УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2024-008526-63
Судья Куренкова О.Н.
Дело № 33-2361/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 июня 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 января 2025 года, по
гражданскому делу №2-332/2025, по которому постановлено:
исковые требования прокурора
Заволжского района г.Ульяновска в интересах *** к Отделению
фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о возложении
обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании
компенсации морального вреда удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации (ИНН ***) обеспечить *** года рождения,
техническим средством реабилитации – ***,
согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида №*** в срок не позднее
15 дней после вступления решения в законную силу.
Взыскать с Отделения фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации (ИНН ***) в пользу Рыбкиной Юлии Игоревны (паспорт ***), действующей
в интересах ***, компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах
несовершеннолетней ***., обратился в суд
с иском к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что что прокуратурой Заволжского
района г.Ульяновска проведена проверка по обращению Рыбкиной Ю.И., о нарушении
прав ребенка-инвалида *** года рождения, на своевременное предоставление мер
государственной социальной поддержки. Согласно индивидуальной программе
реабилитации ребенка-инвалида №*** от 06.05.2024 *** подлежит обеспечению
техническим средством реабилитации – ***. Однако ОСФР по Ульяновской области
меры, направленные на обеспечение *** необходимым техническим средством
реабилитации не приняты, в результате бездействия ответчика *** была лишена
возможности своевременно получить необходимое ей для достижения целей
реабилитации техническое средство реабилитации, нарушено ее право на получение
со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных условий для
реализации ею своих прав.
Просил суд возложить на
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области обязанность обеспечить *** года рождения, техническим
средством реабилитации -***, взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области в пользу Рыбкиной Ю.И., действующей в
интересах ***, компенсацию морального вреда в сумме 7000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельные требования, привлечены ГБ «МСЭ по Ульяновской
области», Министерство социального развития Ульяновской области, ТФОМС
Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы указано на то, что решение является
незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и
процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам
дела. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется
территориальными органами Фонда по месту жительства заявителя на основании
государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на
конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Выдача направлений на получение технических средств реабилитации осуществляется
только после конкурсного отбора организации. По заявлению от 08.09.2024 ***
состояла на учете по обеспечению ***. *** не обеспечена *** по причине
отсутствия на дату подачи заявления свободных единиц в действующих
государственных контрактах. Для обеспечения инвалидов опорами для сидения 03.10.2024, 23.10.2024, 07.11.2024,
18.11.2024, 02.12.2024, 24.12.2024, 14.01.2025 в единой информационной системе
в сфере закупок ОСФР по Ульяновской области размещались запросы ценовой информации.
Также в жалобе отмечено, что законный представитель *** имел право
самостоятельно приобрести техническое средство реабилитации с последующей
компенсацией понесенных расходов, однако с заявлением на выплату компенсации за
самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не обращался.
Считает, что ОСФР по Ульяновской области приняты все меры для обеспечения
инвалида техническими средствами реабилитации. Дополнительно в жалобе указано,
что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к
имущественным правам, а компенсация морального вреда в отношении имущественных
прав действующим законодательством не предусмотрена. Доказательств
невозможности продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения
ответчиком виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца
либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не
представлено. В
обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику по аналогичным делам.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, *** года рождения является ребенком-инвалидом (л.д.13).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида №*** от 06.05.2024 *** подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации, в том числе *** (1 шт.) (л.д.6-12).
09.09.2024 Законному представителю было направлено
уведомление о постановке ее на учет по обеспечению указанным техническим
средством реабилитации №*** по заявлению от 08.09.2024 (л.д.16).
Таким образом, по заявлению от 08.09.2024 *** состоит на
учете в качестве нуждающегося в обеспечении *** для детей-инвалидов.
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции
несовершеннолетняя *** указанным техническим средством реабилитации обеспечена
не была.
На дату подачи заявления направление на получение *** не
было сформировано по причине отсутствия свободных единиц в действующем
государственном контракте №*** от 02.07.2024.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов *** ***
(далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами
реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу об удовлетворении требований прокурора об обеспечении ***
положенными ей ТСР.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
ребенка-инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами
реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых
требований.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса
Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой
ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу
гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается
от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом
может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя
вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской
Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда
определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении
несовершеннолетней *** полагающимся ей ТСР, существенно нарушает личные
неимущественные права ребенка, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья истца, ее несовершеннолетнего возраста, в отсутствие данных
ТСР она испытывает затруднения в жизнедеятельности.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип
разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании в
пользу законного представителя Рыбкиной Ю.И. компенсации морального вреда в
сумме 7000 руб.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
В отсутствие реального обеспечения истца спорными
техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях
обеспечения ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации не влечет
отмену либо изменение решения суда.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не
представлены доказательства причинения
нравственных и физических страданий, несостоятельны. Сам факт не
обеспечения ребенка-инвалида ТСР является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические
страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно
влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные
препятствия для его социальной адаптации.
В остальной части доводы
апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом
решением, фактов, которые не были бы
проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы
юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат, в
связи с чем являются несостоятельными и
не влекут отмену судебного решения.
Между тем в решении суда неверно указано наименование
ответчика -Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации, требования же были рассмотрены к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, при таких
обстоятельствах решение суда подлежит изменению, необходимо правильно указать
наименование ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ
по Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 20 января
2025 года изменить, указав правильно наименование ответчика - Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 11 июня 2025 года.