Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 16.06.2025, опубликован на сайте 27.06.2025 под номером 119593, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                       

Дело № 3а-63/2025 

73OS0000-01-2025-000041-66

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

16 июня 2025 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.

с участием прокурора Пушистова В.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рожнова Дмитрия Михайловича о признании недействующим пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от 26 ноября 2024 года,

 

у с т а н о в и л :

 

26 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 316-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год» (далее приказ № 316-пр).

Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2025  год. Перечень является  приложением  к приказу.

Рожнов Д.М. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство) о признании недействующим пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от 26 ноября 2024 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что неправомерно в Перечень на  2025 год включено здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, сособственником которого он является, поскольку здание не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Наименование здания – «здание многофункционального использования». Расположено оно на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «под многофункциональный объект». Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении    в указанном здании административно-делового центра. Фактическое обследование здания не производилось.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Ростелеком Информационные Технологии», ООО «Премьер».

В судебном заседании представитель административного истца   Демина С.М. заявленное требование поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление просил отказать в его удовлетворении, указывая на то, что  здание было включено в перечень, поскольку оно является административно-деловым центром. В подтверждение данного вывода указал на то, что Министерство проводило обследование помещений спорного здания, по результатам которого был составлен 5 августа 2024 года акт обследования. Из содержания данного акта следует, что фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 366,6 кв.м, что составляет 31% от общей площади обследуемого объекта.

Рожнов Д.М., Жарков В.И., Мингалеев Р.К., представитель ООО «Ростелеком Информационные Технологии», ООО «Премьер»  в судебное заедание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика,  заключение прокурора об удовлетворении требований административного иска, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 316-пр от 26 ноября 2024 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2025 годы.

Приказ № 316-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 28 ноября 2024 года.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности здания в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент издания приказа № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П с 4 октября 2023 года утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Разделом 2 данного Положения предусмотрено, что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании. Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является сособственником здания  с кадастровым номером ***, площадью 1184,1 кв.м,  расположенного по адресу: ***. Назначение здания – нежилое здание, наименование – здание многофункционального использования.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под многофункциональный объект, под жилую застройку.

Наименование здания, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагают размещение на нем  административно-делового  центра.

Таким образом, здание могло быть включено в перечни на основании подпункта 2 пункта 3 ст. 378.2 НК РФ - здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом уполномоченный орган должен был установить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо не менее 20 процентов общей площади спорного объекта недвижимости фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно  техническому паспорту, составленному АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» по состоянию на 2 октября  2008 года, здание имеет наименование  «здание многофункционального использования», оно состоит из 3х этажей, имеется подвал, мезонин, мансарда, год постройки – 2008,   площадь помещений – 1184,13 кв.м, при этом помещения, общей площадью 1081,56 кв.м не используются, а помещения, общей площадью 102,57 кв.м, классифицируются как служебные, включают в себя коридоры, лестничные клетки. 

Таким образом, материалы технической инвентаризации здания не подтверждают использование более 20% его площади для размещения  офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В подтверждение довода о том, что спорный объект является административно-деловым центром, представителем административного ответчика был представлен акт о фактическом использовании здания с кадастровым номером ***, составленный сотрудниками Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по результатам обследования 5 августа 2024 года указанного объекта недвижимости, согласно которому фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры  составляет 31 % от общей площади объекта.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что данный акт не свидетельствует о том, что спорное здание является административно-деловым центром, при этом принимает во внимание следующее. 

В ходе рассмотрения дела представителем административного истца представлены  доказательства того, что данное здание передано его сособственниками в аренду ООО «Премьер», учредителем и директором которого является один из сособственников здания – административный истец Рожнов Д.М.  ООО «Премьер», в свою очередь, передало здание в субаренду ООО «Ростелеком Информационные Технологии» путем ежегодного заключения договоров субаренды. Однако данный факт не является подтверждением использования здания в качестве административно-делового центра.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ростелеком Информационные Технологии» основанным видом деятельности общества является разработка компьютерного программного обеспечения. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

По сведениям заинтересованного лица ООО «Ростелеком Информационные Технологии», представленным суду, доступ в здание ограничен и возможен только для сотрудников компании, прием посетителей не ведется, других организаций в здании нет. Деятельность, которая осуществляется  сотрудниками в здании – разработка компьютерного программного обеспечения.

По смыслу приведенных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под офисом понимается здание или его часть (либо нежилое помещение), оборудованное стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов, и в которых осуществляется исключительно самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность.

Согласно пояснениям представителя административного истца, ответу  ООО «Ростелеком Информационные Технологии» в спорном здании находятся сотрудники блока по развитию цифровых технологий             ***, которые непосредственно занимаются разработкой компьютерного программного обеспечения, деятельность по реализации продукта указанной деятельности не осуществляется  в данном здании в ***,  здание не используется для приема клиентов.

Свободный доступ в здание ограничен забором и воротами, что следует из фотоматериалов, представленных представителем административного истца.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного здания, как административно-делового центра, в перечень на 2025 год не имелось.

При таких обстоятельствах требование административного истца подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должны быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2025 год и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказа с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом пункт нормативного правового акта следует признать недействующим с момента его принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, в пользу административного истца подлежат взысканию с административного ответчика расходы по госпошлине в размере 4000 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Рожнова Дмитрия Михайловича о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от 26 ноября 2024 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Рожнова Дмитрия Михайловича в возмещение  расходов по уплате государственной пошлины 4000 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова