У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-008226-55
Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33а-2281/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
20 июня 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Бахаревой Н.Н.,
судей Сычёвой О.А.,
Берхеевой Г.И.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Виноградова Владимира Леонидовича на решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 16 января 2025 года по делу № 2а-456/2025,
которым постановлено:
в
удовлетворении административного иска Виноградова Владимира Леонидовича о
признании постановления администрации города Ульяновска от 26 июня 2009
года № *** «Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района
муниципального образования «город Ульяновск» в части приложения №1 «Основная
часть. Чертеж планировки территории», касающегося прохождения красной линии по земельному участку по
адресу: *** ***, с кадастровым номером ***, не соответствующим
нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу; признании
постановления администрации города Ульяновска от 26 июня 2009 года *** «Об
утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального
образования «город Ульяновск» недействующим в части приложения №1 «Основная
часть. Чертеж планировки», касающегося прохождения красной линии по объекту
недвижимости с кадастровым номером ***, расположенному по
адресу: ***; возложении обязанности опубликовать решение отказать.
Заслушав
доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя Виноградова В.Л. –
Бачиной Л.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора
Пушистова В.В., объяснения представителя администрации г. Ульяновска и
Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска Рогашовой А.А., объяснения представителя
Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска Утриванова Н.А., полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
ИП Виноградов В.Л. обратился в суд с
указанным административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства,
к главе МО «город Ульяновск», администрации г.
Ульяновска об оспаривании нормативно-правового акта.
В обоснование иска указал на то, что решением Заволжского
районного суда г. Ульяновска *** путем раздела земельного участка с кадастровым
номером *** ему выделен в индивидуальное пользование земельный участок, который
поставлен на кадастровый учет под номером *** общей площадью ***, расположенный
по адресу: ***
Он является собственником зданий и
сооружений, расположенных на спорном земельном участке, по которому проходит
красная линия. Здания возведены до ***, приобретены им в собственность с ***
года!%. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет до ***
года с видом разрешенного использования
- под производственной базой, после чего предоставлен административному истцу и
другим арендаторам в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора на
срок до ***.
В действующем договоре аренды *** ограничения
и обременения в виде красных линий на земельном участке не отражены. Он же узнал о наличии красной линии в ***, когда
обратился с вопросом о заключении договора купли-продажи выделенного земельного
участка. *** Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области ему отказано в предоставлении земельного участка в собственность без
проведения торгов.
Согласно постановлению главы г. Ульяновска от
26 июня 2009 года *** «Об утверждении проекта планировки территории Заволжского
района муниципального образования «город Ульяновск», отображенные на проекте
планировки красные линии проходят по объекту недвижимости, земельному участку с
кадастровым номером ***. Часть выделенного ему по решению Заволжского районного
суда г. Ульяновска земельного участка оказалась за чертой красной линии, что
нарушает его права и законные интересы, поскольку он арендует данный земельный
участок с ***.
В соответствии с проектом планировки
территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденным постановлением главы города Ульяновска ***, земельный участок с
кадастровым номером ***, расположен на территории общего пользования: за
линиями, обозначающими улицы, дороги, проезды, площади, бульвары, территории
линейных объектов. Утвержденная нормативным актом красная линия пересекает
выделенный ИП Виноградову В.Л. по решению
суда земельный участок с
кадастровым номером ***, вследствие чего созданы препятствия в выкупе
земельного участка, нарушены его права и
законные интересы.
Просил признать постановление главы г.
Ульяновска от 26 июня 2009 года *** «Об утверждении проекта планировки
территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» в
части приложения № 1 «Основная часть. Чертеж планировки территории»,
касающегося прохождения красной линии по земельному участку по адресу*** с
кадастровым номером *** не соответствующим Гражданскому кодексу Российской
Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Инструкции о
порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной
документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года № 150, Инструкции о порядке проектирования и
установления красных линий в городах и других поселениях РФ, утвержденной
постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998
года № 18-ЗО; признать указанное постановление недействующим в части приложения № 1
«Основная часть. Чертеж планировки территории», касающийся прохождения красной
линии по земельному участку с кадастровым номером ***; взыскать с
административного ответчика
государственную пошлину в размере 4000 руб., обязать администрацию г. Ульяновска опубликовать
сообщение о состоявшемся решении в течение одного месяца со дня вступления
решения суда в законную силу в газете «Ульяновск сегодня».
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Управление
архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление
Росреестра по Ульяновской области, филиал ППК Роскадастр по Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Виноградов В.Л. не соглашается с решением суда. Считает,
что судом неверно сделан вывод о том, что административный истец не является
правообладателем спорного земельного участка, соответственно его права и
законные интересы оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает.
Вопреки данному
выводу суда, с *** административный
истец является арендатором спорного земельного участка, на котором расположены
объекты капитального строительства, принадлежащие ему на праве собственности.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска *** определены границы
выделенных арендаторам в индивидуальное пользование земельных участков,
образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***,
границы которого утверждены задолго до принятия оспариваемого постановления.
В настоящее время на
арендуемом им земельном участке
расположено *** объектов
капитального строительства, зарегистрированных за ним в установленном порядке.
На дату утверждения
оспариваемого проекта планировки земельный участок с кадастровым номером ***,
из которого выделен земельный участок с кадастровым номером ***, был
сформирован и зарегистрирован в установленном законом порядке. При выделе ему
спорного земельного участка внешние границы его не менялись, решение суда о
разделе было представлено при рассмотрении дела. Полагает, что в соответствии с
Земельным кодексом Российской Федерации арендаторы земельных участков обладают
законным правом на выкуп таких участков в собственность, а в случае, если
утвержденный проект планировки территории содержит установление красных линий,
препятствующих реализации данного права выкупа, такие действия неправомерно
ограничивают законные права и интересы арендаторов. Данное нарушение является
основанием для признания такого постановления об утверждении проекта планировки
недействительным в судебном порядке.
В соответствии с
положениями статьи 45 Градостроительного
кодекса Российской Федерации определен 6 летний срок для изъятия земельных
участков для государственных и муниципальных нужд, однако с даты принятия постановления
главы г. Ульяновска *** в 2009 году, не предприняты даже попытки для реализации
утвержденного проекта в точках пересечения выделенного административному истцу
земельного участка.
В заключенном между
Виноградовым В.Л. и Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области договоре аренды земельного участка отсутствуют сведения о
наличии ограничений в виде красных линий, что является нарушением прав
арендатора, изменением условий договора аренды. Выводы суда о разночтении в
площади спорного земельного участка связаны с тем, что при проведении
кадастровых работ кадастровым инженером во избежание исключения чересполосицы
площадь земельного участка увеличилась на ***, а при проведении государственных
кадастровых работ она уменьшилась на ***. Административный истец выкупил один
из выделенных по решению Заволжского районного суда г. Ульяновска *** по
делу *** земельных участков,
свободный от красных линий, не оформляя на него предварительный договор аренды.
В возражениях на
апелляционную жалобу администрация г.
Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.
Ульяновска просят решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
статей 150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и
возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены
судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Такие основания по
настоящему делу имеются.
Согласно части 1
статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
В соответствии с пунктом 1
части 2 статьи 215 названного Кодекса по результатам рассмотрения
административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом
принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в
части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части
признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему
большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его
принятия или с иной определенной судом даты.
Разрешая
административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении
административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того,
что постановление администрации г.
Ульяновска от 26 июня 2009 года *** «Об утверждении проекта планировки
территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» права и законные интересы
административного истца не нарушает, поскольку
земельный участок с кадастровым номером ***
на момент принятия оспариваемого
постановления администрации г. Ульяновска как объект недвижимости
отсутствовал, предоставлен в пользование ИП Виноградова В.Л. только в 2024 году.
Судебная коллегия с приведенными выводами
суда первой инстанции не соглашается, поскольку они основаны на неверно
применимых нормах материального и процессуального права, без надлежащей оценки
представленных сторонами доказательств.
Из материалов дела
следует, что Виноградов В.Л. является
собственником зданий, расположенных по адресу: ***. Право собственности на
здания за административным истцом
зарегистрировано ***, ***
на основании договоров купли-продажи,
заключенных с *** от ***, от ***,
соглашения о разделе производственной
базы от *** и прекращении долевой собственности ***
Данные здания расположены на земельном участке с
кадастровым номером ***, с разрешенным использованием: под производственной базой.
Земельный
участок с кадастровым номером *** выделен в
пользование ИП Виноградову В.Л. из земельного участка с кадастровым номером ***
решением Заволжского районного суда г.
Ульяновска от *** по делу ***,
поставлен на кадастровый учет ***
***
Земельный участок с
кадастровым номером *** передан, в том числе, административному истцу на основании договора аренды земельного
участка со множественностью лиц на стороне арендатора от ***, заключенного с
администрацией г. Ульяновска в лице Комитета по управлению земельными ресурсами
и землеустройству администрации г. Ульяновска, в аренду
сроком до *** (***).
Земельный
участок на кадастровый учет поставлен не
позднее 2005 года, расположенные на нем здания возведены до 1999 года, что
подтверждается техническим паспортом по состоянию на ***
(л.л. 81-91 том 1).
Также из
материалов дела следует, что постановлением администрации г. Ульяновска от 26 июня 2009 года *** утвержден проект планировки территории Заволжского района
муниципального образования «город Ульяновск», которым утверждена граница красной линии, проходящая по земельному
участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: *** (в настоящее время ***.
Оспариваемое
постановление опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» ***.
Согласно
предоставленной Управлением архитекторы и градостроительства администрации г. Ульяновска сведениям от 10 июня 2025 года красная линия, установленная оспариваемым
постановлением от 26 июня 2009 года ***, проходит по земельному участку, на
котором расположены принадлежащие
административному истцу объекты
недвижимости, и имеет координаты: ***
В соответствии с пунктами 11,
12 статьи 1
Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии,
которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)
границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых
расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные
сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие
подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми
беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади,
улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего
пользования, скверы, бульвары).
Красные линии обозначают существующие,
планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего
пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или)
предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи
1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии
утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а»
пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской
Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2
и 3 части 6
статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания частей 1
и 9 статьи 42
Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки
территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры,
установления параметров планируемого развития элементов планировочной
структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и
является основой для разработки проектов межевания территорий.
Проект планировки территории и проект
межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая
подготавливается в целях реализации положений документов территориального
планирования (пункт 1 части
1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается
главой местной администрации поселения или главой местной администрации
городского округа (часть 13
статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений
Градостроительного кодекса
Российской Федерации, а также Инструкции о порядке проектирования и
установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации,
утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года № 18-30, Инструкции
о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной
документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29
октября 2002 года № 150, следует, что установление красных линий должно быть
осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная
линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии
связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть
обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории,
занятой объектами недвижимости.
В то же время, при разработке проекта
планировки территории администрацией г. Ульяновска не представлено
доказательств необходимости установлении красных линий, проходящих по
земельному участку с кадастровым номером *** (ранее
земельного участка с кадастровым номером ***), на котором расположены принадлежащие административному истцу производственные
объекты. Принятие такого решения без учета фактического землепользования
следует рассматривать как нарушение требований Градостроительного кодекса
Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки территории.
Кроме того, из содержания части 12.6
статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует,
что проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов
федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного
значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих
либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной
власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения
границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение
шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято
решение об изъятии таких земельных участков для государственных или
муниципальных нужд.
При этом на момент принятия администрацией г.
Ульяновска оспариваемого нормативного правового акта, срок, в течение которого
орган местного самоуправления обязан принять решение об изъятии, составлял три
года.
Также, в силу предписаний части 12.4
указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации
проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов
федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного
значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит
согласованию с органом государственной власти или органом местного
самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных
участков для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая,
предусмотренного частью 22
данной статьи.
Вместе с тем, утвержденный оспариваемым постановлением
органа местного самоуправления проект планировки, которыми установлены красные
линии, проходящие по спорному земельному участку, не содержит сведений о его
изъятии для муниципальных нужд. Административным ответчиком не представлены
доказательства соблюдения процедуры, приведенной в части 12.4
статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По истечении как трех, так и шести лет,
администрацией г. Ульяновска меры по изъятию земельного участка не
предпринимались. Красная линия установлена без учета существующих объектов
недвижимости и юридических границ земельного участка.
Иное толкование
приведенного правового регулирования применительно к обстоятельствам настоящего
дела фактически создает правовую неопределенность в отношении спорной
территории, приводит к возникновению для административного истца негативных
последствий, связанных с ограничением его права на пользование земельным
участком, на котором расположены
принадлежащие ему на праве собственности с 2001 года и 2004 года
производственные помещения.
Поскольку
нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормативным правовым
актам, имеющим большую юридическую силу,
суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить,
принять по делу новое решение
об удовлетворении требований ИП Виноградова В.Л. о
признании недействительным проекта планировки территории Заволжского
района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного
постановлением администрации г. Ульяновска от 26 июня 2009 года *** в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному
участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: *** (ранее ***).
Выводы суда первой
инстанции об отсутствии нарушений
прав административного истца
установлением красной линии, являются
несостоятельными.
Как следует из материалов дела и
подтверждается, в том числе, вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г. Ульяновска
от *** по делу ***, земельный участок с кадастровым номером ***
образован при разделе земельного участка
с кадастровым номером ***, поставленного
на кадастровый учет еще до вынесения
оспариваемого постановления. Внешняя граница
земельного участка с кадастровым
номером *** не менялась и соответствует внешней границе земельного участка с кадастровым номером ***. Указанные обстоятельства административным
ответчиком не опровергались и подтверждены показаниями допрошенного в суде
кадастрового инженера ***.
Заключенный *** с
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области договор
аренды ***
на выделенный земельный участок с кадастровым номером *** каких-либо
ограничений не содержит ***.
Поскольку в
результате отнесения части земельного участка, на котором расположены объекты
недвижимости, к землям общего пользования,
собственники лишаются права распоряжения, владения и пользования этим
объектом, то имеются все основания
полагать, что права и законные интересы
ИП Виноградова В.Л. были нарушены, его исковые требования
подлежали удовлетворению судом первой инстанции, чего последним принято не было.
Признание
оспариваемого постановления не соответствующим гражданскому и
градостроительному, земельному
законодательству судебная коллегия принимает как основание для признания его действующим в части.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации на ответчика
следует возложить обязанность по опубликованию сообщения о состоявшемся
решении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в
газете «Ульяновск сегодня».
Руководствуясь
требованиями части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, согласно которой
стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с
другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, с администрации г. Ульяновска в пользу ИП
Виноградова В.Л. следует взыскать
расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16
января 2025 года отменить.
Принять по делу
новое решение, которым требования индивидуального предпринимателя Виноградова
Владимира Леонидовича удовлетворить.
Признать
проект планировки территории Заволжского района муниципального образования
«город Ульяновск», утвержденный постановлением администрации города Ульяновска
от 26 июня 2009 года *** «Об утверждении проекта планировки территории
Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск», не действующим
в части утверждения границы «красной линии», проходящей по земельному участку с
кадастровым номером ***, расположенному по адресу: *** (ранее ***).
Взыскать с
администрации города Ульяновска в пользу индивидуального предпринимателя
Виноградова Владимира Леонидовича *** в
возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4000 руб.
Обязать
администрацию города Ульяновска опубликовать сообщение о состоявшемся решении в
течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете
«Ульяновск сегодня».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 4 июля 2025 года.