Судебный акт
Об обязании обеспечить объектами инженерной инфраструктуры, объектами дорожной инфраструктуры земельный участок, предоставленный многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства,
Документ от 01.07.2025, опубликован на сайте 16.07.2025 под номером 119944, 2-я гражданская, об обязании обеспечить объектами инженерной инфраструктуры, объектами дорожной инфраструктуры земельный участок, предоставленный многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства,, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

Об обязании обеспечить объектами инженерной инфраструктуры, объектами дорожной инфраструктуры земельный участок, предоставленный многодетной семье для целей

Документ от 05.08.2025, опубликован на сайте 25.08.2025 под номером 120745, 2-я гражданская, об обязании обеспечить объектами инженерной инфраструктуры, объектами дорожной инфраструктуры земельный участок, предоставленный многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства, (для вынесения дополнительного решения), удовлетворено

Определение об описке

Документ от 29.07.2025, опубликован на сайте 20.08.2025 под номером 120647, 2-я гражданская, об обязании обеспечить объектами инженерной инфраструктуры, объектами дорожной инфраструктуры земельный участок, предоставленный многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства, (об исправлении описки УОС), удовлетворено

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-006800-11

Судья Ленковская Е.С.                                                            Дело №33а-2646/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               1 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Дементьевой Е.В. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                      Мугиной Нины Валерьевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 6 февраля 2025 года по делу № 2а-287/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления                                    Мугиной Нины Валерьевны, Мугина Сергея Александровича, действующих в своих интересах и в интересах ***, ***, ***, ***, к администрации                               муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, муниципальному образованию                               «Город Димитровград» в лице комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области о  понуждении к обеспечению индивидуального жилого строительства объектами инженерной и дорожной инфраструктуры отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения административного истца Мугиной Н.В. и её представителя Алеева Р.Х., административного истца                      Мугина С.А., поддержавшие доводы апелляционной жалобы судебная коллегия

 

установила:

 

Административные истцы Мугина Н.В. и Мугин С.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***., ***.,                 ***., ***. обратились в суд с административным иском, указывая в обоснование следующее.      

Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от *** года № *** «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно» им, как многодетной семье, предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: *** (категории земель-земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования для индивидуально-жилищного строительства, по 1/6 доле каждому. Сведения о регистрации права собственности истцов на указанный земельный участок были внесены в ЕГРН.

Предоставленный земельный участок расположен на существенном удалении от всех коммуникаций, подъездные пути не расчищены, асфальтированная дорога также отсутствует.

Предоставление земельного участка в условиях отсутствия подъездных путей, асфальтированной дороги, коммуникаций нарушает права многодетной семьи в части использования его по назначению в целя индивидуального жилищного строительства.

Бездействие административного ответчика по обеспечению земельных участков, выделенных многодетным семьям, объектами инфраструктуры является незаконным. Вопросы финансирования на данные цели должны были решаться администрацией муниципального образования на этапе формирования земельных участков и до принятия решения о предоставлении данных земельных участков в собственность.

Просили обязать муниципальное образование «Город Димитровград» обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку) указанный земельный участок, принадлежащий многодетной семье на праве общей долевой собственности по 1/6 доле каждому, из земель населенных пунктов, общей площадью *** кв.м., для целей индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ***, находящийся по адресу: ***, в течение одного года, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом для участия в деле в качестве административных соответчиков привлечены МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство транспорта Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Администрации города Димитровграда, Ульяновской области,                     МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по                          жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровград Ульяновской области, Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мугина Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, также ссылается на то, что вопросы, связанные с реализацией государственной программы по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, относятся к предметам совместного ведения органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом органы власти субъекта Российской Федерации должны исполнять свои обязанности путем нормативного правового регулирования, в том числе принятия соответствующих инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.

Полагает, что поскольку местный бюджет является составной частью финансовой системы РФ, то в случае недостаточности собственных доходных источников на уровне муниципальных образований у органов государственной власти  возникает обязанность осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование.

Указывает, что суд необоснованно сослался на региональную программу «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в Ульяновской области на 2023-2027 годы», которая является правовым актом, устанавливающим реализацию положений действующего законодательства, и по своей сути не является нормой права, устанавливающей или отменяющей нормы об обеспечении предоставленных земельных участков инфраструктурой или дорогами.

В судебное заседание кроме Мугиной Н.В., Мугина С.А., представителя Мугиной Н.В. - Алеева Р.Х., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

По делу установлено и следует из материалов дела, что семья Мугиной Н.В. и Мугина С.А. является многодетной (л.д.24).

Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от *** года № *** «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно» им, как многодетной семье, предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: *** (категории земель-земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования для индивидуально-жилищного строительства, по 1/6 доле каждому (л.д. 20).

*** года сведения о регистрации права собственности административных истцов на указанных земельный участок внесены в ЕГРН                        (л.д. 21-23).

Лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции не оспаривался факт того, что к спорному земельному участку не подведены инженерные коммуникации (водоснабжение, водоотведение, электро- и газо- снабжение), а также к участку не имеется подъездной дороги.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 3 июня 2024 года                     № 241-пр утверждена Программа обеспечения многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 05-ЗО                    «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы». Перечень мероприятий Программы содержится в приложении № 1, сведения о потребности в объектах инфраструктуры для земельных участков отражены в приложении № 2.

Согласно пункту 5 (160 земельных участков, предоставленных с 2017 по                    2024 годы) и пункту 8 (1500 земельных участков, планируемых для представления в 2024 - 2025 годах) разработка проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения запланирована на 2025 и 2026 годы;                         строительно-монтажные работы сетей водоснабжения, реконструкция водозабора, строительство магистрального водопровода, строительство сетей до земельных участков запланировано на 2026-2030 годы; проектирование, строительство, техприсоединение ТП110 кВ       ВЛЗ-6кВ - 15 км ВЛ - 0,4 кВ - 20 км запланировано на 2027 - 2028 годы; строительство объектов транспортной инфраструктуры запланировано после завершения устройства коммунальной инфраструктуры и принятия автомобильной дороги в муниципальную собственность.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 ноября 2023 года                  № 32/632-П утверждена государственная программа Ульяновской области                 «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области», согласно которой предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских, сельских поселений и городских округов Ульяновской области, в том числе в целях софинансирования расходных обязательств, связанных со строительством и (или) реконструкцией, капитальным ремонтом объектов водоснабжения и водоотведения систем коммунальной инфраструктуры в рамках региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в Ульяновской области на 2023 - 2027 годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2023 года № 339-П.

Считая, что муниципальным образованием «Города Димитровграда» в лице администрации города Димитровграда бездействует в части обеспечения принадлежащего административным истцам земельного участка системами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, объектами дорожной инфраструктуры, административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая административный спор  и отказывая в удовлетворении иска многодетной семье Мугиных, суд первой инстанции исходил из того, что в Ульяновской области действует региональная Программа обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024 - 2029 годы, которой предусмотрена очередность планируемых мероприятий по обеспечению, в том числе земельного участка административных истцов, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. Поскольку нарушений сроков выполнения мероприятий, предусмотренных Программой в части обеспечения земельных участков объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, судом не установлено, сроки реализации программы в указанной части не наступили, суд пришел к выводу о том, что исковые требования заявлены административными истцами преждевременно.

Между тем, судебная коллегия с такими выводами городского суда не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

В Ульяновской области право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление в собственность земельных участков закреплено в Законе Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО                                                               «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372 (далее - Методические рекомендации от 9 сентября 2013 года № 372)).

Согласно пункту 17 Методических рекомендаций от 9 сентября 2013 года                      № 372 при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка; 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;           5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ               «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа                      электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 частью 1 статьи 6 ФЗ от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ                                 «О водоснабжении и водоотведении» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодно водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В своем определении от 31 января 2023 года № 200-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований. К числу вопросов местного значения муниципального района отнесена, в частности, организация в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 15 названного Федерального закона).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе                         «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований (постановления от                    29 марта 2011 года № 2-П, от 13 октября 2015 года № 26-П и др.).

Обеспечение создания на земельных участках, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, необходимой инфраструктуры, включая организацию их газоснабжения, относится к полномочиям как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, которые в силу статьи 132 (часть 3) Конституции Российской Федерации входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения, в том числе названных задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Следовательно, п.4 ч.1 ст.15 Федеральном законе                  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующий с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанностей, противоречащих их функциям и законодательно определенной компетенции.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами материального права земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Между тем, вышеизложенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не были приняты во внимание судом первой инстанции, что привело к принятию неправильного решения.

Согласно положениям пункту 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильным применением норм материального права, влекущим отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, является неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение - отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска.

Выводы суда о преждевременности иска виде действия в Ульяновской области региональной Программы обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на                     2024 - 2029 годы, являются ошибочными, поскольку наличие данной Программы не может служить основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенной на них Федеральным законом обязанности.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Финансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, осуществляется в рамках действующих региональных программ: Программы обеспечения многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с пунктом             1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области                                                                       «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы»; Государственной программы Ульяновской области                                                          «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30 ноября 2023 года № 32/632-П, Программой обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024-2029 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области № 241-п от 3 июня 2024 года.

Указанные программы предусматривают перечень мероприятий и порядок их финансирования, в том числе условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ульяновской области на софинансирование мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что на обеспечение инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям, предусмотрено финансирование в рамках государственной программы, то надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование «Город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области, которая является непосредственным исполнителем программы как орган местного самоуправления.

При этом право гражданин (многодетной семьи) в такой ситуации не может быть поставлено в зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного самоуправления и государственной власти субъекта, участником которых административные истцы не являются.

Обсуждая вопрос об установлении срока, в течение которого административный ответчик обязан обеспечить спорный земельный участок коммунальной инфраструктурой, судебная коллегия полагает разумным обязать муниципальное образование в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области исполнить возложенные на нее решением суда обязанности в течение года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                         6 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Мугиной Нины Валерьевны,                   Мугина Сергея Александровича, действующих в своих интересах и в интересах ***, ***,                                            ***, ***, к администрации                               муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, муниципальному образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, муниципальному образованию                               «Город Димитровград» в лице комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области о  понуждении к обеспечению индивидуального жилого строительства объектами инженерной и дорожной инфраструктуры удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное образование «город Димитровград» Ульяновской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: *** (категория земель: земли населенных пунктов) объектами инфраструктуры, а именно: объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, а также объектами дорожной инфраструктуры - подъездной автомобильной дорогой местного значения до границ земельного участка, предоставленного Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от *** года № ***  в общую долевую собственность Мугиной Нины Валерьевны, Мугина Сергея Александровича,           ***, ***,                                           ***, ***,  как многодетной семье, для индивидуального жилищного строительства.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июля 2025 года.