Судебный акт
О взыскании налога
Документ от 20.06.2025, опубликован на сайте 08.07.2025 под номером 119792, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по транспортному налогу, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

                              У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-008157-06

Судья Павлов Н.Е.                                                                         Дело № 33а-2425/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         20 июня 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Н.Н.,

судей Сычёвой О.А., Берхеевой Г.И.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Милюковой Ольги Петровны на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2025 года по делу № 2а-145/2025, которым постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Милюковой Ольге Петровне о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с Милюковой Ольги Петровны (ИНН ***), *** года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по ЕНС в общей сумме 35 140 руб. 17 коп., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2022 год в размере 852 руб., пени за период с  2 декабря 2017 года по 17 января 2024 года в размере 34 288 руб. 17 коп.

Взыскать с Милюковой Ольги Петровны в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 4000 руб.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,  судебная коллегия

 

установила:

 

УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Милюковой О.П. о взыскании задолженности по налогам, пени.

В обоснование административного иска указано на то, что Милюкова О.П. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области. В установленные законом сроки ею не были уплачены транспортный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Просило взыскать с нее задолженность по ЕНС в общей сумме 35 140 руб.       17 коп., в том числе, транспортный налог за 2022 год в размере     852 руб., пени за период с 2 декабря 2017 года по 17 января 2024 года в размере   34 288 руб. 17 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Милюкова О.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что налоговым органом без уважительных причин был пропущен установленный законом срок на подачу административного иска.

На дату вынесения судом решения  она полностью погасила задолженность по транспортному налогу за 2022 год  и частично пени.  Однако судом не были учтены платежи, которые были произведены ею в период исполнения судебного приказа  в общей сумме 2647 руб. 60 коп.

Суд  также не учел, что в  ее адрес не направлялось уведомление об актуальном отрицательном сальдо ЕНС, подлежащем взысканию в соответствии с решением о взыскании от 10 января  2024 года.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлены статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1             статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога  признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса      Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на: обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту  не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо   единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 1 января 2023 года.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;    3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени;                 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В силу пункта 3 статьи  48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Как установлено судом,  за Милюковой О.П. зарегистрировано транспортное средство – автомобиль *** (л.д. 41).

Предусмотренный  Налоговым кодексом Российской Федерации транспортный налог за 2022 год в сумме 852 руб. в установленный законодательством срок административным ответчиком не уплачен, что не оспаривалось им при рассмотрении дела.

Административный ответчик  до *** года  был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 18-19).

Из материалов дела также следует, что ранее с Милюковой О.П. в принудительном порядке в пользу налогового органа взыскана следующая задолженность:

транспортный налог за 2016 год  в сумме 852 руб.  и  за 2017 год в сумме        852 руб. взыскан  судебным приказом мирового судьи  от *** года  по делу № ***.   *** года возбуждено исполнительное производство № ***, денежные средства в счет погашения задолженности не поступали;

транспортный налог за 2018 год в сумме 852 руб. и за 2019 год в сумме             852 руб. взыскан  судебным приказом мирового судьи  от  *** года  по делу     № ***.   23 августа  2021!% года возбуждено исполнительное производство      № ***,  задолженность  оплачена 9 сентября  2021 года;

транспортный налог за 2020 год в сумме 852 руб.  и за 2021 год в сумме 852 руб.

погашен  из ЕНП  8 февраля 2023 года;

страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год  в сумме 23 400 руб. и 4590 руб.   взысканы в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением налогового органа от *** года № ***.   *** года  возбуждено исполнительное производство № ***,  задолженность оплачена в размере  4589 руб. 98 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год   в сумме 26 545 руб. и 5840 руб.  взысканы в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением налогового органа от *** года № *** года возбуждено исполнительное производство № ***,  на         ***  года  задолженность оплачена  в сумме 11 943 руб. 48 коп., на              1 января 2023  года – в сумме 3871 руб. 42 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 29 354 руб. и 6884 руб. взысканы в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением налогового органа от *** года  № *** года  возбуждено исполнительное производство № ***,  на         31 декабря 2022  года  задолженность оплачена  в сумме 13 728 руб. 62 коп., на              16 февраля 2023 года оплачена полностью;

- страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год  в сумме 30 529 руб. 03 коп. и    7927 руб. 69 коп.   взысканы судебным приказом мирового судьи от  *** года № ***. *** года  возбуждено исполнительное производство       № ***, на 31 декабря 2022  года  задолженность оплачена  в сумме   31 322 руб. 79 коп., на 7 февраля 2023 года оплачена полностью.

В связи с неуплатой вышеуказанных налогов  и страховых взносов Милюковой О.П. начислены пени за период с 2 декабря 2017 года по 31 декабря     2022 года в размере 28 849 руб. 17 коп.

Поскольку с административного ответчика ранее взысканы пени постановлением от *** года № *** в сумме 267 руб. 72 коп. (остаток – 264 руб. 81 коп.); постановлением от *** года  № ***  в сумме 105 руб. 70 коп. (остаток – 102 руб. 54 коп.); судебным приказом от *** года  по делу № ***    в сумме 189 руб. 05 коп.; судебным приказом от   *** года по делу  № *** в сумме 490 руб. 55 коп. (остаток 160 руб.    51 коп.), то оставшаяся сумма пени  за период с 2 декабря 2017 года по 31 декабря  2022 года составила 28 132 руб. 26 коп., с 1 января 2023 года по  17 января   2024 года – 6155 руб. 91 коп., а всего  34 288 руб. 17 коп. Расчет  пени подробно  произведен и указан в иске, с учетом   поступивших от административного ответчика  денежных сумм в счет уплаты  вышеуказанной заложенности, взысканной с него в принудительном порядке  (л.д. 4-99). 

В адрес административного ответчика направлено требование об уплате недоимки и пени в общей сумме 75 944 руб. 46 коп. от *** года  № *** со сроком уплаты 4 декабря 2023 года. Указанное требование им не исполнено        (л.д. 28).

*** года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 4 Заволжского района г. Ульяновска вынесен судебный приказ по делу      № *** о взыскании с Милюковой О.П. задолженности по обязательным платежам и пени (л.д. 60).

Данный судебный приказ отменен *** года на основании поступивших возражений должника, копия определения об отмене судебного приказа получена административным истцом 22 ноября 2024 года (л.д. 15, 61).

Из представленных судебной коллегии материалов дела № ***  следует, что копия указанного определения  в налоговый орган направлена простой почтой (сведения об отслеживании корреспонденции отсутствуют), вручена представителю административного истца 22 ноября 2024 года. Следовательно, вопреки доводам жалобы, оснований полагать, что административный истец обратился   в суд в исковом порядке только 5 декабря 2024 года  без уважительной причины  пропуска срока, не имеется.

Установив вышеуказанные обстоятельства, применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения,  суд первой инстанции пришел к  выводу о том, что налоговым органом соблюдена процедура и сроки взыскания задолженности, в связи с чем удовлетворил требования административного истца.

С выводами районного суда  о соблюдении процедуры и сроков взыскания задолженности судебная коллегия соглашается, поскольку обязанность по  ее уплате  административным ответчиком не исполнена своевременно и в полном объеме.

Доводам Милюковой  О.П.  о том, что  административным истцом  частично пропущен срок для обращения в суд  с требованиями о взыскании  пени, о ненаправлении в адрес  административного ответчика уведомления об актуальном отрицательном сальдо,   судом первой инстанции  дана надлежащая оценка, с которой  у судебной коллегии оснований не согласиться не имеется. 

Требование об уплате задолженности действует с момента его направления и до формирования положительного или нулевого сальдо ЕНС. Новое требование об уплате задолженности наплавляется налогоплательщику только  после полного погашения имеющейся задолженности и формирования нового отрицательного сальдо. Направление уточненного (нового) требования действующим законодательством о налогах  и сборах не предусмотрено.

Между тем, заслуживают внимания доводы  административного ответчика о том,  что  частично взысканная  оспариваемым решением суда сумма  задолженности  была  им   уже погашена, в частности,  оплачены транспортный налог  за 2022 год  и частично пени в общей сумме 2647 руб. 60 коп.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:  1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени;                 6) проценты; 7) штрафы.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства в сумме 2647 руб. 60 коп. в связи с введением ЕНС правомерно направлены налоговым органом  в погашение ранее образовавшейся задолженности по налогам.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что зачисление налоговым органом уплаченной суммы 2647 руб. 60 коп. в счет погашения недоимки за другой налоговый период противоречит принципу справедливости, установленному нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 6).

Согласно пункту 4.11 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н, при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена НК РФ (единый налоговый платеж), в реквизите «Назначение платежа» указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в том числе в случае исполнения уполномоченными, законными представителями и иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей за иное лицо.

Из представленных в судебную коллегию  справки ПАО Сбербанк, справки о движении  денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № ***  следует, что  Милюковой О.П. уплачена задолженность в размере  2647 руб. 60 коп.: 13 сентября 2024 года – 6 руб. 17 коп. и 2621 руб. 43 коп., 17 сентября 2024 года – 10 руб. и 10 руб. При этом  в назначении платежей  указано   их назначение – взыскание по исполнительному  документу  по делу  № ***, по исполнительному производству № ***.

В представленных  письменных пояснениях   УФНС России по Ульяновской области также указало на то, что от УФК по Ульяновской области (ОСП № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области  поступили денежные средства по платежному поручению от *** года     № *** - 6 руб. 17 коп.,  по платежному поручению от *** года            № *** - 2621 руб. 43 коп., по платежному поручению от *** года        № *** - 10 руб., по платежному поручению от *** года № *** -       10 руб. В платежных поручениях указано назначение платежа: «Милюкова Ольга Петровна, *** от *** года, ИП № ***…». Иных средств после 18 сентября 2024 года не поступало.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что, несмотря на установленный налоговым законодательством порядок определения принадлежности сумм, изложенная в платежных поручениях информация позволяла налоговому органу  идентифицировать назначение платежей и учесть, что с административного   ответчика удержаны денежные средства исходя из конкретных обстоятельств налоговых правоотношений, а именно осуществлено погашение взысканных  с него   20 марта  2024 года по заявлению налогового органа судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского района г. Ульяновска  по делу                     № *** денежных сумм, предметом  которого являлись  транспортный налог за 2022 год в размере 852 руб., пени в размере   34 288 руб. 17 коп.

В этой связи суд апелляционной инстанции  приходит к выводу о том, что  обязательства  Милюковой  О.П. по оплате транспортного налога за 2022 год в размере 852 руб.,  частично пени в размере 1795 руб. 60  коп. за заявленный в административном иске период  исполнены. 

Таким образом, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований УФНС России по Ульяновской области к Милюковой О.П. о взыскании   транспортного налога за 2022 год в размере  852 руб. с принятием  в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении   требований.  Также следует изменить решение суда в части удовлетворенных требований о взыскании пеней за период с         2 декабря 2017 года по 17 января 2024 года, уменьшив сумму взысканных   пеней до     32 492 руб. 57 коп. (34 288 руб. 17 коп. - 1795 руб. 60  коп.).

В остальной части принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2025 года отменить в части удовлетворения требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Милюковой Ольге Петровне о взыскании   транспортного налога за 2022 год в размере  852 рублей.  

Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении   требований.

Изменить решение суда в части удовлетворенных требований о взыскании пеней за период с 2 декабря 2017 года по 17 января 2024 года, уменьшив сумму взысканных с Милюковой Ольги Петровны в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области пеней до  32 492 рублей 57 копеек.

В остальной части решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу Милюковой Ольги Петровны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  4 июля 2025 года.