Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 27.05.2025, опубликован на сайте 19.06.2025 под номером 119487, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов в стаж, назначении пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2024-004607-39

Судья         Николаец О.В.                                                                         Дело № 33-2103/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       27 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по  апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 января 2025 года по гражданскому делу № 2‑84/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Синкевич Елены Борисовны удовлетворить.

Признать решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ  по Ульяновской области от 14.11.2024 №105354/24, принятого во изменение решения от 30.09.2024 незаконным.     

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Синкевич Елене Борисовне периоды ухода за тремя детьми до достижения возраста 1,5 лет с 21.04.1986 по 21.04.1987, с 26.10.1988 по 26.04.1990.

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения Синкевич Е.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Синкевич Е.Б. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о защите пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований указала, что 01.07.2024 обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с рождением и воспитанием троих детей до достижения ими возраста 8 лет на территории РФ, достижения истцом возраста 57 лет, наличий страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

В соответствии с решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области №105354 от 30.09.2024 истцу отказано в установлении (назначении) досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32  Закона РФ от 28.12.2013 №40 ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 28,2.

Вместе с тем, истец не согласна с выводами в решении о невозможности зачисления в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пении по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013 периодов ухода истца за тремя детьми до достижения возраста 1,5 лет, поскольку уход осуществлялся не на территории РФ.

Просила признать решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области от 30.09.2024 №105354 незаконным.  Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды ухода за тремя детьми до достижения возраста 1,5 лет с 21.04.1986 по 21.04.1987, с 26.10.1988 по 26.04.1990. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Ульяновской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на её получение.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в  удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывают, что решение принято с нарушением норм материального права. Решением ОСФР по Ульяновской области Синкевич Е.Б. отказано в назначении страховой пенсии, в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимых условий для назначения досрочной пенсии: требуемого количества детей, рожденных и воспитанных в РФ, а также в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 28,2.

Указывают, что Синкевич Е.Б. прибыла на территорию РФ ***. Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территориях РФ и ***, регулируется договором между РФ и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011. Данный договор учитывает периоды стажа, приобретенные на территории договаривающихся сторон, включая территории бывших РСФСР и ***. Вопрос о включении нестраховых периодов в стаж, приобретенный на территории РФ, решается в зависимости от места рождения ребенка. Согласно свидетельству о рождении, трое детей Синкевич Е.Б. рождены на территории ***, поэтому они не могут быть учтены при определении права на страховую пенсию. Отмечает, что положения пункта 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ №30 от 11.12.2012 не применимы в данном случае. Считает, что суд необоснованно включил периоды ухода за тремя детьми до полутора лет с 21.04.1986 по 21.04.1987 и с 26.10.1988 по 26.04.1990 в специальный стаж. 

Отмечают, что Синкевич Е.Б. не имеет какого-либо специального стажа, вопрос о ее пенсионном обеспечении не связан с выполнением ею работы с тяжелыми, вредными условиями труда либо выполнением иной профессиональной деятельности, при достижении определенной продолжительности стажа которой она имела бы право на досрочную страховую пенсию. 

В возражениях на апелляционную жалобу Синкевич Е.Б. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Синкевич Елена Борисовна, *** года рождения - Гражданка Российской Федерации, является матерью троих детей: *** года рождения, свидетельство о рождении серии ***, выдан *** года рождения, свидетельство о рождении серии *** выдан *** года рождения, свидетельство о рождении с переводом *** от 17.08.2001 (л.д. 12-13, 39-42).

01.07.2024 Синкевич Е.Б.  обратилась к ответчику, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 30.09.2024 истцу отказано в назначении страховой пенсии по указанному основанию ввиду отсутствуя необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – 28,2 (л.д. 27-32).

Решением ответчика от 14.11.2024 №***, принятому во изменении решения от 30.09.2024, Синкевич Е.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимых условия для установления пенсии: требуемого количества детей, рожденных и воспитанных на территории Российской Федерации (РСФСР), а также в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального коэффициента (далее ИПК) не менее 28,2 (л.д. 67об. – 70).

Полагая незаконным отказ пенсионного органа в назначении ей досрочной страховой пенсии по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Синкевич Е.Б. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассматривая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии  оснований для включения в страховой стаж Синкевич Е.Б. периодов уходя за детьми до полутора лет и наличии  у нее права на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может ввиду нижеследующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Закон о страховых пенсиях, Закон № 400-ФЗ).

Пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Синкевич Е.Б. достигла возраста *** лет ***.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 8, 35 Закона № 400-ФЗ и приложений № 3 и № 4 к названному Закону, право на страховую пенсию по старости в 2024 году имеют женщины, родившие трех детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет, достигшие возраста 57 лет, при наличии у них страхового стажа, не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее также - ИПК, коэффициент) не ниже 28,2.

При этом вопреки доводам ответчика, при назначении пенсии в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях место рождения детей (территория Российской Федерации или иностранного государства) значения не имеет, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации.

Договором между Российской Федерацией и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (Подписан *** 14.07.2011) не урегулирован вопрос учета факта рождения детей для оценки пенсионных прав.

При этом, ссылка ответчика на Распоряжение Правительства РФ от 08.04.2021 № 893-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года» правового значения не имеет, поскольку указанным распоряжением лишь одобрен проект Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года и поручено Минтруду России провести с участием МИДа России переговоры с *** Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации указанный Протокол.

Однако, данный проект Протокола так и не был подписан  ни Российской ни *** стороной, следовательно, не приобрел статуса международного договора и источника права на территории России.

Вместе с тем, судом оставлено без внимания то обстоятельство, что для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» необходима совокупность условий, в том числе наличие необходимого ИПК, в данном случае 28.2. 

Величина ИПК зависит от пенсионных прав, приобретенных на день назначения пенсии, а именно от продолжительности страхового стажа и среднемесячного заработка до 01.01.2015, величины страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете после 01.01.2015, и определяется по формуле в соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 400-ФЗ.

Согласно статье 11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж (определяющий величину ИПК) засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Действительно, наравне с указанными выше периодами в страховой стаж засчитываются также периоды, за которые страховые взносы не уплачивались, но в которые лицо несло так называемую полезную социальную нагрузку («нестраховые периоды»), в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12 Закона № 400‑ФЗ). ИПК за полный календарный год такого ухода за первым ребенком составляет 1,8, за вторым - 3,6, за третьим и четвертым - 5,4 (часть 12 статьи 15 Закона № 400-ФЗ).

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности, при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

Как указывалось выше, вопросы сотрудничества Российской Федерации и *** в области пенсионного обеспечения регулируются одноименным Договором между Российской Федерацией и *** от 14.07.2011.

Согласно статье 3 названного Договора право на назначение страховой пенсии по старости имеют лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.

Статьей 5 Договора предусмотрено, что при назначении пенсии в соответствии с данным Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1). Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо.

Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации, согласно указанному Договору, пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

В силу статьи 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ***, не учитываются при определении размера пенсии (пункт 1).

Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно данному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики (пункт 2).

Согласно статье 8 Договора компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сотрудничают друг с другом по вопросам, связанным с реализацией настоящего Договора (пункт 2). Уполномоченные органы власти и компетентные учреждения Договаривающихся сторон оказывают друг другу содействие в реализации настоящего Договора и обмениваются информацией, касающейся законодательства и его изменений, а также статистическими данными (пункт 3).

Указанный Договор основан на пропорциональном принципе, в соответствии с которым пенсия за стаж, приобретенный на территориях Российской Федерации и ***, устанавливается по законодательству и за счет той Договаривающейся Стороны, на территории которой он приобретен. Тем самым разграничена ответственность Договаривающихся Сторон за пенсионные права, приобретенные на их территории.

В части 2 статьи 13 Закона № 400-ФЗ содержится положение о том, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

Из материалов дела следует, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражены периоды всей трудовой деятельности Синкевич Е.Б., в том числе и периоды, протекающие на территории ***, подтвержденные соответствующим формуляром о пенсионном стаже, представленном Департаментом Социального Страхования *** (л.д. 87об – 88).

Поэтому расчет ИПК Синкевич Е.Б. должен производиться с учетом всех отраженных периодов работы, который согласно представленному расчету составит 14,646.

Оснований для включения в страховой стаж заявленных периодов ухода за детьми до полутора лет у суда первой инстанции не имелось, поскольку указанные периоды охватываются периодами работы, подтвержденными формуляром о пенсионном стаже и обоснованно учтены пенсионным органом именно в качестве работы.

Кроме того судебная коллегия отмечает, что сам факт рождения детей бесспорно не свидетельствует о том, что их мать воспользовалась правом на предоставление отпуска по уходу за ними до полутора лет, тем более не подтверждает продолжительность (конкретный период) такого отпуска.

В материалах дела отсутствует документальное подтверждение предоставления  Синкевич Е.Ю. отпусков по уходу за детьми до полутора лет и их периода, что исключает возможность зачета конкретного периода в стаж и расчета ИПК, поскольку для такого расчета важна именно продолжительность такого отпуска.

Таким образом, правовых оснований для включения в страховой стаж Синкевич Е.Ю. заявленных ею периодов ухода за детьми, а равно учета их при расчете ИПК не имеется.

При этом, судом первой инстанции сделан вывод в мотивировочной части решения о наличии у Синкевич Е.Б. права на назначение досрочной страховой пенсии, что противоречит вышеприведенным выводам судебной коллегии, однако, данное требование отдельно заявленное в исковом заявлении не отражено в резолютивной части решения, то есть судом не рассмотрено, что является самостоятельным основанием для отмены решения.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Синкевич Е.Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды ухода за тремя детьми до достижения возраста полутора лет и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 января 2025 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Синкевич Елены Борисовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды ухода за тремя детьми до достижения возраста полутора лет и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.05.2025.