УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Головня
О.В.
Дело № 7-429/2025
73RS0002-01-2025-001730-09
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
3 июля 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска
Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 10 марта 2025 года и решение
судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2025 года,
вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
(дело № 12-477/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 10 марта 2025 года администрация города Ульяновска признана виновной
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в
размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу -
прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения
решения суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения всех процедур,
предписанных нормами действующего законодательства, не представляется
возможным.
Постановление о
назначении нового срока для исполнения исполнительного документа вынесено в августе
2024 года, то есть когда уже были определены расходы бюджета на 2024 год, в
связи с чем администрация города Ульяновска полагает, что вывод об умышленном
непринятии мер к исполнению требований исполнительного документа является
преждевременным.
Ссылаясь на правовую
позицию Конституционного Суда Российской Федерации и судебную практику
Верховного Суда Российской Федерации, а также на положения Федерального закона
№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», полагает, что в виду отсутствия
надлежащего финансирования дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в
части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Содержание сетей
наружного освещения города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Горсвет» в
рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного
финансирования.
Организация уличного
освещения представляет собой сложный технологический процесс, требует
выполнения большого комплекса работ, которые возможно выполнить только на
основании заключенных государственных контрактов, в соответствии с нормами
Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд».
Одномоментное
проведение ремонтных работ на улично-дорожной сети муниципального образования
«город Ульяновск» невозможно.
В 2025 году МБУ
«Горсвет» планирует выполнить часть работы по организации уличного освещения, в
том числе по указанному в решении адресу.
Все работы по
организации уличного освещения, в том числе по указанным адресам, требуют
большого комплекса работ, которые возможно выполнить только на основании
заключенных государственных контрактов, в соответствии с нормами Федерального
закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В связи отсутствием
надлежащего финансирования, исполнить решение суда в сроки, установленные
судебным приставом-исполнителем в период с 23 сентября 2024 года по 26 ноября
2024 года, не представилось возможным.
Ранее в целях
исполнения решения суда администрация города Ульяновска обращалась к
губернатору Ульяновской области и председателю Ульяновской Городской Думы за
оказанием поддержки в связи со сложившейся ситуацией, связанной с неисполнением
судебных актов вследствие дефицита средств бюджета муниципального образования
«город Ульяновск», однако в выделении дополнительного финансирования было
отказано.
Отмечает, что
администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение. Администрация
города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются
в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.
Полагает, что в
действиях администрации г.Ульяновска отсутствует состав вмененного
административного правонарушения, и как следствие отсутствуют правовые
основания для привлечения администрации города Ульяновска к административной
ответственности.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме,
прихожу к выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска правильно
квалифицировано по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 6 февраля 2024 года решением
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от
7 сентября 2023 года на администрацию города Ульяновска возложена обязанность организовать уличное
освещение по адресу:
г. Ульяновск, с. Анненково,
ул. Солнечная (л.д. 12-13).
6 марта 2024 года
возбуждено исполнительное производство № *** и должнику установлен
пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа
(л.д. 14).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
22 марта 2024 года в
отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 16).
Постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 27 августа 2024 года
администрация города Ульяновска привлечена к ответственности за совершение
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное
постановление вступило в законную силу 9 сентября 2024 года (л.д. 21).
23 сентября 2024
года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России вынесено постановление о
назначении нового срока исполнения судебного решения до 26 ноября 2024 года
(л.д. 23).
27 ноября 2024 года
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок
до 26 ноября 2024 года администрацией города Ульяновска не исполнено
(л.д. 24).
По факту неисполнения
требований исполнительного документа 20 февраля 2025 года судебным
приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России в отношении администрации города Ульяновска составлен
протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (л.д. 28).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 10 марта 2025 года администрация города Ульяновска
привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением
административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000
рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия
должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья
районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города
Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за то, что являясь должником не исполнила содержащиеся в исполнительном
документе требования неимущественного характера в срок до 26 ноября 2024 года,
после наложения административного штрафа.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией города Ульяновска решения суда, в материалах дела не
имеется.
Доводы жалобы о том,
что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения
требований исполнительного документа с 23 сентября 2024 года по 26 ноября 2024
года являлся недостаточным, подлежат отклонению, поскольку каких-либо
доказательств того, что требования исполнительного документа нельзя было
исполнить в указанный срок, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, должник
в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки
исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.
Доводы жалобы о том,
что в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и
судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, с учетом положений
Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября
2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», при отсутствии бюджетных
средств у органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от
ответственности, основаны на неверном толковании закона, поскольку
администрация города Ульяновска является участником бюджетного процесса,
обладает необходимыми организационно-властными полномочиями и не была лишена
возможности принять все необходимые и достаточные меры к исполнению решения
суда в установленные сроки. Более того, в рассматриваемом правоотношении
администрация города Ульяновска выступает как должник по исполнительному
производству, в обязанности которой, исходя из положений законодательства об
исполнительном производстве, входит исполнение решения суда, указанного
судебным приставом в соответствующем требовании.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств о неисполнении
администрацией города Ульяновска требования судебного пристава-исполнителя к
указанному сроку и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения по
указанным выше основаниям.
При назначении
наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в минимальном размере.
Руководствуясь
статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, судья
решил:
постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России
от 10 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 17 апреля 2025 года, вынесенные в отношении администрации города
Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска
Болониной Ольги Александровны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев