Судебный акт
О признании права на специальную социальную выплату
Документ от 01.07.2025, опубликован на сайте 15.07.2025 под номером 119903, 2-я гражданская, о признании права на специальную социальную выплату медицинским работникам и обязании включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2025-000049-07               Судья Андреева Н.А.                                                                           Дело № 33-2649/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          1 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тишиной Надежды Евгеньевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 4 марта 2025 года, с учетом определения судьи того же суда от 28 апреля 2025 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-397/2025, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Тишиной Надежды Евгеньевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждении к совершению  определенных действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Тишина Н.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на специальную социальную  выплату, включении в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что с 01.09.2015 по настоящее время она работает в должности *** неврологического отделения многопрофильного стационара КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, и с 01.01.2023 имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем, в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 она не была включена работодателем в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, соответствующая выплата в указанный период Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области ей не производилась.

Просила признать за ней право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестр) для назначения и выплаты ей специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тишина Н.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает все виды медицинской помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению г. Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственным государственным медицинским учреждением г. Димитровграда Ульяновской области, участвующим в реализации программ обязательного медицинского страхования и территориальных программ медицинского страхования. Отмечает, что в спорный период она работала в должности *** неврологического отделения многопрофильного стационара КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, в котором оказывается первичная, специализированная и экстренная медицинская помощь, в том числе по базовой и территориальной программе ОМС, в связи с чем она имеет право на специальную социальную выплату в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023. В обоснование своих доводов ссылается на судебную практику.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 01.09.2015 Тишина Н.Е. работала в должности *** неврологического отделения многопрофильного стационара № 2 (с 01.03.2023 – многопрофильного стационара № 1) КБ № 172 филиала № 2  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России; 18.10.2024 была уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 44-50, 62-64).

С 01.03.2024 Тишина Н.Е. являлась получателем специальной социальной выплаты согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).

Полагая, что она имела право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, Тишина Н.Е. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 до 01.03.2024 не предоставляло право медицинским работникам больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико‑биологического агентства, право на получение специальной социальной выплаты.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников занимаемая истцом должность *** относится к должностям специалистов с высшим медицинским образованием (******).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата устанавливается, в том числе: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «а»), врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «б»).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением медицинских работников, указанных в подпунктах «б» - «г» пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей (подпункт «а»); врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, указанным в подпункте «б» пункта 2 настоящего постановления, за исключением медицинских работников, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей (подпункт «б»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Как указывалось выше, в спорный период Тишина Н.Е. работала в должности *** неврологического отделения многопрофильного стационара № 2 (с 01.03.2023 – многопрофильного стационара № 1) КБ № 172 филиала № 2  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

Согласно Положению о Клинической больнице № 172 филиала № 2 федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства данная больница является обособленным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 82-92).

В силу пункта 2.3 Положения о Клинической больнице № 172, филиал обеспечивает исполнение своих обязательств по выполнению показателей государственного задания, оказанию бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения о Клинической больнице № 172 предметом деятельности филиала является оказание лечебно-профилактической  помощи работникам обслуживаемых организаций, пенсионерам и ветеранам отрасли, населению обслуживаемых территорий, условия работы и проживания которых связаны с воздействием опасных для здоровья человека физических, химических и биологических факторов, требующих специальных научно-обоснованных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение общей и профессиональной заболеваемости, заболеваемости вследствие возможного вредного воздействия факторов окружающей среды, а также заболеваемости с временной утратой трудоспособности, оказание медицинской помощи спортсменам сборных команд Российской Федерации и их ближайшему резерву, а также застрахованному населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 93-114) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).

Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований.

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006  № 1156-р.

При этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.03.2024.

Таким образом, право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, возникло у Тишиной Н.Е. только с 01.03.2024.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, само по себе о наличии у Тишиной Н.Е. права на получение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не свидетельствует, так как она не относится к врачам, указанным в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Учитывая, что в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 Тишина Н.Е. не относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о признании за ней права на получение специальной социальной выплаты в спорный период и возложении на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанности направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) для назначения и выплаты Тишиной Н.Е. специальной социальной выплаты.

Приведенные в апелляционной жалобе ссылки истца на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30.05.2024 по гражданскому делу № 2‑1060/2024, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 10.09.2024 и определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2025, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные судебные акты преюдициального значения при разрешении настоящего спора не имеют.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были предметом правовой оценки суда первой инстанции, основаны на субъективном толковании норм материального права, что не является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2025 года, с учетом определения судьи того же суда от 28 апреля 2025 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Тишиной Надежды Евгеньевны  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2025 года.