Судебный акт
Мера социальной поддержки
Документ от 03.06.2025, опубликован на сайте 26.06.2025 под номером 119559, 2-я гражданская, о признании незаконной решение об отказе в назначении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг ежемесячной денежной компенсации расходов за ЖКУ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0018-02-2025-000002-27               Судья Можаева Е.Н.                                                                              Дело № 33-2271/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                                    3 июня 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Азизовой Фявзии Дамировны на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2025 года по гражданскому делу № 2-2-15/2025, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Азизовой Фявзии Дамировны (паспорт серии ***, выдан *** 17.02.2011) к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (ИНН ***), Министерству социального развития Ульяновской области (ИНН ***) о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги, незаконным, об обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги, произвести перерасчет компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения представителей Министерства социального развития Ульяновской области Лазаревой Т.С., Хадыкиной Е.Д., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

 

Азизова Ф.Д. обратилась в суд с  иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги, возложении обязанности назначить данную ежемесячную денежную компенсацию и произвести перерасчет.

В обоснование заявленных требований указала, что всю свою трудовую деятельность она работала *** в образовательных учреждениях, *** стаж в сельской местности составляет 36 лет 3 месяца.

05.07.2022 с ней был расторгнут трудовой договор в связи с сокращением численности и штата работников (пункт 2 часть 1 статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации), с 06.07.2022 по 06.02.2023 она была зарегистрирована в качестве безработной. 13.02.2023 по предложению органов социальной защиты ей была назначена пенсия. 01.12.2023 выплата пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости, была прекращена в связи с ее трудоустройством. 29.11.2023 она была назначена на должность ***, но ей было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки.

Просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги как *** работнику, назначить ежемесячную денежную компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги с момента обращения с исковым заявлением в суд и произвести перерасчет данной  компенсации с момента обращения с заявлением о ее назначении с 26.01.2024 по день вынесения решения.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Ульяновской области, к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальной выплат», Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Старокулаткинский детский сад № 1 «Гульчачак».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Азизова Ф.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указывает на то, что ранее действующим законодательством *** предусматривалось сохранение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежной выплаты ушедшим на пенсию *** работникам, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там же. Полагает, что действующий в настоящее время Закон Ульяновской области от 06.09.2018 № ***, предоставляющий право на спорную компенсацию *** работникам, достигшим возраста 60 лет (мужчинам) или 55 лет (женщинам), либо тем, кому назначена досрочная страховая пенсия по старости как *** работникам, дискриминирует ее права, поскольку она всю свою трудовую деятельность осуществляла в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где и проживала. На момент приобретения права на страховую пенсию по старости она являлась получателем мер социальной поддержки как *** работник.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Азизова Ф.Д., *** года рождения, с 1989 года зарегистрированная в   ***, с 01.06.2010 являлась получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления и освещения как педагогический работник, проживающий в сельской местности (т. 1 л.д. 171, 214).

20.01.2020 Азизова Ф.Д. уволена с должности *** в связи с ликвидацией организации на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации   (т. 1 л.д. 129-131).

31.03.2021 Азизова Ф.Д. принята на должность *** в МДОУ Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак» (т. 1 л.д 206).

05.07.2022 Азизова Ф.Д. уволена с должности ***  МДОУ Старокулаткинский детский сад № 1 «Гульчачак», в связи с сокращением численности и штата работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 205).

В апреле 2023 года после проведения отделением по Старокулаткинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области проверки численности получателей мер социальной поддержки из числа *** выявлено, что разновозрастная группа № *** МДОУ Старокулаткинский детский сад № 1 «Гульчачак» закрыта, *** уволены, в том числе и истец Азизова Ф.Д. (т. 1 л.д. 214).

Распоряжением Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (Старокулаткинский район)   № ***, в связи с утратой *** работником основания, дающего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг прекращено предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления и освещения в сумме 4338 руб. с 01.04.2023 (т. 1 л.д. 219).

29.11.2023 Азизова Ф.Д. была принята на работу в МДОУ Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак» на должность ***, в связи с чем 20.12.2023 обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т. 1 л.д. 153 оборот-154 оборот).

С 21.12.2023 Министерством социального развития Ульяновской области Азизовой Ф.Д. бессрочно назначена мера социальной поддержки *** работникам в виде ежемесячной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги (т. 1 л.д. 156 оборот).

22.01.2024 Азизова Ф.Д. уволена с должности ***                                    МДОУ Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак» на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника в связи с выходом на пенсию (т. 1 л.д. 161 оборот-164).

С 15.01.2024 истец является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д.126).

Ежемесячная денежная компенсация расходов за жилищно-коммунальные услуги Азизовой Ф.Д. выплачивалась с 21.12.2023 по 31.01.2024, с 01.02.2024 выплата указанной меры социальной поддержки прекращена в связи с ее увольнением из образовательной организации (т. 1 л.д. 167).

25.01.2024 Азизова Ф.Д. обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с ее увольнением и выходом на страховую пенсию по старости в соответствии статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».   

На основании представленных документов Министерством социального развития Ульяновской области принято решение об отказе в предоставлении Азизовой Ф.Д. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с несоблюдением требований, установленных Законом Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки *** работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области» (т. 1 л.д. 168).

Не согласившись с данным отказом, Азизова Ф.Д. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции установил, что Азизова Ф.Д. достигла возраста 55 лет 15.01.2021, имела более 10 лет общего стажа работы в образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), проживала на территории сельского населенного пункта (***), однако, на указанную дату (15.01.2021) она не являлась педагогическим работником, осуществляющим трудовую деятельность в образовательной организации, пенсия ей назначена на общих основаниях.

Вывод суда по существу спора мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а *** работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

На территории Ульяновской области указанные меры социальной поддержки для педагогических работников, проживающих в сельской местности, установлены Законом Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки *** работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории ***».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005  № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки *** работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории ***» (далее – Закон Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО) меры социальной поддержки предоставляются *** работникам, а также руководителям образовательных организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений образовательных организаций и их заместителям (далее - руководители и иные работники образовательных организаций), проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории *** и работающим в образовательных организациях субъектов Российской Федерации или муниципальных образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей

Частью 2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 №167-ЗО установлено, что указанные в части 1 настоящей статьи педагогические работники, руководители и иные работники образовательных организаций, которые достигли возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо которым в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочно назначена страховая пенсия по старости, имеют право на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки, если продолжительность общего стажа работы таких *** работников, руководителей или иных работников образовательных организаций в образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и по состоянию на день достижения ими указанного возраста либо на день досрочного назначения им страховой пенсии по старости соответственно они пользовались (имели право пользоваться) мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что правом на предоставление спорной меры социальной поддержки обладают *** работники, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории ***, и работающие в образовательных организациях субъектов Российской Федерации или муниципальных образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пункта, рабочих поселках (поселках городского типа), а также *** работники образовательных организаций, которые достигли возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо которым в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочно назначена страховая пенсия по старости, если продолжительность их общего стажа работы в образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и по состоянию на день достижения ими указанного возраста либо на день досрочного назначения им страховой пенсии по старости соответственно они пользовались (имели право пользоваться) мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Азизова Ф.Д. не соответствует всем критериям, позволяющим отнести ее к категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления и освещения. Несмотря на то, что Азизова Ф.Д. длительное время проживает в сельском населенном пункте и продолжительность ее общего стажа работы в образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, составляет более 10 лет, возраста 55 лет она достигла 15.01.2021, но на указанную дату педагогическим работником не являлась, получателем досрочной страховой пенсии по старости как педагогический работник в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» она также не является, так как 15.01.2024 ей назначена пенсия на общих основаниях.

Доводы жалобы Азизовой Д.Ф. о том, что на момент достижения ею возраста 55 лет (15.01.2021) она получала спорную ежемесячную денежную компенсацию расходов на жилищно-коммунальные услуги, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и правильно были отклонены, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства по состоянию на 15.01.2021 она не являлась *** работником, осуществляющим трудовую деятельность в образовательных учреждениях, и фактически не являлась законным получателем данной меры социальной поддержки.

Ссылка истца Азизовой В.Д. на то, что на момент назначения пенсии она являлась *** работником и это служит основанием для назначения ей спорной меры социальной поддержки, несостоятельны, поскольку противоречат действующим положениям части 2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005  № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки *** работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории ***».

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Нарушений требований закона не допущено, доказательств наличия дискриминации в отношении истца или злоупотребления правом со стороны ответчика не установлено.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы правовое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Иное толкование истцом норм материального права и иная оценка установленных судом фактических обстоятельств дела не подтверждает наличие оснований для отмены решения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.  

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от                                      18 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Азизовой Фявзии Дамировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2025 года