Судебный акт
О взыскании обязательных платежей и санкций
Документ от 17.06.2025, опубликован на сайте 08.07.2025 под номером 119634, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-003951-51

Судья Михайлова О.Н.                                                                        Дело №33а-2427/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                       17 июня  2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Н.Н.,                       

судей Берхеевой Г.И., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Макарова Андрея Владимировича – Солдатова Вадима Ивановича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                                          23 января 2025 года по делу №2а-202/2025, которым постановлено:

исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Макарова Андрея Владимировича (ИНН ***) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области:

- недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в сумме                   1 568 972 руб. 57 коп.;

-  пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год за период с                               16 июля 2022 года по 18 сентября 2023 года в размере 196 827 руб. 55 коп., за период с               19 сентября 2023 года по 9 октября 2023 года в размере 15 566 руб. 64 коп.;

- штраф по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год в размере 128 310 руб.;

- штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год в размере 85 540 руб.

Взыскать с Макарова Андрея Владимировича (ИНН ***) в доход местного бюджета  государственную пошлину в размере 18 176 руб.

 

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области                       (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к        Макарову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование исковых требований указано, что на налоговом учете в                    УФНС России по Ульяновской области стоит Макаров А.В.

В установленные законом сроки,  административный ответчик  не уплатил НДФЛ за 2021 год в сумме 1 568 972 руб. 57 коп.;

-  пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год за период с                               16 июля 2022 год по 18 сентября 2023 год в размере 196 827 руб. 55 коп., за период с 19 сентября 2023 год по 9 октября 2023 год в размере 15 566 руб. 64 коп.;

- штраф по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год в размере 128 310 руб.;

- штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год в размере 85 540 руб.

По сведениям ЕГРН Макаровым А.В. в 2021 году проданы объекты недвижимости:

- квартира по адресу: ***, размер доли в праве собственности - 1/1. Цена сделки по договору купли-продажи составила 7 410 000 руб., срок владения указанного имущества Макаровым А.В.: с 26 августа 2020 года по 20 декабря 2021 года                    (менее                  5 лет);

- квартира по адресу: ***, размер доли в праве собственности - 1/1. Цена сделки по договору купли-продажи составила 6 750 000 руб., срок владения указанного имущества Макаровым А.В.: с 31 июля 2020 года по 18 августа 2021 года                        (менее                        5 лет);

- квартира по адресу: ***, размер доли в праве собственности - 1/1. Цена сделки по договору купли-продажи составила 6 300 000, срок владения вышеуказанным имуществом с 22 сентября 2020 года по 1 февраля 2021 года (менее 5 лет).

В установленные налоговым законодательством сроки Макаров А.В. не представил   налоговую  декларацию  по  налогу  на  доход  физических лиц формы                3-НДФЛ за 2021 год, сумма задолженности по налогам, штрафам и пени административным ответчиком  не оплачена.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В  апелляционной  жалобе  представитель административного ответчика Макарова А.В. - Солдатов В.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в  удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывает о том, что судом не были применены смягчающие ответственность обстоятельства, уменьшающие размер штрафа. Административным истцом не было указано на наличие отягчающих обстоятельств, которое суд также не установил.

Обращает внимание на то, что судом при вынесении оспариваемого решения не учтено, что при определении размера налоговых баз, налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, уменьшение суммы своих облагаемых налогом доходов на сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого по делу решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный  законодательством о налогах и сборах.

Согласно статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также  физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся  налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налогоплательщики  самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации, также обязаны предоставить в налоговый орган по месту  своего учета соответствующую налоговую декларацию (подпункт 4 пункт 1 статьи 23, пункт 2, пункт 1 статьи  227, пункт 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).

Срок уплаты налога установлен статьями 227, 228 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 227, пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из абзаца 28 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых  взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, и сумма налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Взыскание налога с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области стоит физическое лицо Макаров Андрей Владимирович, *** года рождения, идентификационный номер налогоплательщика *** (л.д.10).

В 2021 году Макаровым А.В. проданы следующие объекты недвижимости:

- квартира по адресу: ***, размер доли в праве собственности - 1/1. Цена сделки по договору купли-продажи составила 7 410 000 руб., срок владения указанного имущества Макаровым А.В.: с 26 августа 2020 года по 20 декабря 2021 года                     (менее 5 лет) (л.д.61-62);

- квартира по адресу: ***, размер доли в праве собственности - 1/1. Цена сделки по договору купли-продажи составила 6 750 000 руб., срок владения указанного имущества Макаровым А.В.: с 31 июля 2020 года по 18 августа 2021 года                        (менее 5 лет) (л.д.59-60).

Квартира по адресу: ***, размер доли в праве собственности – 1/1, продана Макаровым  А.В. 25 ноября 2020 года, и доход от которой в размере 6 300 000 руб. отражен в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, представленной 30 апреля 2021 года (решение №*** от ***)                          (л.д.56-58, 144-155).

Налогооблагаемая сумма дохода составила 13 160 000 руб.                                            (14 160 000 руб.(7 410 000 руб. + 6 750 000 руб.) – 1 000 000 руб.), соответственно                 13 160 000 рублей х 13% = 1 710 800 руб. сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Макаровым А.В. в счет погашения задолженности произведены платежи  141 647 руб. 43 коп., 180 руб. В связи с этим налог на доходы физических лиц за 2021 год составил 1 568 972 руб. 57 коп.

В ходе камеральной проверки УНФС по Ульяновской области налоговым органом были выявлено, что Макаровым А.В. не представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год на доходы, полученные от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в срок не позднее 4 мая 2022 года.

Решением налогового органа №*** от *** года административный ответчик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с непредставлением налоговой декларации по форме                      3-НДФЛ в 2021 год, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, с наложением штрафа в размере 189 735 руб., а также в связи с неуплатой соответствующего налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с наложением штрафа в размере 126 490 руб.

Решением МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу от                           *** года №***, жалоба Макарова А.В. на решение                           УФНС России по Ульяновской области от *** года №*** оставлена без удовлетворения.

*** года налоговым органом в адрес Макарова А.В. направлено требование №*** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов. Требование не было исполнено.

В связи с тем, что налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена, налоговым органом административному ответчику были начислены пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год за период с 16 июля 2022 год по                  18 сентября 2023 год в размере 196 827 руб. 55 коп. (согласно расчету                                 1 710 800 руб. х 9дней х 9,5%/300=4875 руб. 78 коп., 1 710 800 руб. х 56 дней х8%/300=25 547 руб. 95 коп., 1 710 800 руб. х 308 дней х 7,5%/300=131 731 руб.                    60 коп., 1 710 800 руб. х 22 дня х 8,5% /300=10 663 руб. 99 коп., 1 710 800 руб. х 34 дня х12%/300= 23 266 руб. 88 коп., 1 710 800 руб. х 1 день х 13%/300 = 741 руб. 35 коп.); за период с 19 сентября 2023 года по 9 октября 2023 года в размере 15 566 руб. 64 коп. (согласно расчету: 1 710 620 руб. (за вычетом 180 руб. оплаченных 18 сентября                 2023 года) х 20 дней х13%/300).

Макаров А.В. представил декларацию о доходах физических лиц по форме                     3 – НДФЛ в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции – 1 февраля 2024 года.

Налоговым органом сумма штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшена в 4 раза и составила 85 540 руб.                           (1 710 800 руб. х 20% /4).

Также УФНС России по Ульяновской области сумма штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшена в 4 раза и составила                     128 310 руб. (1 710 800 х5%х6 мес/4).

Судом также установлено и следует из материалов дела, что документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением квартир, необходимых для уменьшения суммы облагаемых налогом доходов на сумму фактических полученных доходов административным ответчиком не представлено.

Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца, взыскал с Макарова А.В.  недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в сумме 1 568 972 руб. 57 коп.;

-  пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год за период с                               16 июля 2022 года по 18 сентября 2023 года в размере 196 827 руб. 55 коп., за период с               19 сентября 2023 года по 9 октября 2023 года в размере 15 566 руб. 64 коп.;

- штраф по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год в размере 128 310 руб.;

- штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год в размере 85 540 руб.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, право собственности на которое получено налогоплательщиком в результате приватизации.

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральной налоговой проверки, налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации, процентная доля налоговой базы.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.

Согласно статье 225 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной в статье 224 Налогового кодекса Российской Федерации, процентная доля налоговой базы, указанной в статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, при продаже имущества.

Абзацем 1 подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 руб.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Приведенный налоговым органом расчет начисления взыскиваемых налогов на доходы физических лиц за 2021 год проверен судом и признан арифметически верным, с чем судебная коллегия соглашается. При этом судом правомерно доход от реализации квартиры по *** не учитывался при рассмотрении настоящего спора, поскольку доход от её продажи был отражен в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены положения                  статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации судебной коллегией не принимаются, поскольку являются несостоятельными, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. При определении размера налоговых баз налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, уменьшении суммы своих облагаемых налогом доходов  на сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества. Документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением Макаровым А.В. спорного имущества в деле не имеется, что следует из решения налогового органа от *** года №*** (л.д. 144-155).

При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.

Срок для обращения в суд с административным иском налоговым органом не пропущен. Решение суда в данной части административным ответчиком не оспаривается.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога                   (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Пени по налогу на доходы физических лиц за 2021 год за период с                               16 июля 2022 года по 18 сентября 2023 года, штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год,  штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ за 2021 год проверен судом и признан арифметически верным, с чем судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не были применены смягчающие ответственность обстоятельства, уменьшающие размер штрафа, не указано истцом на наличие отягчающих обстоятельств, которые суд также не установил, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, а именно налоговым органом штрафы были уменьшены в 4 раза, оснований для их снижения в большем размере не усматривается.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение  Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                                23 января 2025 года оставить без изменения, а апелляционную  жалобу представителя Макарова Андрея Владимировича – Солдатова Вадима Ивановича - без удовлетворения.

 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2025 года.