Судебный акт
Срок отселения из аварийного дома
Документ от 01.07.2025, опубликован на сайте 07.07.2025 под номером 119729, 2-я гражданская, обязать установить срок сноса аварийного дома по ул. Мостостроителей, 5 и отселения из него жителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2025-000281-79

Судья Абдулкина С. Н.                                                                      Дело №33а-2534/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                1 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от     12 февраля 2025 года по делу № 2а-606/2025, которым постановлено:

 

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Хасанова Наиля Равильевича и в интересах несовершеннолетних *** и *** к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки для сноса аварийного дома и отселения физических лиц из него удовлетворить.

Признать незаконным п. *** постановления администрации города Ульяновска            № *** от *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2030.

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении сроков сноса аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: ***, и отселения из него жителей не позднее 31.12.2026, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска от *** № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                                                    судебная коллегия

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах Хасанова Н.Р. и в интересах несовершеннолетних *** и ***, обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки для сноса аварийного дома и отселения физических лиц из него.

В обоснование административного иска указано, что постановлением администрации города Ульяновска № *** от *** года многоквартирный жилой дом по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение жильцов указанного дома предусмотрено до                     31.12.2030.

До настоящего времени в жилом доме, являющимся аварийным, проживают граждане. Дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц. Решение администрации города Ульяновска об установлении срока отселения дома до 31.12.2030 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Как следует из заключения *** от ***, в процессе обследования дома выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Физический износ многоквартирного дома *** составляет более 80%. 

Полагая, что срок отселения жильцов данного дома до 31.12.2030 является неразумным и чрезвычайно длительным, прокурор просил признать незаконным п. *** постановления администрации города Ульяновска № *** от *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2030, обязать административного ответчика установить сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей до 31.12.2026.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены              Хасанова Э.Р., Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Хасанов Р.Ш.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать.

В обоснование жалобы указывает на то, что определение срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не установлены. Сроки об отселении жильцов из аварийного дома должны отвечать требованиям разумности.

Считает, что в рамках данного дела административным истцом не представлены доказательства необходимости отселения жителей дома в более ранние сроки.

Ссылается на то, что жители спорного многоквартирного дома не лишены права обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

Полагает, что возложение судом на администрацию обязанности установить конкретный срок отселения граждан аварийного дома противоречит правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за II квартал 2009 года (вопрос №3), пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению, утвержденному Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.

Указывает на то, что после переноса сроков расселения имеется необходимость произвести мероприятия по переселению проживающих граждан и сносу зданий, что потребует выделения бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии от *** №*** многоквартирный жилой дом по *** в                *** признан аварийным и подлежим сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении ***.

Постановлением от *** №*** многоквартирный жилой дом по             *** признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2030.

Согласно экспертному исследованию по результатам обследования технического состояния многоквартирного жилого дома по ***, составленного *** от ***, процент физического износа многоквартирного жилого дома на момент проведения обследования составляет 80%. Дом 1987 года постройки. Дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна, поскольку сырая проводка может повлечь возгорание, что приведет к пожару. Фундамент находится в аварийном состоянии, влечет полное разрушение несущих конструкций дома. Проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью ввиду существования угрозы разрушения дома.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч.4 ст15 ЖК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

Учитывая техническое состояние жилого дома и его отдельных конструкций, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований прокурора и установления срока отселения до 31.12.2026, поскольку установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме -  до 31.12.2030 не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Административным ответчиком доводы административного истца не опровергнуты, доказательств отсутствия угрозы обрушения жилого дома не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.07.2025.