УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-008933-68
Судья Алексеева Е.В. Дело
№ 33-2951/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 15
июля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.
судей Санатулловой Ю.Р., Малышева Д.В.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 февраля 2025 года, с
учетом определения того же суда от 22 апреля 2025 года об исправлении описок, по
гражданскому делу № 2-487/2025, по которому постановлено:
исковые требования Абакумова
Сергея Сергеевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить жилым
помещением специализированного жилищного
фонда – удовлетворить.
Возложить на
Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обязанность
обеспечить Абакумова Сергея Сергеевича, *** года рождения, уроженца ***, (СНИЛС
***, паспорт ***.) благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории
МО «город Ульяновск» Ульяновской области
в рамках реализации
Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года за № 159-ФЗ.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
установила:
Абакумов С.С. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением
специализированного жилищного фонда.
Требования мотивировал тем, что является сиротой, включен
решением координационного совета по
защите прав и интересов несовершеннолетних
при Министерстве здравоохранения
и социального развития Ульяновской области
от 31.05.2019 в списки
лиц, имеющих право на получение
специализированного жилого
помещения. Вместе с тем, до настоящего
времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил обязать ответчика
предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного
жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск»,
взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в
сумме 3 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета
спора, были привлечены Министерство социального развития Ульяновской области,
ОГКУ Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда и
принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указано, что Министерство
является исполнительным органом государственной власти, денежные средства,
находящиеся в его распоряжении имеют целевой характер и используются в
соответствии с бюджетом. Невозможность обеспечения истца жилым помещением по достижении
возраста 18 лет является следствием недостаточности выделяемого на данные цели
финансирования, реальная возможность обеспечить истца жилым помещением имеется
только в 2025 финансовом году.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует
из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Абакумов С.С., ***
года рождения относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Мать истца ***%
Л.А., ***.12.1979!% года рождения на основании решения Карсунского районного
суда Ульяновской области от 04.12.2008 была лишена родительских прав, в том
числе в отношении несовершеннолетнего
Абакумова С.С., *** года рождения (л.д.48-50).
Отец истца
А*** С.В., *** года рождения на основании заочного решения Карсунского
районного суда Ульяновской области от 09.11.2011 был лишен родительских прав в
отношении несовершеннолетнего сына Абакумова С.С., *** года рождения
(л.д.81-87). *** А*** С.В. умер (л.д. 9).
На
основании постановления главы администрации МО «*** от 12.01.2009 над
несовершеннолетним Абакумовым С.С. была установлена опека (л.д.88-89).
На
основании распоряжения Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области №*** от 31.05.2019 Абакумов С.С.
был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
(л.д.69).
Абакумов С.С. зарегистрирован по адресу: *** (л.д.43).
Указанное жилое помещение истцу не принадлежит, права пользования истец им не
имеет, так как собственником указанного дома является З*** Н.М., а истец членом его семьи не является (
л.д. 104).
Согласно сведениям
ЕГРН Абакумов С.С. является правообладателем 1/6 доли в праве общей
долевой собственности на квартиру, общей площадью 49,5 кв.м, расположенную по
адресу: *** (л.д. 121-126). Право общей долевой собственности истца на
указанный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРН - 31.01.2023.
Учётная норма площади жилого помещения для постановки
граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на
территории *** составляет 17 кв.м общей
площади на одного человека, что установлено решением Совета Депутатов МО «***
от 30.03.2010 №*** (л.д. 118).
На территории МО «***»
учётная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в
качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 12 кв.м на одного человека.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из
общей площади жилого помещения по адресу: ***
и права общей долевой собственности истца на указанный объект
недвижимости (1/6 доля), пришел к выводу, что Абакумов С.С. не может быть признан обеспеченным жилым помещением в соответствии с учетной
нормой жилой площади.
Как указано выше, на основании распоряжения уполномоченного
органа от 31.05.2019 № *** Абакумов С.С включен
в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного
фонда, однако до настоящего времени жилое помещение истцу
не предоставлено.
Абакумов С.С., полагая свое право на обеспечение благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого
помещения на территории МО «город Ульяновск» Ульяновской области в
рамках реализации Федерального закона «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» от
21.12.1996 за № 159-ФЗ нарушенным, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об удовлетворении требований Абакумова С.С.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Частью
1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что
предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Пунктом
2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции,
действовавшей до 01.01.2013) было предусмотрено предоставление вне очереди
жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в
образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального
обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении
опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах
Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в
виде лишения свободы.
Согласно
пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996
№ 159-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям‑сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта,
по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении
ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются
им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях
социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального
образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной
службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
В
соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,
указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица,
указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи, включаются в список по
достижении возраста 14 лет. Заявление о включении в список подается законными
представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими
указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых
помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 указанной статьи.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную
дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в
установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет
соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми
помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о
включении их в список.
В
соответствии с положениями пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они
предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых
домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного
пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору
социального найма.
Пунктом
9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что
право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В
соответствии с Законом Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО «Об
обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место
жительства которых находится на территории Ульяновской области,
благоустроенными жилыми помещениями» уполномоченным органом исполнительной
власти Ульяновской области, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты
населения, в том числе по формированию списка детей‑сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста
23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, является Министерство социального развития
Ульяновской области.
В
силу части 2 статьи 9 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О
предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области» предоставление жилых помещений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской
области.
Пунктом
7 Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской
области жилых помещений в целях их включения в специализированный
государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке
предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых
помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых
помещений, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от
03.07.2023 № 329-П, гражданам, имеющим в соответствии с Законом право на
обеспечение специализированными жилыми помещениями, специализированные жилые
помещения предоставляются в населенных пунктах по их выбору.
Обязанность по
обеспечению детей-сирот специализированными жилыми помещениями обеспечивается
исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории
Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым
является Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области.
Разрешая спор, суд первой
инстанции, изучив собранные по делу доказательства, оценив доводы и возражения
сторон по правилам статьи 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь
положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых
помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области» пришел к выводу о наличии
оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе судебного
разбирательства установлено, что Абакумов С.С. относится к категории лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у него возникло
право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда, данное право не поставлено действующим законодательством в
зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми
помещениями детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
отсутствие у ответчика необходимых бюджетных ассигнований на исполнение
обязанности по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями не может
служить основанием для освобождения ответчика от исполнения данной обязанности
в отношении истца.
Судебная коллегия
соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для
удовлетворения заявленных требований к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, поскольку в ходе судебного
разбирательства объективно установлены обстоятельства, свидетельствующие о
нарушении жилищных прав Абакумова С.С., данный ответчик обоснованно признан
надлежащим лицом по выполнению предусмотренной законом обязанности по
предоставлению истцу жилого помещения, поскольку дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской
области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сфере строительства, которым является Министерство жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области.
Отклоняя доводы жалобы об
отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из того, что
отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в
удовлетворении заявленных требований. Данные вопросы регулируются бюджетными
отношениями, стороной которых Абакумов С.С. не является.
Действующее
законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18
лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях
социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных
учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных
организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной
службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
Наличие указанных
юридических фактов является основанием возникновения права лиц названной
категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного
фонда.
При этом федеральный
законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое
помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость
обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его
возникновения.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с
достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана
надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом
правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 февраля 2025 года, с учетом
определения того же суда от 22 апреля 2025 года об исправлении описок, оставить
без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города
Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 июля 2025 года.