УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Головня
О.В.
Дело №7-269/2025
73RS0002-01-2025-000626-23
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
15 мая 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 23 января 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 3 марта 2025 года, вынесенные в отношении администрации
города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (дело № 12-287/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП
по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 23.01.2025 администрации г.Ульяновска
назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере
30 000 рублей по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03.03.2025 указанное постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации г.Ульяновска
Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица и
решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что взыскание штрафов связано с невозможностью исполнения решений
судов из-за дефицита средств бюджета. Администрация г.Ульяновска неоднократно
направляла обращения в Ульяновскую Городскую Думу и губернатору Ульяновской
области о выделении финансирования. Был получен ответ, что указанным вопросам
уделяется первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме
бюджетных обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном
ремонте общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и
исполнительского сбора стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам
Ульяновской Городской Думы.
Ссылаясь на правовую
позицию Конституционного Суда РФ и судебную практику Верховного Суда РФ, а
также на отсутствие надлежащего финансирования, полагает, что дело подлежит
прекращению по основаниям, указанным в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Также ссылается на
ст.1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо не обязано доказывать свою невиновность.
Указывает, что
администрация г.Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом, в
структуру которого входит Управление жилищно-коммунального хозяйства,
осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя, администратора и
получателя средств местного бюджета. При этом осуществление общего руководства
и контроля за формированием перечня объектов капитального ремонта на территории
муниципального образования «город Ульяновск» возложено на заместителя Главы
г.Ульяновска (по развитию городской инфраструктуры). В связи с изложенным
считает, что в постановлении судебным приставом-исполнителем не установлена
субъективная сторона административного правонарушения.
Утверждает, что при
вынесении постановления судебным приставом-исполнителем в нарушение принципов
всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств
данного дела не была дана оценка документам и письменным пояснениям, данным
представителем главы г.Ульяновска при составлении протокола, и бремя
доказывания невиновности в совершении административного правонарушения
возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности, что
повлекло нарушение презумпции невиновности администрации г.Ульяновска.
По состоянию на
10.03.2025 на исполнении в отделах Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской
области находятся 319 исполнительных производства. Общая потребность в денежных
средствах на исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта
многоквартирных домов составляет более 5 миллиардов рублей и более 1,1
миллиарда рублей на исполнение решений судов в сфере дорожного хозяйства.
Указывает, что
поскольку судебным приставом-исполнителем в адрес администрации г.Ульяновска
вынесены фактически одинаковые требования о необходимости исполнить решение
суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения
суда, и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, считает, что в
действиях администрации г.Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Подробно позиция
защитника администрации г.Ульяновска Болотиной Е.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к выводу о том, что деяние администрации г.Ульяновска верно
квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение
должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся, в том
числе, в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 06.12.2012 на администрацию г.Ульяновска возложена
обязанность произвести капитальный ремонт фундамента,
стен, крыши (покрытие из шифера, обшивка карнизных свесов, утепление
перекрытия), полов в помещениях 4, 5, 6, 7, заполнения оконных проемов в
помещении 1, 2 системы центрального отопления жилого дома № 45 по
ул.Мостостроителей в г. Ульяновске (л.д.
13-14).
22.01.2013
возбуждено исполнительное производство и установлен пятидневный срок для
добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 15).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
13.02.2013 в
отношении администрации г.Ульяновска в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 17).
В связи с не
исполнением требований исполнительного документа администрации г.Ульяновска
неоднократно назначался новый срок исполнения требований исполнительного
документа.
18.12.2024 в адрес
администрации г.Ульяновска судебным приставом исполнителем СОСП по Ульяновской
области ГМУ ФССП России вынесено
требование о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного
документа в срок до 09 часов 00 минут 10.01.2025, которое было получено
администрацией 20.12.2024, и согласно которому подлежали предоставлению
сведения: об исполнении требований вышеуказанного решения по вышеуказанному
дому; об исполнении требования исполнительного документа частично, либо
полностью; сведения об объеме
исполненных требований, с указанием причины не исполнения требований
исполнительного документа в полном объеме; документы, подтверждающие выполнение
объема исполненных требований с указанием номера акта выполненных работ,
приложением этого акта и фототаблиц выполненных работ; локальный сметный расчет
для исполнения требований исполнительного документа за 2022 год, 2023 год, 2024
год и на 2025 год. В случае отсутствия сметы на проведение работ предоставить
информацию, по каким причинам длительное время не была составлена смета с
подтверждающими документами, также указать номера писем и ответов; таблицы
потребности в бюджетных ассигнованиях на 2022 год, 2023 год и 2024 год и
плановый период 2024 год, на 2025 и 2026 года; план организационных мероприятий
по подготовке проекта бюджета МО г.Ульяновск на 2024 год и плановый 2025 и 2026
года; сведения о том, в какую государственную программу и категорию входит
вышеуказанный исполнительный документ; информацию о том, вносились ли изменения
в сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024 года в связи с превышениями
ассигнования. В случае внесения, предоставить подтверждающие документы, также
указать номера писем и ответов; сведения о том, какие меры были приняты для
исполнения вышеуказанного решения суда, какие обращения направлялись по
конкретному решению; подана ли заявка о выделении финансирования на исполнение
вышеуказанного решения, если да, предоставить указанные в требовании
подтверждающие документы; предоставить документы, подтверждающие выделение финансирования
денежных средств, в случае частичного
исполнения решения суда; предоставить информацию направлялись ли вместе с
заявкой на выделение денежных средств копия исполнительного документа,
постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление о
назначении нового срока исполнения решения суда; предоставить информацию об
обращении за дополнительным финансированием, в связи большим количеством
исполнительных документов неимущественного характера и необходимостью их
исполнения, и в случае отказа в финансировании предоставить копию ответа;
предоставить информацию об участии в планировании бюджета, если да,
рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение указанного выше решения суда; об обращении за выделением субсидий из
бюджета на исполнение решение суда; о направлении предложений в Законодательное
собрание Ульяновской области об изменении бюджета с целью выделения денежных
средств на исполнение решения суда (л.д.18).
В установленный срок
требование судебного пристава-исполнителя от 18.12.2024 исполнено не было, что
подтверждено рапортом судебного пристава-исполнителя и актом об обнаружении
правонарушения от 13.01.2025.
По данному факту
13.01.2025 судебным приставом-исполнителем в отношении администрации
г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д.23-24).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 23.01.2025
администрация г.Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.1
ст.17.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03.03.2025 указанное постановление
оставлено без изменения.
С учетом непринятия
администрацией г.Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению
требования судебного пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к
правильному выводу о том, что администрация г.Ульяновска обоснованно привлечена
к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь
должником по исполнительному производству, допустила нарушение законодательства
об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований
судебного пристава-исполнителя, в срок до 10.01.2025.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии
с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
законного требования судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного
производства в установленный срок, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя в
установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые
обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся
вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией г.Ульяновска законного требования судебного пристава-исполнителя,
в материалах дела не имеется.
Запрошенные
документы и письменные пояснения в адрес судебного пристава не направлялись, в
материалах дела таких документов не содержится.
Доводы жалобы о том,
что судебным приставом-исполнителем в адрес администрации г.Ульяновска вынесены
фактически одинаковые требования о необходимости исполнить решение суда и о
необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения суда
подлежат отклонению.
В силу ст.64
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
судебному приставу-исполнителю предоставлено право совершения действий,
направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения,
а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному
исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе
предоставлено право запрашивать необходимые сведения об исполнении решения суда
и мерах, предпринятых должником для исполнения судебного решения, получать
объяснения и иную информацию в рамках исполнительного производства.
В настоящем случае
требование о предоставлении запрашиваемой судебным приставом-исполнителем
информации и документации не выходит за пределы полномочий судебного
пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается конкретного
исполнительного производства и направлена на создание условий для полного,
правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа.
О невозможности
исполнения данного требования судебного пристава-исполнителя администрация
г.Ульяновска не сообщала. До истечения срока, установленного судебным
приставом-исполнителем, какой-либо ответ на требование от администрации
г.Ульяновска не поступал, доказательств обратного в материалы дела не
представлено.
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов судьи районного суда, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 23 января 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 3 марта 2025 года, вынесенные в отношении администрации города
Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Д.А.
Логинов