УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-008786-24
Судья Киреева Р.Р.
Дело № 33-2220/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
27 мая 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 20 января 2025 года с учетом
определения того же суда от 4 марта 2025 года об исправлении описки по
гражданскому делу № 2-401/2025, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской
области в интересах Жунина Дмитрия Андреевича, удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Жунина
Дмитрия Андреевича, *** года рождения, в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации №*** к протоколу проведения медико-социальной
экспертизы №*** от 27.10.2023 техническим средством реабилитации:
ортопедическими брюками.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Жунина Дмитрия
Андреевича, *** года рождения, в счет компенсации морального вреда
4000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований о компенсации
морального вреда – отказать.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная
коллегия
установила:
прокурор Барышского района Ульяновской области,
действуя в интересах Жунина Д.А.,
обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о
возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании
компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Жунин
Д.А. является инвалидом, в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации от 27.10.2023 №*** подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации, в том числе ***.
29.10.2024 Жунин Д.А. поставлен ОСФР по Ульяновской области
на учет в качестве нуждающегося в обеспечении ***, однако до настоящего времени не обеспечен данным
техническим средством реабилитации.
С учетом изложенного прокурор просил суд обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обеспечить Жунина Д.А. указанным техническим средством реабилитации и
взыскать с ответчика в пользу Жунина Д.А. компенсацию морального вреда в
размере 5000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное
казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, областное
государственное автономное учреждение социального обслуживания
«Психоневрологический интернат в с. Акшуат» (далее – ОГАУСО ПНИ в
с. Акшуат).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными
органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных
с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с
законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение
технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора
организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного
контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Сформировать направление на поставку *** в рамках
действующего государственного контракта от 09.08.2024 № *** не
представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. Для обеспечения
инвалидов *** ОСФР по Ульяновской области проведен анализ рынка на предмет
возможности поставки аналогичных технических средств реабилитации, осуществлен
подбор государственных контрактов на поставку аналогичных технических средств
реабилитации из реестра государственных контрактов, исполненных отделениями
Фонда, граничащими с ***, сформирована начальная максимальная цена контракта, в
единой информационной системе размещена конкурентная закупочная процедура от
22.11.2024, по результатам которой 17.12.2024 заключен государственный контракт
№ *** на выполнение работ по изготовлению *** для социального обеспечения
граждан в 2025 году.
После вынесения решения суда Жунину Д.А. 22.01.2025
сформировано направление на изготовление необходимого вида технического
средства реабилитации.
Дополнительно отмечено, что право инвалида на обеспечение
техническим средством реабилитации могло быть реализовано путем выплаты
денежной компенсации за самостоятельное приобретение технических средств
реабилитации либо путем получения электронного сертификата, однако истец таким
способом обеспечения не воспользовался.
Также в жалобе указано на то, что право на обеспечение
техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам, а
компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим
законодательством не предусмотрена. Доказательств невозможности продолжения
инвалидом активной общественной жизни, совершения ответчиком виновных действий,
нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие
ему другие нематериальные блага, не представлено.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Жунин Д.А., *** года рождения, является инвалидом ***
инвалидность установлена ***, в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации от 27.10.2023 №*** подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации, в том числе *** (л.д. 11, 14-21, 57-71).
29.10.2024 законный представитель
Жунина Д.А. – ОГАУСО ПНИ в с. Акшуат обратился к ответчику с заявлением об
обеспечении техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида (л.д. 54-56).
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции Жунин
Д.А. указанным техническим средством реабилитации обеспечен не был.
Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение
об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком
нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенным ему техническим
средством реабилитации, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное
обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются
предусмотренные законом основания для взыскания в пользу инвалида компенсации
морального вреда.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными
выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении
юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм
материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции
Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ***
(далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства
(месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в
исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида
(ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с
заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее –
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную
организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по
индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных
исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Доказательств своевременного обеспечения истца
ортопедическими брюками не представлено.
Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническим
средством реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умалять
права истца на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации,
необходимым ввиду состояния здоровья.
Предусмотренные законом варианты обеспечения
инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда
как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по
обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о
возложении на ответчика ОСФР по Ульяновской области обязанности по обеспечению
Жунина Д.А. ортопедическими брюками.
В
отсутствие реального обеспечения истца спорным техническим средством
реабилитации на момент вынесения обжалуемого решения принятие ответчиком мер в
целях обеспечения инвалида техническим средством реабилитации не влечет отмену
либо изменение решения суда.
Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на
то, что непредставление технического средства реабилитации произошло по
объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право
истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в
зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное
означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит
положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в
области социальной защиты.
Доводы жалобы о том, что после вынесения обжалуемого решения
Жунину Д.А. сформировано направление на изготовление спорного технического
средства реабилитации, не свидетельствуют о незаконности решения суда и не
могут являться основанием для его отмены, а свидетельствует лишь о принятии мер
к добровольному его исполнению ответчиком.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
инвалида на своевременное обеспечение его техническим средством реабилитации,
пришел к обоснованному выводу об их частичном удовлетворении исковых
требований.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами
и личными неимущественными правами.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении инвалида Жунина Д.А. полагающимся ему техническим средством
реабилитации существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку
с учетом его индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет
нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств
реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности инвалида и является
основанием для компенсации морального вреда.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий
жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с
этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.
Учитывая приведенные
обстоятельства, характер имеющегося у Жунина Д.А. заболевания, нуждаемость
инвалида в техническом средстве реабилитации, его необеспечение техническим
средством реабилитации на момент вынесения решения суда, период нарушенного
права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность,
что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости,
необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному
выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 4000 руб.
Определенный судом первой инстанции размер морального вреда
соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие причинно‑следственной
связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными
страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате
виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание,
так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Ссылка
ответчика на иную судебную практику в обоснование своих доводов является
несостоятельной, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу
устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается
судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права,
регулирующих спорные правоотношения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 января 2025 года с учетом
определения того же суда от 4 марта 2025 года об исправлении описки оставить
без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июня
2025 года