Судебный акт
Включение периода службы в армии в стаж
Документ от 24.06.2025, опубликован на сайте 07.07.2025 под номером 119571, 2-я гражданская, о включении в страховой стаж периода прохождения службы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-01-2025-000045-62

Судья Школенок Т.Р.                                                                           Дело № 33-2520/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                       24 июня 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 февраля 2025 года по гражданскому делу № 2-117/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Мухамедьярова Радика Азиятовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Мухамедьярову Радику Азиятовичу, *** (паспорт серии ***) в общий страховой стаж период: прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 15.10.1979 по 24.10.1981.

В удовлетворении остальной части исковых требований Мухамедьярова Р.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения  Мухамедьярова Р.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Мухамедьяров Р.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву. В обоснование иска указал, что 21.06.2024 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.10.2024 № *** ему отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом в страховой стаж не был засчитан период прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики Таджикистан с 15.10.1979 по 24.10.1981. С решением ответчика он не согласен, поскольку служба в Вооруженных Силах СССР подтверждается военным билетом, а также справкой Военного комиссариата (***). Просил суд возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить в его страховой стаж период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики Таджикистан с 15.10.1979 по 24.10.1981, обязать ответчика учитывать указанный период при расчёте величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального права. Обращает внимание, что 15.09.2021 между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан заключен договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который распространяет свое действие на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Республики Таджикистан, обратившихся за назначением пенсии после 21.10.2022. При назначении пенсии с учетом Договора от 15.09.2021 стаж, приобретенный на территории Таджикской ССР, в том числе до 01.01.1991, должен подтверждаться формализованным документом – формуляром «О страховом стаже». Однако соответствующий формуляр, подтверждающий трудовой стаж Мухамедьярова Р.А., из Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан в ОСФР по Ульяновской области не поступал. Военный билет достаточным доказательством по делу, на основании которого в общий страховой стаж истца возможно включение периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР с 15.10.1979 по 24.10.1981, являться не может. Спорный период может быть засчитан в страховой стаж только для определения права на пенсию при условии его подтверждения формуляром «О страховом стаже».

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.06.2024 Махумедьяров Р.А., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 32-34).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.10.2024 Мухамедьярову Р.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 28-31).

По расчету ответчика по имеющимся документам и сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица продолжительность страхового стажа Мухамедьярова Р.А. составляет 12 лет 7 месяцев 14 дней (при требуемой 15 лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 15,770 (при требуемой 28,2).

В стаж при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы истца в организациях на территории Таджикской ССР, а также период военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики Таджикистан с 15.10.1979 по 24.10.1981 (2 года 10 дней), поскольку из Республики Таджикистан не поступил истребованный формуляр «о страховом стаже», предусмотренный Административным соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Агентством социального страхования и пенсий при Правительства Республики Таджикистан.

Мухамедьяров Р.А., полагая незаконным отказ в зачете в стаж при назначении пенсии периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики Таджикистан, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

15.09.2021 между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был заключен договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный Федеральным законом от 14.07.2022 № 242-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 2 международного договора предусмотрено, что он распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих Договаривающихся Сторон, в том, что относится к: в Российской Федерации: страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено данным Договором;

накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений;

социальным пенсиям;

социальному пособию на погребение;

социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии;

Согласно п. 2 ст. 2 указанного международного договора он распространяется на отношения, регулируемые законодательством каждой из Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов для обеспечения пенсий, указанных в пункте 1 данной статьи.

В соответствии  со ст. 3 международного договора Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон; подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Статьей 9 международного договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено данным Договором (пункт 1).

Согласно п. 2 ст. 9 международного договора при определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:

в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3 ст. 9).

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4 ст. 9).

В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 4 и 5 данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, а также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 6 ст. 9).

Статьей 13 международного договора установлено, что уполномоченные органы Договаривающихся Сторон заключают административное соглашение по применению Договора. Компетентные учреждения Договаривающихся Сторон могут заключать соглашение об электронном взаимодействии в целях реализации Договора и административного соглашения по применению данного Договора, которое может осуществляться через доверенные третьи стороны, определенные в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон (пункт 1).

Согласно п. 5 ст. 13 международного договора необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные официальными органами одной Договаривающейся Стороны, принимаются другой Договаривающейся Стороной без легализации и других дополнительных удостоверений.

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон, базируется на пропорциональном принципе о разделении ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории договаривающихся сторон.

Согласно оспариваемому решению ответчика последний не включил в страховой стаж истца период его военной службы по призыву с 15.10.1979 по 24.10.1981, который протекал на территории Республики Таджикистан, но в Вооруженных Силах СССР.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ).

Статьей 63 Конституции (Основного закона) СССР, принятой 07.10.1977 Верховным Советом СССР и действовавшей на момент призыва и прохождения Мухамедьяровым Р.А. действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР, устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.

В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977 провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Таджикская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 15.10.1979 по 24.10.1981) регулировалось Законом СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.

В статье 73 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

Согласно военному билету Мухамедьярова Р.М., который суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно принял во внимание, истец 15.10.1979 был призван на военную службу и уволен с военной службы 24.10.1981 (л.д. 13-19).

С учетом приведенных норм закона период службы истца по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж при назначении пенсии.

Непоступление в ОСФР по Ульяновской области соответствующего формуляра от уполномоченного органа Республики Таджикистан не может умалять права истца на включение в стаж периода военной службы по призыву, который имел место на территории Союза ССР.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области                                             от 25 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев                 со дня изготовления мотивированного апелляционного определения                                           в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.06.2025.