УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0025-01-2025-000045-62
Судья Школенок Т.Р.
Дело № 33-2520/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 24 июня 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина
М.И.,
при секретаре Леонченко А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 25 февраля 2025 года по гражданскому делу № 2-117/2025,
по которому постановлено:
исковые требования Мухамедьярова Радика Азиятовича к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Мухамедьярову Радику Азиятовичу, *** (паспорт серии ***) в общий страховой стаж
период: прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 15.10.1979 по
24.10.1981.
В удовлетворении остальной части исковых требований Мухамедьярова Р.А. к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Мухамедьярова Р.А.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Мухамедьяров Р.А. обратился в суд с иском к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении в страховой стаж
периода прохождения военной службы по призыву. В обоснование иска указал, что 21.06.2024
обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.10.2024 № *** ему отказано в
установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с
отсутствием требуемого стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного
коэффициента. При этом в страховой стаж не был засчитан период прохождения им
военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики
Таджикистан с 15.10.1979 по 24.10.1981. С решением ответчика он не согласен,
поскольку служба в Вооруженных Силах СССР подтверждается военным билетом, а
также справкой Военного комиссариата (***). Просил суд возложить на ОСФР по
Ульяновской области обязанность включить в его страховой стаж период прохождения
военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики
Таджикистан с 15.10.1979 по 24.10.1981, обязать ответчика учитывать указанный
период при расчёте величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное
казенное учреждение «Военный комиссариат
Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы
указывает, что решение суда принято с существенным нарушением норм
материального права. Обращает внимание, что 15.09.2021 между Российской
Федерацией и Республикой Таджикистан заключен договор о сотрудничестве в
области пенсионного обеспечения, который распространяет свое действие на лиц, являющихся
гражданами Российской Федерации и Республики Таджикистан, обратившихся за назначением
пенсии после 21.10.2022. При назначении пенсии с
учетом Договора от 15.09.2021 стаж, приобретенный на территории Таджикской ССР,
в том числе до 01.01.1991, должен подтверждаться формализованным документом –
формуляром «О страховом стаже». Однако соответствующий формуляр, подтверждающий
трудовой стаж Мухамедьярова Р.А., из Агентства социального страхования и пенсий при
Правительстве Республики Таджикистан в ОСФР по Ульяновской области не
поступал. Военный билет достаточным доказательством по делу, на основании
которого в общий страховой стаж истца возможно включение периода прохождения военной
службы в рядах Вооруженных сил СССР с 15.10.1979 по 24.10.1981, являться не
может. Спорный период может быть засчитан в страховой стаж только для
определения права на пенсию при условии его подтверждения формуляром «О страховом стаже».
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещенных о времени и
месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
21.06.2024 Махумедьяров Р.А., *** года рождения,
обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой
пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 32-34).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.10.2024 Мухамедьярову Р.А. отказано в назначении страховой пенсии
по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа и необходимой
величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 28-31).
По расчету ответчика по имеющимся документам и сведениям
индивидуального лицевого счета застрахованного лица продолжительность
страхового стажа Мухамедьярова Р.А. составляет 12 лет
7 месяцев 14 дней (при требуемой 15 лет), величина индивидуального пенсионного
коэффициента составляет 15,770 (при требуемой 28,2).
В стаж при назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» не включены периоды работы истца в организациях на
территории Таджикской ССР, а также период военной службы по призыву в
Вооруженных Силах СССР на территории Республики Таджикистан с 15.10.1979 по
24.10.1981 (2 года 10 дней), поскольку из Республики Таджикистан не поступил
истребованный формуляр «о страховом стаже», предусмотренный Административным
соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
и Агентством социального страхования и пенсий при Правительства Республики Таджикистан.
Мухамедьяров Р.А., полагая
незаконным отказ в зачете в стаж при назначении пенсии периода военной службы
по призыву в Вооруженных Силах СССР на территории Республики Таджикистан,
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015
(далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно
статье 8
Федерального закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии
по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие
возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений,
предусмотренных приложением 6
к данному Федеральному закону).
Индивидуальный
пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах
пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с
учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации
страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования,
продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от
получения страховой пенсии (пункт 3
статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно
частям 2
и 3 статьи 2
Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в
соответствии с названным федеральным законом.
Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых
пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем
внесения изменений в данный федеральный закон.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае,
если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные указанным федеральным законом,
применяются правила международного договора Российской Федерации.
15.09.2021
между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был заключен договор о
сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный Федеральным
законом от 14.07.2022 № 242-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 2 международного договора предусмотрено, что он
распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном
обеспечении обеих Договаривающихся Сторон, в том, что относится к: в Российской
Федерации: страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности,
страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к
страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к
страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено данным
Договором;
накопительной
пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений;
социальным
пенсиям;
социальному
пособию на погребение;
социальной
(федеральной или региональной) доплате к пенсии;
Согласно
п. 2 ст. 2 указанного международного договора он распространяется на отношения,
регулируемые законодательством каждой из Договаривающихся Сторон об уплате
страховых взносов для обеспечения пенсий, указанных в пункте 1
данной статьи.
В
соответствии со ст. 3 международного
договора Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих
одновременно следующим условиям: являются гражданами одной из Договаривающихся
Сторон; подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся
Сторон.
Статьей 9 международного договора
предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на
основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с
ее законодательством, если иное не предусмотрено данным Договором (пункт 1).
Согласно
п. 2 ст. 9 международного договора при определении права на пенсию под
страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в
соответствии с их законодательством, понимается:
в
отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории
Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики;
в
отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории
Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
В
случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на
пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории
другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает
пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом
подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно
законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию
(пункт 3 ст. 9).
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству
Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее,
недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по
законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства,
с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный
договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье
государство подтвердит страховой стаж (пункт 4 ст. 9).
В
Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктами 4 и 5
данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за
периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В случае если
согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с
отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не
возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента,
равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории
Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики, а
также на территориях третьих государств, с которыми у Российской Федерации
заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном
страховании). При этом один месяц страхового стажа составляет 1/12 часть
коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента
за полный календарный год (пункт 6 ст. 9).
Статьей
13 международного договора установлено, что уполномоченные органы
Договаривающихся Сторон заключают административное соглашение
по применению Договора. Компетентные учреждения Договаривающихся Сторон могут
заключать соглашение об электронном взаимодействии в целях реализации Договора
и административного соглашения по применению данного Договора, которое может
осуществляться через доверенные третьи стороны, определенные в соответствии с
законодательством Договаривающихся Сторон (пункт 1).
Согласно
п. 5 ст. 13 международного договора необходимые для пенсионного обеспечения
документы, выданные официальными органами одной Договаривающейся Стороны,
принимаются другой Договаривающейся Стороной без легализации и других
дополнительных удостоверений.
Таким
образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части
пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях договаривающихся
сторон, базируется на пропорциональном принципе о разделении ответственности за
периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории договаривающихся сторон.
Согласно
оспариваемому решению ответчика последний не включил в страховой стаж истца
период его военной службы по призыву с 15.10.1979 по 24.10.1981, который
протекал на территории Республики Таджикистан, но в Вооруженных Силах СССР.
В
соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж
наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11
данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой
приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного
исполнения Российской Федерации, и их семей».
При
исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию
периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления
в силу Федерального закона
«О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в
соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы
(деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета
соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том
числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного
лица (часть 8
статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ).
Статьей
63 Конституции (Основного закона) СССР, принятой 07.10.1977 Верховным Советом
СССР и действовавшей на момент призыва и прохождения Мухамедьяровым
Р.А. действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР,
устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная
обязанность советских граждан.
В
статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977 провозглашалось, что
Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное
государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в
результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения
равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских
Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Таджикская
Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория
СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР
распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон)
СССР от 07.10.1977).
Прохождение
военной службы гражданами СССР в спорный период (с 15.10.1979 по 24.10.1981) регулировалось
Законом
СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».
Статьями 3,
5
и 8
Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»
предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера
занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу
в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной
военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы,
сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков,
установленных данным законом,
считались состоящими на действительной срочной военной службе.
В статье 73
Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»
закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в
рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное
обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом
СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положением
о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным
постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.
В
соответствии с подпунктом
«к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в
общий стаж работы.
Из
изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную
военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную
на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина.
Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в
трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в
ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Согласно военному билету Мухамедьярова
Р.М., который суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно принял во
внимание, истец 15.10.1979 был призван на военную службу и уволен с военной
службы 24.10.1981 (л.д. 13-19).
С учетом приведенных норм закона период службы истца по
призыву в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж при назначении
пенсии.
Непоступление в ОСФР по
Ульяновской области соответствующего формуляра от уполномоченного органа
Республики Таджикистан не может умалять права истца на включение в стаж периода
военной службы по призыву, который имел место на территории Союза ССР.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом верно.
Решение суда является правильным, отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
25 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня
изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
27.06.2025.