами, содержат дату выдачи, в них имеется ссылки на первичные документы.

Судебная коллегия считает, что оценка представленным архивным справкам соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для иной оценки представленных суду первой инстанции архивных справок судебная коллегия не усматривает.

Принимая во внимание, что факт работы истца в указанный период подтвержден надлежащими доказательствами, то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения данного периода работы истца в педагогический стаж.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о включении в педагогический стаж истца Ахмедовой В.Л. периода ее обучения в ***.

В силу части 4 статьи 30  Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №  665).

Согласно абзацу пятому подпункта «м» пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №  665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей может применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959           1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы имевшей место до 01.01.1992  и дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  может производиться с учетом Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Из вышеприведенных положений следует, что временем обучения в педагогических учебных заведениях и университетах является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении, а не его отдельная часть.

С 01.01.1992 постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, допускается только при условии прохождения обучения в период действия Положения, то есть до 01.01.1992 (как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Как следует из материалов дела, истец Ахмедова В.Л. проходила обучение в *** в период  с 1988 г.  по 1993 г.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обучение в *** истцом завершено после 01.01.1992 г., а возможность учета при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, отдельной части периода обучения в учебном заведении законом не предусмотрена, то у суда первой инстанции правовых оснований для включения в специальный (педагогический) стаж Ахмедовой В.Л.  указанного выше периода учебы не имелось.

В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить Ахмедовой В.Л. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» требуемый период обучения в *** с 01.09.1988 по 07.07.1993 нельзя признать законным и обоснованным.

Как следует из ответа ОСФР по Ульяновской области на запрос судебной коллегии, с учетом исключения из педагогического стажа Ахмедовой В.Л. периода ее обучения в *** у нее отсутствует необходимая продолжительность педагогического стажа. При включении в педагогический стаж периода работы с  25.08.1993 по 03.11.2000 в должности *** и периодов работы *** на территории Российской Федерации требуемый педагогический стаж (25 лет)  будет выработан на 12.06.2025.

Таким образом, правовых оснований для назначения истцу пенсии с 23.11.2022 не имелось.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить  Ахмедовой В.Л. в педагогический стаж период ее обучения в *** с 01.09.1988 по 07.07.1993 и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 23.11.2022 подлежит отмене,  с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 ноября 2024 года в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить  Ахмедовой Венере Лутфуллаевне в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период обучения в *** с 1 сентября 1988 года по 7 июля 1993 года  и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 23 ноября 2022 года отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении требований Ахмедовой Венеры Лутфуллаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период обучения в *** с 1 сентября 1988 года по 7 июля 1993 года  и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 23 ноября 2022 года  отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 ноября 2024 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное определение изготовлено 09.06.2025