Судебный акт
Об оспаривании бездействия
Документ от 01.07.2025, опубликован на сайте 21.07.2025 под номером 120045, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, выразившееся в длительном непринятии проекта планировки и проекта межевания территории и обязании разработать и утвердить проект планировки и межевания территории, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2024-000965-55

Судья Трифонова А.И.                                                                  Дело № 33а-2627/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           1 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садеевой Марины Александровны, апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 февраля 2025 года по делу № 2а-1-39/2025, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц  к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии проекта планировки и проекта межевания территории р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, возложении обязанности разработать и утвердить проект планировки и межевания территории р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения  Садеевой М.А., поддержавшей доводы   апелляционной  жалобы, объяснения  прокурора Стерлядевой Е.В., поддержавшей доводы   апелляционного  представления, судебная коллегия

установила:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском  в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии проекта планировки и проекта межевания территории, возложении обязанности разработать и утвердить проект планировки и межевания территории.

В обоснование административного иска указал на то, что прокуратурой  района  проведена проверка исполнения  администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области  градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что административным ответчиком  до настоящего времени не принят проект планировки и межевания на территории р.п. Ишеевка Ульяновской области, что влечет хаотичную застройку территории, затрудняет  разработку документов территориального планирования и программ развития инфраструктуры, осложняет в будущем безопасную эксплуатацию района индивидуальной жилой застройки, нарушает права неопределенного круга лиц на комфортное проживание, своевременное и качественное получение коммунальных услуг, благоприятную окружающую среду.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в длительном непринятии проекта планировки и проекта межевания территории р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, возложить на нее обязанность разработать и утвердить указанный проект планировки и межевания территории.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – Садеева М.А., Управление Росреестра по Ульяновской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Садеева М.А. просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении  административного иска.

В обоснование жалобы указывает на наличие противоречий в градостроительной документации и на нарушения градостроительного законодательства администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выраженные в принятии Правил землепользования и застройки, Генерального плана без учета положений пункта  5.4 Методики, утвержденной приказом Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года № 244, пункта 4 части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации на то что, ни Правила землепользования и застройки, ни Генеральный план не учитывают, что между дорогами и земельными участками в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области имеется сложившийся с советских времен режим «зеленой зоны», отделяющей дороги от жилых домов.

Нарушения градостроительного законодательства могут выражаться как в том, что изначально принятые Правила землепользования и застройки, Генеральный план не учитывают эту «зеленую зону», так и в том, что после принятия данных документов, администрация не предпринимает мер по их корректировке в целях приведения данных документов в соответствии с законодательством.

Доводы представителя администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о высокой стоимости разработки документации и отсутствии бюджетного финансирования на указанные цели не могут быть признаны существенными и не должны влиять на принятие решения по делу.

Доводы суда о нарушенных правах неопределенного круга лиц не должны строиться на количестве поданных жалоб и обращений, а должны быть проанализированы с позиции нарушения норм закона. 

Суд первой инстанции не принял во внимание факт социально-экономического развития поселка, возведение жилых домов вдоль дорог с нарушением исторически сложившихся красных линий застройки, образования второй линии на других улицах.

Фактом нарушения прав Садеева М.А. считает рассматриваемое в Ульяновском районном суде Ульяновской области гражданское дело № 2-1-75/2025 по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области, которое подтверждает, что отсутствие документации планирования создает новые спорные ситуации, неоднозначное толкование норм закона, нарушение прав жителей на комфортное проживание, а также сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия, о чем было заявлено в ходе судебных заседаний, но оставлено без должной оценки.

Считает, что доводы административного истца, заинтересованных лиц были недостаточно изучены, были сделаны ошибочные выводы.

В апелляционном представлении прокурор  также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении  административного иска.

В обоснование ссылается на то, что в ходе судебного заседания в суде первой инстанции были приведены примеры, подтверждающие обязательность разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории р.п. Ишеевка Ульяновского  района  Ульяновской области.

Проведенной проверкой, а также в ходе судебного разбирательства установлен  и не опровергался стороной административного ответчика факт о том, что администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области проекты планировки территории и проект межевания территории до настоящего времени на территории р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области не приняты. 

Представитель административного ответчика в судебном заседании также подтвердил, что полномочия по разработке проекта планирования и проекта межевания относится к полномочиям администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, при этом указал на то, что указанные работы требуют больших затрат.

Выводы суда о недоказанности со стороны административного истца о нарушении прав неопределенного круга лиц  не соответствует действительности, так как в настоящее время территория р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области динамично развивается и осуществляется ее активная застройка, образуются новые земельные участки, осуществляется их застройка, требуется установление границ территорий общего пользования.

Отсутствие проекта планировки и межевания территории противоречит              пункту 82 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновской области.

В отзыве на апелляционное представление администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления,  возражений на  апелляционное преставление,  судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть  1 статьи  39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соблюден ли срок обращения в суд, соответственно, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Судом установлено, что р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области является административным центром указанного района  и входит в состав МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, на   территории которого действуют Генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 30 декабря 2010  года № 58, а также Правила землепользования и застройки МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, утвержденные приказом Агентства  архитектуры и градостроительства  Ульяновской области от 11 июля  2018 года № 23-од.  При этом документация по планировке территории указанного поселения  административными ответчиками  не утверждалась, решение о разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории   не принималось (л.д. 16-18 том 1).

Стоимость работ по разработке документации по планировке территории является значительной и составляет  около 70 000 000 руб. (л.д. 69 том 1).

Линии, обозначающие границы территорий общего пользования в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области (красные линии), не определялись.

Разрешая  административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь  требованиями статей  41, 43, 45 Градостроительного кодекса  Российской Федерации,  статьи 14 Федерального закона от 6 октября         2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд первой инстанции указал на то, что   действующее градостроительное законодательство не возлагает на органы местного самоуправления безусловной обязанности по разработке и утверждению за собственный счет проекта планировки и проекта межевая территории каждого населенного пункта, входящего в состав поселения; проект планировки разрабатывается в отношении территории района, микрорайона, квартала, других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами  суда первой инстанции  судебная коллегия не  находит.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).

Согласно частям  1, 3 статьи 41 Градостроительного кодекса  Российской Федерации   подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:     1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;                   4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);       5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; 7) планируется осуществление комплексного развития территории; 8) планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года           № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В силу части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса  Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Проект планировки территории, исходя из требований  статьи 42 Градостроительного кодекса  Российской Федерации,  состоит из основной части,   подлежащей утверждению  и включающей в себя, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии (в случае их установления, изменения); б) границы существующих (при наличии) и планируемых элементов планировочной структуры (в случае выделения одного или нескольких элементов планировочной структуры, изменения одного или нескольких существующих элементов планировочной структуры); в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности человека объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы и максимальные сроки осуществления: а) архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения, необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности человека объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов (в том числе зданий пожарных депо); б) сноса объектов капитального строительства (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства), а также   материалов по ее обоснованию.

Исходя из требований   статьи  43 Градостроительного кодекса  Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для:                 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории, на которых, кроме прочего, отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, что  предусмотрено  частью  10 статьи  45 вышеуказанного кодекса.

Частями 1, 8 статьи 45 Градостроительного кодекса  Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Законом Ульяновской области от 18 декабря 2014 года № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере градостроительства, в том числе по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов, городских округов и поселений Ульяновской области документации по планировке территории, отнесены  к полномочиям  Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Как верно  указано судом, подготовка документации по планировке территории является обязательной лишь  в связи с наступлением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса  Российской Федерации, обязанность по доказыванию наступления которых лежит на административном истце.

Вместе  с тем, таких доказательств,  в том числе, в связи с необходимостью установления, изменения или отмены красных линий,  не представлено в материалы дела при рассмотрении дела как в районном суде, так и в суде апелляционной инстанции.

Наличие в суде конкретного спора  на предмет законности предоставления земельного участка с кадастровым номером ***.,  а также по оспариванию связанного с  ним бездействия администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области по отношению к самовольному занятию указанным лицом смежных территорий, невнесению  изменений   в Правила застройки и землепользования МО «Ишеевское городское поселение», в Генеральный план с учетом фактически сложившегося землепользования,   установления красных линий,   на которые ссылается  прокурор  и Садеева М.А.  при обжаловании решения суда, не  свидетельствует о  нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного  круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Вопреки доводам жалобы и представления, нарушение прав неопределенного круга лиц на комфортное проживание, своевременное и качественное получение коммунальных услуг, благоприятную окружающую среду надлежащими доказательствами не подтверждены.

В силу приведенных обстоятельств, в отсутствие установленной статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий: несоответствия действий (бездействия) административных ответчиков закону и нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд правомерно отказал прокурору  в удовлетворении заявленных требований.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, позиция суда не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 февраля            2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садеевой Марины Александровны, апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2025 года.