Дело № 3а-75/2025
73OS0000-01-2025-000063-97
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2025
года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Государственный научный
центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании недействующими в части приказов Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 105-П «Об установлении необходимой
валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования
(без учета оплаты потерь) 2025-2029 годы» и
от 29 ноября 2024 года № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на
территории Ульяновской области на 2025 год»,
у с т а н о в и л :
29
ноября 2024 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят
приказ № 105-П «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых
организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)
2025-2029 годы» (далее также приказ № 105-П).
29
ноября 2024 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
принят приказ № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по
передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями
на территории Ульяновской области на 2025 год»
Указанные
приказы были официально опубликованы в выпуске газеты «Ульяновская правда» от
10 декабря 2024 года № 80 (24.749).
Акционерное
общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт
атомных реакторов» (далее – АО «ГНЦ НИИАР», общество, административный истец)
обратилось в суд с административным исковым заявлением, дополненным в ходе
судебного разбирательства, о признании
недействующими со дня принятия пункта
5 приказа Агентства по регулированию цен
и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство, тарифный орган) от 29 ноября 2024 года № 105-П «Об
установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на
долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2025-2029 годы» в
части установления необходимой валовой выручки (далее также НВВ) АО «ГНЦ НИИАР»
на 2025 год, приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской
области от 29 ноября 2024 года № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на
территории Ульяновской области на 2025 год» в части индивидуальных тарифов на
услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Россети
Волга» и АО «ГНЦ НИИАР» на 2025 год, возложении обязанности принять заменяющие
нормативные правовые акты, взыскании судебных расходов по оплате
государственной пошлины.
В обоснование требований
указало, что приведенные приказы в оспариваемой части приняты в нарушение положений Основ
ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, и нарушают
права и законные интересы АО «ГНЦ НИИАР»
при осуществлении экономической деятельности.
При определении необходимой валовой выручки общества на 2025 год
неправомерно при расчете подконтрольных расходов применен метод пропорции
итоговым значениям, вследствие чего занижены расходы по статье затрат «Расходы
на оплату труда», и, соответственно, неверно определены неподконтрольные
расходы по статье «Отчисления на социальные нужды». Также необоснованно занижена
корректировка неподконтрольных расходов по фактическим данным 2023 года по
статьям затрат «аренда» и «амортизация». Неверное установление тарифным органом
величины НВВ привело к установлению индивидуальных
тарифов на передачу электрической энергии между ПАО «Россети-Волга» и АО «ГНЦ
НИИАР» в экономически необоснованном размере.
Судом к участию в деле
в качестве заинтересованного лица было привлечено ПАО «Россети-Волга».
Представитель АО «ГНЦ НИИАР» Запичнюк И.Ю. в
ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении исковых
требований по доводам, изложенным в административном иске и в дополнительных
письменных пояснениях (т. 1 л.д. 5-10, т. 2 л.д. 228-237, т. 3 л.д. 74-79, т. 4
л.л. 36-42, л.д. 146-148, 197-205).
Представитель
административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени
рассмотрения дела судом извещен. Ранее в судебном заседании представитель
Агентства Кунгуров С.Ю. просил в
удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемые приказы
были приняты Агентством в соответствии с
наделенными полномочиями, с соблюдением
установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказы
Агентства от 29 ноября 2025 года № 105-П и № 107-П нормативным правовым актам в
сфере тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии, имеющим
большую юридическую силу, не противоречат, соответственно, прав и законных
интересов административного истца не нарушают.
Представитель ПАО
«Россети-Волга» Павлова А.В. в судебном
заседании пояснила, что считает требования административного иска АО
«ГНЦ НИИАР» не подлежащими удовлетворению, поскольку Агентством проведен анализ
по всем оспариваемым статьям расходов в строгом соответствии с нормами действующего
законодательства, правильно определены расходы по статье «отчисления на
социальные нужды», величина
корректировки НВВ на основании фактических данных за 2023 год по статьям
«аренда» и «амортизация основных средств», соответственно, и необходимая валовая
выручка АО «ГНЦ НИИАР» на 2025 год.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика,
извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц,
участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, обозрев
материалы тарифных дел на 2025, 2024, 2023 годы, заслушав заключение прокурора
Стерлядевой Е.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению,
суд приходит к следующему.
В соответствии с частью
1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или
в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а
также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым
нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и
законные интересы.
Правовые основы
экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов
государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и
обязанности субъектов электроэнергетики
при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе
производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Законодательство
Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26
марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об
электроэнергетике) и иные регулирующие
отношения в сфере электроэнергетике
федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации,
постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким
актам, в частности относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен
(тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правила
государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в
электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178,
Методические указания
по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
утвержденные приказом Федеральной службы
по тарифам от 17 февраля 2012 года
№ 98-э (далее – Методические указания № 98-э).
Цены (тарифы) на услуги
по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на
праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым
организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт
2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с
пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального
закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется
Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной
власти в области регулирования тарифов.
АО «Государственный
научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов»
является территориальной сетевой
организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на
территории Ульяновской области.
По итогам обращения 26
апреля 2024 года АО «ГНЦ НИИАР» в Агентство по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области с заявлением об установлении НВВ на услуги по передаче
электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2025-2029 годы и
рассмотрения представленных материалов Агентством 29 ноября 2025 года принят
приказ № 105-П «Об установлении
необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период
регулирования (без учета оплаты потерь) 2025-2029 годы», пунктом 5
Приложения к которому установлена
необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) АО «ГНЦ НИИАР» на
2025 год в размере 52 226,76 тыс.
руб.
Также Агентством по
регулированию цен и тарифов
Ульяновской области 29 ноября 2024 года принят приказ № 107-П
«Об установлении индивидуальных тарифов
на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми
организациями на территории Ульяновской области на 2025 год», которым
установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии
для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и АО «ГНЦ
НИИАР» на 2025 год.
Указанные
приказы были официально опубликованы в выпуске газеты «Ульяновская правда» от
10 декабря 2024 года № 80 (24.749).
В силу статьи 5 Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 года №136-ЗО «О порядке опубликования и
вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области»
официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области
считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или
первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой
информации» (www.pravo.gov.ru).
Полномочия Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области по осуществлению
государственного регулирования тарифов на электрическую энергию предусмотрены
Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области,
утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020
года №6/138-П.
Согласно пункту 1.3
Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением
Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты
исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме
приказов.
Таким образом,
оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и
порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.
Согласно части 1 статьи
20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного
регулирования и контроля в электроэнергетике
являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов
поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для
потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от
необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Государственное
регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном
Основами ценообразования и Правилами.
Основы ценообразования
определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют
основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в
электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая
валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых
средств, необходимых организации для
осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования
одним из методов регулирования цен
(тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Как следует из
материалов дела, необходимая валовая выручка на передачу электрической энергии
для АО «ГНЦ НИИАР» на 2025 год сформирована методом долгосрочной индексации
необходимой валовой выручки. При этом 2025 год является первым годом
долгосрочного периода тарифного регулирования 2025-2029 годы.
Проверяя доводы АО
«ГНЦ НИИАР» о неверности определения подконтрольных расходов по статье затрат
«Расходы на оплату труда», неподконтрольных расходов по статье «Отчисления на
социальные нужды» и величины корректировки
неподконтрольных расходов на основании фактических данных 2023 года по статьям
затрат «Аренда» и «Амортизация», суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической
энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации
необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии
с методическими
указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на
основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень
подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс
эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных
расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими
указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с
применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической
энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1)
настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров
(услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8
настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления
в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества
реализуемых товаров (услуг) (абзацы 1-7).
Базовый уровень
подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием
метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими
указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии,
устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой
валовой выручки, с учетом особенностей, установленных в абзацах
девятом - тринадцатом
настоящего пункта (абзац 8).
Подконтрольные расходы (базовый уровень
подконтрольных расходов), учитываемые при государственном регулировании цен
(тарифов) в электроэнергетике, не должны превышать уровень таких расходов,
определенный при соблюдении условия непревышения удельной величины
подконтрольных расходов (базового уровня подконтрольных расходов) в расчете на
единицу количества активов, необходимых для осуществления регулируемой
деятельности, над удельной величиной операционных (подконтрольных) расходов
(базового уровня операционных (подконтрольных) расходов) территориальной
сетевой организации, которая соответствует на очередной период регулирования
критериям отнесения территориальной сетевой организации к крупнейшей
территориальной сетевой организации в административных границах субъекта
Российской Федерации, предусмотренным приложением N
3(1) к настоящему документу, в расчете на единицу количества
активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в очередном
периоде регулирования (абзац 9).
В соответствии с распоряжением Губернатора
Ульяновской области № *** от ***
года системообразующей территориальной сетевой организацией на территории
Ульяновской области является филиал ПАО «Россети Волга» - Ульяновские
распределительные сети» на срок до 31 декабря 2029 года.
На 2025 год величина
операционных расходов в расчете на единицу количества активов филиала ПАО «Россети Волга» - Ульяновские
распределительные сети» составила 24,20 тыс. руб., то есть меньше, чем величина
подконтрольных расходов АО «ГНЦ НИИАР» в расчете на единицу количества активов,
которая составляет 40,30 тыс. руб. (142 346,23 тыс. руб (подконтрольные
расходы, признанные Агентством экономически обоснованными на 2025 год) /
3532,33 условных единиц (общее количество условных единиц АО «ГНЦ НИИР»).
Согласно экспертному
заключению по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги
по передаче электрической энергии АО «ГНЦ
НИИАР» на 2025-2029 годы по методу
долгосрочной индексации необходимой валовой выручки от 26 ноября 2024 года,
выполненному экспертами Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области, (т. 1 стр. 209-241) (далее - экспертное
заключение от 26 ноября 2024 года), размер подконтрольных расходов АО «ГНЦ
НИИР» был определен в соответствии с
положениями приведенного выше абзаца 9
пункта 38 Основ ценообразования и составил 86 192,64 тыс. руб. (3532,33 условных единиц (общее количество
условных единиц АО «ГНЦ НИИР», которое сторонами не оспаривается) х 24,40 тыс.
руб. (стоимость 1 условной единицы СТСО - филиала ПАО «Россети Волга» -
Ульяновские распределительные сети»).
Агентством указанная
сумма подконтрольных расходов по статьям затрат была распределена с учетом
применения метода пропорции: определен коэффициент пропорции из соотношения
размера определенных Агентством
экономически обоснованных подконтрольных расходов на 2025 год (142 346,23 тыс. руб.) и размера
установленных в соответствии с абзацем 9 пункта 38 Основ ценообразования
подконтрольных расходов на 2025 год (86 192,64 тыс. руб.), который
применен к каждой статье затрат подконтрольных расходов, признанных Агентством
экономически обоснованными.
Сумма подконтрольных
расходов 86 192,64 тыс. руб. распределена по статьям затрат следующим
образом:
- статья «Сырье,
материалы, запасные части, инструмент, топливо» - 5 175,47 тыс. руб.,
- статья «Работы и
услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по
содержанию сетей и распределительных устройств)» - 3 584,30 тыс. руб.,
- статья «Расходы на
оплату труда» - 39 672,99 тыс.
руб.,
- статья «Расходы на страхование» - 0,36 тыс. руб.,
- статьи «Другие
прочие расходы» - 34 000,82 тыс.
руб.,
- статья
«Подконтрольные расходы из прибыли» -
3758,69 тыс. руб.
Из пояснений
представителя АО «ГНЦ НИИАР» Запичнюк И.Ю.
следует, что административным истцом
не оспаривается определенная с учетом абзаца 9 пункта 38 Основ
ценообразования величина подконтрольных
расходов 86 192,64 тыс. руб.
Вместе с тем, АО
«ГНЦ НИИАР» считает неправомерным распределение подконтрольных расходов в
размере 86 192,64 тыс. руб. по статьям затрат с применением вышеуказанного метода пропорции, поскольку он
не предусмотрен действующим законодательством, соответственно, является
неверным определение подконтрольных расходов по статье затрат «Расходы на
оплату труда» в размере 39 672,99
тыс. руб.; распределение подконтрольных расходов по статьям затрат должно было быть определено с учетом
предложения общества (т.1 л.д.45 оборотная сторона), направленного в Агентство
28 ноября 2024 года по результатам ознакомления с выполненным тарифным органом
расчетом НВВ на 2025 год. По указанному расчету обществом затраты по статье «Расходы на оплату труда»
было предложено установить в
размере 65 470 тыс. руб.
Суд находит
заслуживающими внимание указанные доводы представителя административного истца
по следующим основаниям.
Из исследованных в
судебном заседании доказательств усматривается, что по результатам ознакомления с представленным
Агентством расчетом НВВ на 2025 год 28 ноября 2024 года АО «ГНЦ НИИАР»
направило в адрес Агентства письмо (т. 1 л.д. 44-45), содержащее
несогласие с определенным Агентством
базовым уровнем операционных расходов, и
приложение 1 к нему, в котором изложило
свои предложения относительно распределения подконтрольных расходов в размере
86 193 тыс. руб. на 2025 год по статьям затрат. Из данной таблицы
усматривается, что общество предложило перераспределить подконтрольные расходы
по статьям затрат, определив по статье «Расходы на оплату труда» затраты в
размере 65 470 тыс. руб., снизив затраты по другой статье подконтрольных
расходов. Однако данное предложение АО «ГНЦ НИИАР» Агентством не была принято.
Действующим
законодательством, регулирующим вопросы
определения подконтрольных расходов при расчете НВВ на услуги по
передаче электрической энергии территориальных сетевых организаций с учетом
приведенных выше положений пункта 38 Основ ценообразования, не предусмотрен
порядок распределения величины подконтрольных расходов, подлежащих учету
при расчете НВВ, по статьям затрат. Применение
административным ответчиком при определении подконтрольных расходов по статьям
затрат метода пропорции вышеуказанным образом не предусмотрено нормами законодательства.
При таких
обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не исключается возможность
распределения величины подконтрольных расходов, подлежащих учету при
определении НВВ, по статьям затрат и по предложению территориальной сетевой организации.
Суд соглашается с
доводами представителя административного
истца, что из всех статей затрат подконтрольных расходов статья «Расходы на оплату труда» является
наиболее защищенной, поскольку включает в себя заработную плату и другие
обязательные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, локальными
правовыми актами АО «ГНЦ НИИАР» и трудовым договором, которые не могут быть произвольно снижены
административным истцом, в противном случае это повлечет ущемление трудовых
прав работников общества.
АО «ГНЦ НИИАР» в тарифной заявке предложило определить
подконтрольные расходы по статье «Расходы на оплату труда» на 2025 год в
размере 134 157,35 тыс. руб. (т. 1 л.д. 222), которые, как следует из
пояснений представителя административного истца, свидетеля ***., были рассчитаны административным истцом в
соответствии с Отраслевым соглашением по атомной энергетике, промышленности и
науке на 2023-2025 годы, Положением по оплате труда АО «ГНЦ НИИАР» и исходя из
нормативной численности персонала, необходимого для обслуживания имеющихся
электросетевых активов 113 человек.
Согласно отзыву
административного ответчика (т. 1 л.д. 129) тарифным органом экономически
обоснованный фонд оплаты труда определен в размере 65 523,04 тыс. руб., рассчитан следующим
образом: средний уровень заработной
платы за 2023 год в месяц на основании данных статистики по кругу организаций
Ульяновской области, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, –
56 087,2 руб. (т. 4 л.д. 129) х 1,08 - индекс потребительских цен 2024
года х 1,058 - индекс потребительских цен 2025 года х 85,2 чел. (фактическая численность
персонала в 2023 году) х 12 мес. Из указанного расчета следует, что средний
уровень заработной платы на 2025 год составляет 64087,48 руб. в месяц.
При определении
затрат по статье «Расходы на оплату труда» в размере 39 672,99 тыс. руб.
средний уровень заработной платы на 2025 год составит 38 803, 79 руб. в
месяц (39 672,99 тыс. руб. / 85,2 чел. / 12 месяц), что существенно ниже среднего
уровня заработной платы за 2023 год в месяц по кругу организаций, оказывающих
услуги по передаче электрической энергии, с учетом индексов потребительских цен
на 2024 и 2025 года.
Занижение затрат по
данной статье подконтрольных расходов
нарушает права и законные интересы АО «ГНЦ НИИАР», поскольку также
влечет возникновение финансовых потерь, связанных с занижением размера учитываемых при определении неподконтрольных
расходов общества расходов на социальные отчисления, расчет которых находится в
прямой зависимости от размера фонда оплаты труда.
Кроме того, исходя
из приведенного в таблице в отзыве АО «ГНЦ НИИАР» распределения затрат по статьям подконтрольных
расходов на 2025 год (т. 1 л.д. 130) усматривается, что в расчете был учтен
экономически обоснованный фонд оплаты труда в размере 65 519,53 тыс. руб.,
который ошибочно был рассчитан Агентством исходя из среднего уровня заработной
платы 56 084,2 руб., тогда как средний уровень заработной платы за 2023
год в месяц на основании данных статистики по кругу организаций Ульяновской
области, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, составляет
56 087,2 руб.
Таким образом, суд
приходит к выводу о том, что Агентством при определении НВВ АО «ГНЦ НИИАР»
подконтрольные расходы по статьям затрат, в том числе по статье «Расходы на
оплату труда», определены неверно.
Согласно подпункту 6 пункта 18 Основ
ценообразования расходы, связанные с
производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам
деятельности, включают в себя, в том числе расходы на оплату труда и страховые
взносы.
Как следует из
экспертного заключения, АО «ГНЦ НИИАР» заявило в планируемых неподконтрольных
расходах на 2025 год по статье затрат «Отчисления на социальные нужды»
40 515,52 тыс. руб.
Агентство,
руководствуясь Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено,
что для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или
среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля
2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации», был определен порядок расчета по пониженным тарифам
страховых взносов с выплат работникам, которые по итогам месяца превышают
минимальный размер оплаты труда (МРОТ), произвело расчет страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на
обязательное медицинское страхование на 2025 год в размере 30,02% к
рассчитанному фонду оплаты труда – 39 672,99 тыс. руб. и их размер составил
11 909,83 тыс. руб.
Поскольку затраты по
статье «Отчисления на социальные нужды» определяются расчетным методом путем
применения тарифов страховых взносов к рассчитанному фонду оплаты труда,
учитываемому при определении подконтрольных расходов, вышеуказанный вывод суда
о неверности определения подконтрольных расходов по статье затрат «Расходы на
оплату труда» свидетельствует о неправильности определения и необходимости
пересмотра неподконтрольных расходов по
статье «Отчисления на социальные нужды».
В соответствии с абзацем 1 пункта 38 Основ
ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии,
устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой
валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими
указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно абзацу 26 пункта 38 Основ
ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими
органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки,
устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с
методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32
и (или) 38
настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может
осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета
тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода
регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета
тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение
плановых показателей на следующие периоды.
Пунктом 9 Методических указаний
№ 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами
ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки,
устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению
регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом
отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего
периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны
фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений
параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие
периоды.
Для целей корректировки по итогам истекшего
периода текущего года долгосрочного периода регулирования фактические значения
параметров расчета тарифов за текущий год принимаются равными прогнозным
годовым значениям, определяемым регулирующим органом на основании фактических
данных за истекший отчетный период текущего года.
Отклонения фактических значений параметров
расчета тарифов за год от прогнозных годовых значений, учтенных регулирующим
органом на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего
года, учитываются при корректировке необходимой валовой выручки в следующем
году долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 10 Методических указаний
№ 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при
определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке,
определенном пунктами 11,
11(1)
- 11(4)
Методических указаний.
В пункте 11
Методических указаний № 98-э предусмотрено при проведении расчета необходимой
валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и
i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной
предпринимательской прибыли сетевой организации учитывать, в том числе и
- корректировка неподконтрольных расходов
исходя из фактических значений указанного параметра.
Согласно экспертному заключению на 2025 год
АО «ГНЦ НИИАР» предложило включить в НВВ
на услуги по передаче электрической энергии корректировку неподконтрольных расходов,
рассчитанную на основании фактических данных за 2023 год, в размере
12 931,34 тыс. руб.
Агентством по результатам проведенного
анализа по каждой статье неподконтрольных расходов за 2023 год были определены
суммы экономически обоснованных фактических расходов за 2023 год по каждой
статье неподконтрольных расходов и определена корректировка неподконтрольных
расходов, рассчитанная на основании фактических данных за 2023 год, в размере
814,01 тыс. руб.
Административный истец считает неправомерным снижение размера заявленной корректировки
неподконтрольных расходов по факту 2023 года по статьям затрат «Аренда» и
«Амортизация основных средств».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ
ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении
необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование
имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом,
находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с
арендой объектов электросетевого хозяйства, в случае, если собственник объектов
электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче
электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов
электросетевого хозяйства. Расходы на аренду помещений, аренду транспорта и
аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29
настоящего документа.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении
фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке
очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине
отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период
регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие
товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах,
заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных
торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории
Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями,
осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение
специализированных программных средств для исследования рыночных цен,
подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных
ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные
значения расходов определяются с использованием официальной статистической
информации.
Согласно
экспертному заключению на 2025 год плановые неподконтрольные расходы по статье
затрат «Аренда» АО «ГНЦ НИИАР» были
утверждены на 2023 год в размере 154,67 тыс. руб. Административным истцом в тарифной
заявке на 2025 год были заявлены для расчета корректировки по
фактическим данным 2023 года фактические расходы общества по данной статье
затрат в размере 581,79 тыс. руб. Агентством признаны экономически
обоснованными фактические расходы по аренде в размере 0,07 тыс. руб. (стр. 24
экспертного заключения на 2025 год).
Как усматривается
из отзыва Агентства и представленной им информации, для подтверждения затрат по
статье неподконтрольных расходов «Аренда»
в шаблоне ФАС России ENERGY.CALC.NVV.TSO АО «ГНЦ НИИАР» представлена расшифровка расходов по четырем договорам
аренды по факту 2023 года на общую сумму 581,79 тыс. руб., в том числе:
- по договору аренды № *** от *** года на аренду нежилого помещения, общей площадью
24,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, заключенному с ***., в размере 59,92
тыс. руб.;
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с
***, на аренду 23/1000 долей земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, в размере 1,52 тыс. руб.;
- по договору аренды
№ *** от *** года, заключенному с ***,
на аренду земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: ***, в размере 0,07 тыс. руб.;
- по договору от ***
года, заключенному с ***, в размере 520,29 тыс. руб.
Представителем
административного истца не отрицалось,
что АО «ГНЦ НИИАР» не представляло отдельный расчет экономически обоснованных
фактических расходов по статье «Аренда» за 2023 год (т. 4 стр. 202).
Действительно, в
материалах тарифного дела на 2025 год, в том числе размещенных на
флэш-носителе, иного расчета арендной платы по факту 2023 года АО «ГНЦ НИИАР» с
отражением сведений о договорах аренды,
расходах по уплате арендных платежей по ним не имеется.
Из указанных заявленных затрат по статье «Аренда» экспертами Агентства были учтены расходы на аренду земельного
участка с кадастровым номером ***, понесенные по договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (т.3 л.д.1-7),
в размере 0,07 тыс. руб.
Из письменной
позиции административного ответчика по делу следует, что Агентством при
проведении корректировки неподконтрольных расходов на основании фактических
данных 2023 года исключены из статьи затрат
«Аренда»:
- заявленные расходы на аренду по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***, в размере 59,92 тыс.
руб., со ссылкой на то, что указанный
договор аренды не должен учитываться в факте 2023 года, так как договор
заключен *** года, кроме того, в материалах тарифной заявки нет скан копий
актов оказанных услуг;
- расходы на аренду по договору аренды со множественностью лиц на стороне арендатора
земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, №
*** от *** года, заключенному с ***, поскольку не представлено дополнительное
соглашение о продлении срока действия договора с 2017 года, тогда как в
договоре указано, что по истечении срока аренды договор прекращает свое
действие, не представлены скан копии актов оказанных услуг;
- расходы на аренду
по договору аренды, заключенному с *** со ссылкой на то, что в материалах
тарифной заявки не представлены договор и скан копии актов оказанных услуг, в
расшифровке не указаны, соответственно, не известны номер заключения договора,
объект аренды.
Из материалов тарифного дела на 2025 год,
размещенных на флэш-носителе, в папке *** (папка «НИИАР», папка «1.факт 2023
года», папка «Пост.расш.затрат», папка «3.2.1. Расходы на арендную плату»,
папка «Договоры и акты») усматривается, что по объекту аренды - 23/1000 долям земельного участка с
кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ***, был представлен договор
аренды со множественностью лиц на
стороне арендатора земельного участка, государственная собственность на который
не разграничена, № *** от *** года, заключенный с ***, расчет арендной платы на
2024 год – приложение к указанному
договору. Кроме этого, была представлена
в папке «3.2.1. Расходы на арендную плату» расшифровка статьи 3.2.1
«Расходы на арендную плату» за 2023 год, приходящейся на оказание услуг по
передаче электроэнергии для сторонних потребителей, из которой усматривается,
что по подразделению «Электроцех» по балансовому счету 23 (на сторону) понесены расходы в размере 61,50 тыс. руб., а
также обороты счета 23 за период 2023
год по статье затрат «Амортизация права пользования активом 23» с указанием
суммы расходов 61 502 руб. 80 коп.
Суд считает, что при наличии указанных
документов, подтверждающих то, что расходы на аренду за 2023 год по договору аренды
со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка,
государственная собственность на который не разграничена, № *** от *** года
административным истцом были заявлены, данный договор аренды представлен, расходы на аренду были понесены, что
подтверждено бухгалтерскими документами, у Агентства при проведении корректировки неподконтрольных расходов на основании
фактических данных 2023 года не было оснований для исключения из
статьи затрат «Аренда» расходов
на аренду по этому договору.
Ссылки
представителя административного ответчика на непредставление дополнительного
соглашения о продлении срока действия указанного договора с 2017 года, скан копии актов оказанных услуг несостоятельны.
Обязанность
составления сторонами актов оказанных
услуг не предусмотрена ни действующим
законодательством, регулирующим правоотношения по вопросам аренды недвижимого
имущества, ни договором аренды со
множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, государственная
собственность на который не разграничена, № *** от *** года.
Как следует из
пояснений представителя административного истца, к данному договору аренды
дополнительное соглашение о продлении срока действия договора не заключалось,
однако данный договор действует в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что, если арендатор продолжает пользоваться
имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны
арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на
неопределенный срок.
То, что договор аренды со
множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, государственная
собственность на который не разграничена, № *** от *** года действует и против использования арендатором объекта
аренды арендодатель не возражает, подтверждается вышеуказанными представленным
административным истцом документами, в том числе и приложением к
указанному договору - расчетом арендной
платы на 2024 год, подписанным его сторонами.
Кроме того, из
экспертных заключений по
определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче
электрической энергии АО «ГНЦ НИИАР» на 2023 и 2024 годы по методу долгосрочной
индексации необходимой валовой выручки усматривается, что расходы на аренду по
данному договору признавались экономически обоснованными расходами по факту 2021 и 2022 годов, а
также включались в плановые расходы по
статье «Аренда» на 2023 и 2024 годы.
Таким образом, Агентством неправомерно были
исключены при корректировке
неподконтрольных расходов на основании фактических данных 2023 года из статьи затрат
«Аренда» расходы на аренду по договору аренды со множественностью лиц на стороне арендатора
земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, №
*** от *** года
Вместе с тем, суд
считает правомерным при корректировке
неподконтрольных расходов на основании фактических данных 2023 года исключение из статьи «Аренда» затрат по
заявленному административным истцом договору аренды № *** от *** года, заключенному с ***, в размере 59,92 тыс.
руб., поскольку расходы на аренду по
указанному договору аренды не могут учитываться в факте 2023 года.
Доводы
представителя административного истца на то обстоятельство, что данные расходы
были понесены по заключенному с ***
договору аренды помещения № *** от *** года, не могут быть признаны
состоятельными, так как АО «ГНЦ НИИАР» не заявило в расходах на аренду по факту
2023 года расходы на аренду по
указанному договору, не представило данный договор в материалы тарифного
дела на 2025 год – первый год
долгосрочного периода тарифного регулирования.
Также правильным
при корректировке неподконтрольных расходов на основании фактических данных
2023 года суд считает исключение
Агентством из статьи «Аренда» расходов на аренду по договору аренды № ***
земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от *** года,
заключенному с *** земельного участка, поскольку в материалы тарифной заявки на
2025 год данный договор, дополнительные соглашения к нему не представлены, а расшифровка затрат по статье расходов «Аренда» по факту
2023 года в шаблоне ФАС России ENERGY.CALC.NVV.TSO АО «ГНЦ НИИАР» содержит информацию только о
дате заключения договора, не указаны
номер договора, объект аренды и его адрес, неверно указано наименование
арендодателя.
Доводы
представителя административного истца о том, что при корректировке
неподконтрольных расходов на основании фактических данных 2023 года Агентством
неправомерно не были учтены расходы на аренду по договорам аренды нежилого
помещения № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от *** года, № *** от ***
года, заключенным АО «ГНЦ НИИАР» с ***,
не могут быть признаны обоснованными,
поскольку расходы на аренду по указанным договорам не заявлялись административным истцом,
что подтверждается расшифровкой затрат по статье расходов «Аренда»
в шаблоне ФАС России ENERGY.CALC.NVV.TSO АО «ГНЦ НИИАР».
К расходам, связанным с производством и
реализацией продукции (услуг), относятся расходы на амортизацию основных
средств и нематериальных активов (подпункт
7 пункта 18
Основ ценообразования).
В соответствии с
пунктом 27(1) Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и
нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической
энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на
ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются в
соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере
бухгалтерского учета, на уровне, равном сумме отношений стоимости
амортизируемых основных средств и нематериальных активов регулируемой
организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на
праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере
оказания услуг по передаче электрической энергии. При этом не учитываются
обесценение основных средств, затраты на ремонт, техническое обслуживание и
технический осмотр, а также амортизация прав пользования активами, отраженными
в составе основных средств, которые предусмотрены нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете размера
амортизации основных средств и нематериальных активов:
используются данные
по фактически введенным в эксплуатацию объектам основных средств и принятым к
бухгалтерскому учету нематериальным активам, принадлежащим территориальной
сетевой организации на праве собственности или на ином законном основании и
применяемым в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, на
последнюю отчетную дату, а также данные по объектам основных средств,
планируемым к вводу до окончания текущего периода регулирования после отчетного
периода, за который предоставлены фактические данные, в том числе в
соответствии с долгосрочной инвестиционной программой;
в отношении
объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2025 г., срок
полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей
амортизационной группе определяются регулирующими органами в соответствии с
максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией
основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1
"О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные
группы";
в отношении
объектов основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2025 г., срок
полезного использования активов принимается на основании данных бухгалтерского
учета территориальной сетевой организации, но не ниже минимального срока
полезного использования, предусмотренного Классификацией
основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О
Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", в
отношении соответствующей амортизационной группы;
результаты
переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете,
учитываются при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки
расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий
утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации с
учетом положений пункта 32(4)
настоящего документа.
Согласно
экспертному заключению на 2025 год плановые неподконтрольные расходы по статье
затрат «Амортизация ОС» АО «ГНЦ
НИИАР» были установлены на 2023 год в размере
15 818, 62 тыс. руб. Обществом при
тарифном регулировании на 2025 год были заявлены для расчета корректировки
неподконтрольных расходов по фактическим данным 2023 года фактические расходы
общества по данной статье затрат в размере 15 649,31 тыс. руб. Агентством
признаны экономически обоснованными за 2023 год неподконтрольные расходы по
статье затрат «Амортизация ОС» в размере 14 582,49 тыс. руб. (стр. 24
экспертного заключения на 2025 год)
При этом экспертное
заключение не содержит сведений о том, по каким объектам основных средств и в
связи с чем были исключены затраты на
амортизацию на сумму 1066,82 тыс. руб.
Представителем АО «ГНЦ НИИАР» в судебном заседании указано, что административный истец считает
неправомерным исключение из статьи расходов «Амортизация ОС» сумм, начисленной
амортизации по объектам, введенным в эксплуатацию в 2021 году, амортизации объектов основных средств общехозяйственного
назначения на сумму 274,59 тыс. руб., а также указано на наличие в расчете
Агентства арифметической ошибки по сроке 210 таблицы, при устранении которой сумма начисленной амортизации увеличится до
17,51 тыс. руб.
Согласно дополнительному отзыву Агентства (т. 3 л.д. 225-229) и представленным им документам при расчете неподконтрольных
расходов по статье «Амортизация ОС» за 2023 год АО «ГНЦ НИИАР» были исключены
суммы амортизации, отнесенной на услуги по передаче электрической энергии, по
объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в 2021 году, в связи с неуказанием обществом в пообъектном
расчете амортизационных отчислений на восстановление основных производственных
фондов в формате шаблона ЕИАС сведений
об их балансовой (первоначальной) стоимости; также была исключена амортизация
по объектам основных средств общехозяйственного назначения на сумму 274,59 тыс.
руб. в связи с непредставлением сведений
об инвентарных номерах объектов основных средств общехозяйственного назначения и
датах ввода их в эксплуатацию.
Из представленного административным
ответчиком суду расчета экономически обоснованной суммы амортизации основных
средств за 2023 год (т. 1 л.д. 135-149) усматривается, что по объекту основного
средства АПКШ HSEC-3.9-IPC10-CM-KC3-SP1Y,
указанному в строке 210, балансовая
(первоначальная) стоимость при вводе в эксплуатацию составляет 105,03 тыс.
руб., максимальный срок полезного
использования – 60 мес., фактическое
количество месяцев амортизационных отчислений 2023 года - 10 месяцев, амортизация - экономически
обоснованный факт 2023 года - 10,24 тыс. руб. Однако при определении указанной
величины амортизации регулирующим органом допущена арифметическая ошибка и при
правильном подсчете она составит 17,51 тыс. руб. (105,03 тыс. руб. / 60 мес. х
10 мес.), что не отрицается административным ответчиком.
Проанализировав документы тарифного дела на
2025 год, представленные в Агентство на флэш-носителе, размещенные в папке
«3.9.Амортизация» (папка «НИИАР», папка «1.факт 2023 года», папка
«Пост.расш.затрат»), суд приходит к выводу о неправомерности исключения
Агентством из фактических неподконтрольных расходов 2023 года по статье
«Амортизация ОС» сумм начисленной амортизации по следующим объектам основных
средств, введенным в эксплуатацию в 2021 году: выключателю элегазовый типа
ВГТ-110 III-40У3150У1, инвентарный номер 467448, разъединителю РГН-110
II/2000-50УХЛ1, инвентарный номер 467444, разъединителю РГН-110 II/2000-50УХЛ1,
инвентарный номер 467445, разъединителю РГН 16-СК-110. II/2000-50, инвентарный
номер 467446, разъединителю РГН.2-110. II/2000-50УХЛ1, инвентарный номер
467447, трансформатору тока ТОГФ-110, инвентарный номер 467453, шкафу защиты
сборных шин уров-110 кВ ШЭ 2607 065, инвентарный номер 467458, шкафу защиты
трансформатора и автоматики управления выключателем ШЭ 2607 045073-61Е2УХЛ4,
инвентарный номер 467452, шкафу защиты сборных шин ШЭ 2607 045073 ЭКРА,
инвентарный номер 467454, поскольку неуказание
АО «ГНЦ НИИАР» в пообъектном расчете амортизационных отчислений на
восстановление основных производственных фондов в формате шаблона ЕИАС сведений их балансовой (первоначальной)
стоимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием к исключению из
расчета неподконтрольных расходов по статье «Амортизация ОС» за 2023 год
амортизационных отчислений по данным объектам.
При этом суд исходит из того, что
административным истцом в Агентство к тарифной заявке были представлены
размещенные на флэш-носителе в
вышеуказанной папке «3.9.Амортизация» документы,
а именно: расчет начисленной за 2023 год амортизации на объекты основных
средств АО «ГНЦ НИИАР», непосредственно участвующих в передаче электрической
энергии, с учетом максимального срока полезного использования, в котором
отражено, что расходы на амортизацию по указанным объектам основных средств по
факту 2023 года были заявлены административным истцом; ведомость амортизации
основных средств за период 2023 года АО «ГНЦ НИИАР», инвентарные карточки учета объектов основных средств в электронном
виде, в которых содержатся сведения о балансовой
(первоначальной) и остаточной стоимости указанных объектов основных
средств, датах их ввода в эксплуатации.
Данные документы подтверждают правомерность начисления административным истцом амортизации по факту
2023 года по вышеуказанным объектам основных средств, введенным в эксплуатацию
в 2021 году.
Таким образом, административному ответчику
были представлены сведения о балансовой (первоначальной) стоимости указанных
объектов основных средств, соответственно, имелась возможность рассчитать
амортизационные отчисления за 2023 год по данным объектам основных средств.
Согласно вышеуказанному расчету начисленной
за 2023 год амортизации на объекты основных средств АО «ГНЦ НИИАР»,
непосредственно участвующих в передаче электрической энергии, с учетом
максимального срока полезного использования обществом была заявлена также сумма
фактически начисленной амортизации по общехозяйственным расходам, отнесенной на
передачу электрической энергии, в размере 274,59 тыс. руб., которая составляет 4,05% об общей суммы
амортизации по общехозяйственным расходам 6 785,89 тыс. руб.
В обоснование расходов по амортизации
основных средств общехозяйственного назначения были представлены следующие
документы, размещенные на флэш-носителе в папке «Общехоз. расходы» (папка
«НИИАР», папка «1.факт 2023 года», папка «Пост.расш.затрат»): Порядок
распределения общехозяйственных расходов на номенклатурные группы в
управленческом учете, утвержденный 28 декабря 2018 года, оборотно-сальдовая
ведомость по счету 26, период: 2023 год, Распределение общехозяйственных
расходов в управленческом учете по подразделениям за 2023 год.
Агентством указанная сумма амортизации была
исключена со ссылкой на непредставление
сведений об инвентарных номерах объектов основных средств общехозяйственного
назначения и датах ввода их в эксплуатацию.
Из пояснений представителя административного
истца (т. 4 л.д. 41-42) следует, что расчет амортизации с указанием её начисления на каждый из объектов
общехозяйственного назначения, с приведением сведений об инвентарных номерах
указанных объектов и датах ввода их в эксплуатацию за 2023 год не
подготавливался и не представлялся в
Агентство, в расчете амортизации за 2023 год одной строкой были указаны
основные средства общехозяйственного назначения, включающие в себя общую балансовую стоимость 2679 единиц
основных средств общехозяйственного назначения, и начисленная амортизация за
2023 год. Таким же образом общество и в
2023, и в 2024 году заявляло расходы по
статье «Амортизация ОС» по факту 2021 года и по факту 2022 года, которые были
учтены Агентством как экономически обоснованные.
Согласно исследованным при рассмотрении дела экспертному
заключению по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги
по передаче электрической энергии АО «ГНЦ НИИАР» на 2023 год по методу
долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, экспертному заключению по
определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче
электрической энергии АО «ГНЦ НИИАР» на 2024 год по методу долгосрочной
индексации необходимой валовой выручки
Агентством выполнены расчеты амортизационных отчислений на 2023 и 2024
годы (стр. 21-25 экспертного заключения на 2023 год, стр. 21-25 экспертного
заключения на 2024 год), в которых
содержится указание на то, что в расчет амортизации, рассчитанной
экспертами на 2021 и 2022 годы, включены
амортизационные отчисления на общехозяйственные расходы в размере 353,79 тыс.
руб.
При этом из материалов тарифного дела на 2023
и 2024 годы АО «ГНЦ НИИАР», представленных в Агентство на флэш-носителях,
усматривается, что административным истцом в расчетах начисленной амортизации
на объекты основных средств АО «ГНЦ НИИАР», непосредственно участвующих в
передаче электрической энергии с учетом максимального срока полезного использования
на 2021 и 2022 годы суммы амортизационных отчислений, начисленных на
общехозяйственные расходы, также заявлялись одной строкой, расчет амортизации с указанием её начисления на каждый из объектов
общехозяйственного назначения за 2021 год и за 2022 год с отражением сведений
об инвентарном номере объекта и даты ввода его в эксплуатацию не представлялся.
Таким образом, несмотря на отсутствие расчета
амортизационных начислений по каждому объекту общехозяйственного назначения за
2021 и за 2022 годы, Агентством в расчет экономически обоснованных расходов
по амортизации за 2021 год и за 2022 год была включена
амортизация на общехозяйственные расходы.
Согласно пункту 19 Правил регулирования
тарифов, в случае, если в ходе анализа представленных организациями,
осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен
(тарифов), возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований,
регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
По общему правилу регулируемая организация,
являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна
быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению
обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа,
выгодного для осуществления своей деятельности.
В этой связи законодательством на нее
возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов,
содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные
последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех,
возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В связи с этим на органе регулирования не
лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе
дополнительные документы.
Вместе с тем, в контексте конкретных
обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных
обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность
органа регулирования предложить регулируемой организации представить
дополнительные материалы, что, исходя из принципов достижения и соблюдения
баланса экономических интересов регулирующих организаций, а также практики
оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой
организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления
экономически обоснованного тарифа.
Учитывая, что тарифный орган при расчете НВВ АО
«ГНЦ НИИАР» на 2025 год изменил ранее
применяемый подход к оценке документов, представляемых в обоснование расходов
по фактической амортизации на общехозяйственные расходы, суд приходит к выводу
о том, что он должен был запросить у АО «ГНЦ НИИАР» дополнительные документы, и в случае их
представления - проанализировать их.
При таких обстоятельствах суд не может
признать правомерным при корректировке неподконтрольных расходов на основании
фактических данных 2023 года исключение
из статьи неподконтрольных расходов «Амортизация» суммы фактических амортизационных
отчислений на общехозяйственные расходы
Довод представителя административного истца
о неправомерности невключения при корректировке в
неподконтрольные расходы по статье «Амортизация» суммы фактической амортизации
за 2023 год по объекту основных средств – Установке комплексной очистки трансформаторных
масел ДЕГАЗА-10/30(Т30), инвентарный номер 467459, является необоснованным,
поскольку из материалов тарифного дела на 2025 год следует, что по данному
объекту основных средств не была представлена инвентарная карточка учета
объекта основных средств.
В
силу вышеизложенного, суд приходит к выводу
о том, что оспариваемый пункт
5 Приложения к приказу
Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 105-П «Об
установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на
долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2025-2029
годы» в части установления необходимой
валовой выручки (без учета оплаты потерь) акционерного общества
«Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных
реакторов» на 2025 год в размере
52 226,76 тыс. руб. не
соответствует действующему федеральному законодательству.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче
электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают
друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются
исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя
услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей
электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой
выручкой.
Поскольку НВВ АО «ГНЦ НИИАР» на 2025 год определена
неверно, суд приходит к выводу о том, что размеры индивидуальных тарифов для
взаиморасчета с ПАО «Россетти Волга», рассчитанные на основе размера НВВ сетевой
компании, определенного с ошибками, также являются неверными.
В связи с этим у суда имеются основания для
удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не
действующими в части приказов от 29
ноября 2024 года № 105-П и № 107-П.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного
правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении
заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный
правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному
нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не
действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной
судом даты.
Определяя момент, с которого нормативные
правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание,
что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание
их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца,
предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы следует
признать не действующими в части с момента их принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ
следует возложить на Агентство по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых
заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21
КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Материалы рассмотренного административного
дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных
расходах, за исключением уплаченных 40 000 рублей государственной пошлины.
Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым
взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в
указанном размере.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление
акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский
институт атомных реакторов» об оспаривании нормативных правовых актов в части
удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт
5 Приложения к приказу
Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 105-П «Об
установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на
долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2025-2029
годы» в части установления необходимой
валовой выручки (без учета оплаты потерь) акционерного общества
«Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных
реакторов» на 2025 год.
Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на
территории Ульяновской области на 2025 год» в части установления размера
индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для
взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и АО «ГНЦ
НИИАР» на 2025 год.
Возложить на Агентство
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию
новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения
суда в законную силу.
Взыскать с Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Государственный
научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» расходы по уплате государственной пошлины 40 000
руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное
решение суда составлено 10 июля 2025 года