Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 08.07.2025, опубликован на сайте 22.07.2025 под номером 120054, 2-я гражданская, об обязании выплатить моральный вред, причиненный нарушением прав на лекаственное обеспечение, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0006-01-2025-000043-08               Судья Челбаева Е.С.                                                                         Дело № 33-2743/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          8 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Панкрушиной Е.Г.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14 марта 2025 года по гражданскому делу           № 2-68/2025, по которому постановлено:

иск прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Екатерины Сергеевны  удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение здравоохранения Барышская районная больница» (ИНН***)   обязанность направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области дополнительную заявку, согласованную  с главным внештатным специалистом Министерства, о целесообразности назначения К*** Е*** С*** медицинского препарата по торговому наименованию «***» и  копию извещения о побочных действиях, серьезных  нежелательных реакциях, а также других  фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и здоровью  девочки, при применении лекарственных препаратов для медицинского применения, направленного в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

В части возложения на ответчика  обязанности направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области копию протокола врачебной комиссии от               25 декабря 2024 года и взыскания в пользу К*** Е*** С*** денежной компенсации морального вреда в удовлетворении иска прокурору Барышского района отказать.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения Барышская районная больница» (ИНН***) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.  

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Михайловой Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетней К*** Е.С., обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к государственному учреждению здравоохранения «Барышская районная больница» (далее – ГУЗ «Барышская районная больница») о возложении обязанности направить документы в Министерство здравоохранения Ульяновской области, взыскании компенсации морального вреда. 

В обоснование заявленных требований указано, что К*** Е.С. является ребенком-инвалидом, в связи с чем нуждается в ежедневном приеме препарата с торговым наименованием «***. Между тем, указанным препаратом ребенок не обеспечивался ввиду непроведения ГУЗ «Барышская районная больница» врачебной комиссии. Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по организации своевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями нарушило право несовершеннолетнего ребенка-инвалида на бесплатную медицинскую помощь. В результате непроведения врачебной комиссии К*** Е.С. длительное время не была обеспечена жизненно необходимым для нее препаратом, при этом попытки лечения ребенка-инвалида медицинскими препаратами других торговых марок с действующим веществом «***» приводили к побочным неблагоприятным последствиям для организма ребенка, вследствие чего ухудшалось ее здоровье, она испытывала нравственные страдания.

В связи с чем прокурор просил суд обязать ответчика направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области дополнительную заявку на лекарственное обеспечение К*** Е.С. препаратом «***» и иные документы, подтверждающие необходимость обеспечения ребенка жизненно важным препаратом по торговому наименованию «***», взыскать с ГУЗ «Барышская районная больница» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.             (л.д. 88-90).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Трофимова А.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Барышского района Ульяновской области просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, принять в указанное части новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционного представления указано на то, что решение в обжалуемой части принято с нарушением норм материального и процессуального права. Обращено внимание на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что К*** Е.С. в силу возраста (5 лет) не могла испытывать нравственные страдания из-за не обеспечения ее необходимым лекарственным препаратом. В ходе рассмотрения дела установлено, что несовершеннолетняя К*** Е.С. является ребенком-инвалидом и нуждается в лекарственном препарате «***», который ей был назначен после рождения в 2019 г. в связи с опасностью побочных эффектов от других лекарств. Однако ГУЗ «Барышская районная больница» выдано направление на получение данного препарата только 25.12.2024. Препарат приобретался за счет собственных средств родителей, так как больница не обеспечивала его своевременное предоставление. Судом не учтено, что родители несовершеннолетней на протяжении двух лет могли приобретать необходимый препарат эпизодически, чтобы не допустить ухудшения состояния здоровья дочери в критических фазах заболевания. При этом следует учитывать, что пропуск разового применения необходимого лекарства негативно сказывается на здоровье несовершеннолетней. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ГУЗ «Барышская районная больница» не направила заявку в Министерство здравоохранения Ульяновской области для утверждения предоставления препарата «***» К*** Е.С. Даже после проведения врачебной комиссии ребенок не был обеспечен необходимым лекарством. 

В возражениях на апелляционное представление ГУЗ «Барышская районная больница», указывая на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  К*** Е.С., *** года рождения, является ребенком-***, страдает редким *** ***, ***, наблюдается по месту жительства в ГУЗ «Барышская районная больница» (л.д. 9-10, 12-18, 20-34, 36-38, 39).

В связи с наличием данного тяжелого заболевания К*** Е.С. необходимо пожизненное применение препарата «***», что следует из эпикриза из ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 14.06.2019, выписок из амбулаторной карты ребенка из данного медицинского учреждения (л.д. 12-18, 20-23).

Согласно выписному эпикризу Института Педиатрии Университетской клиники ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России после проведенной в условиях стационара с 10.06.2024 по 22.06.2024 терапии К*** Е.С. также рекомендован постоянный прием ферментного препарата «***» (10 000 МЕ) (л.д. 24-33).

Из пояснений третьего лица Трофимовой А.И. (участкового педиатра ГУЗ «Барышская районная больница»), данных в суде первой инстанции, следует, что К*** Е.С. нуждается именно в препарате с торговым наименованием «***», поскольку иные препараты могут повлечь для ее здоровья негативные реакции. 

Из ответа ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России от 20.02.2025 на запрос прокуратуры Барышского района Ульяновской области следует, что К*** Е.С. наблюдается в Институте педиатрии Университетской клиники ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России с 2021 г. Учитывая тяжелую степень панкреатической недостаточности вследствие редкого генетического заболевания (***) К*** Е.С. по жизненным показаниям нуждается в заместительной терапии панкреатическими ферментами ***) в виде ***, с *** *** дробно, в каждый прием пищи. Именно  «***» по своим характеристикам относится к данному лекарственному препарату и не подлежит замене. Прием иного ферментного препарата окажет существенное отрицательное влияние на прогноз заболевания. Длительное неупотребление препарата «***» приведет к отрицательным и необратимым нарушениям здоровья пациента К*** Е.С. (л.д. 91).

Между тем, с 2019 года в рецептах на получение для К*** Е.С. лекарственного препарата указан не «***», а «***» (л.д. 19, 35, 56, 57).

Лишь 25.12.2024 К*** Е.С. была направлена на врачебную комиссию для решения вопроса о выписке препарата «***» (л.д. 36, 37-38).

Решением врачебной комиссии ГУЗ «Барышская районная больница» от 25.12.2024 установлено, что К*** Е.С. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом «***» в дозе 40 000 Ед в сутки пожизненно (л.д. 39).

Копия протокола врачебной комиссии была направлена в Министерство здравоохранения  Ульяновской области 28.12.2024 (л.д. 59).

При этом кроме копии указанного протокола, вопреки требованиям распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 29.06.2021 № 1229-р, иные документы в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области не направлялись, что подтверждено письмом Министерства от 13.03.2025 (л.д. 114).

После указанной даты дополнительная заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области ответчиком не направлялась, заявки не согласованы с главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Барышского района Ульяновской области в части возложения на ответчика обязанности направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области дополнительную заявку, согласованную  с главным внештатным специалистом Министерства, о целесообразности назначения К*** Е.С. медицинского препарата по торговому наименованию «***» и  копию извещения о побочных действиях, серьезных  нежелательных реакциях, а также других  фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и здоровью ребенка, при применении лекарственных препаратов для медицинского применения, направленного в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

При этом в удовлетворении иска прокурора в части возложения на ответчика обязанности направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области копии протокола врачебной комиссии от 25.12.2024 судом отказано, поскольку указанный документ ответчиком направлен 28.12.2024.

Также суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ГУЗ «Барышская районная больница» в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку, несмотря на наличие со стороны ответчика нарушения прав несовершеннолетней К*** Е.С. в виде бездействия по направлению документов, необходимых для ее бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не установил наступление для нее таких последствий как нравственные или физические страдания. При этом в силу возраста (5 лет) и состояния здоровья К*** Е.С., по мнению суда, не могла осознавать последствия приема иного, чем «***», препарата и, следовательно, бездействие ответчика не могло повлечь для нее какие-либо душевные переживания ввиду возможных неблагоприятных последствий для ее здоровья. При отсутствии факта причинения ответчиком несовершеннолетней К*** Е.С. физических или нравственных страданий, суд не усмотрел оснований для взыскания в ее пользу денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней К*** Е.С., к ГУЗ «Барышская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к которым отнесены инвалиды и дети-инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В целях организации обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области приказом Министра здравоохранения Ульяновской области от 01.08.2024 № 78-П утверждены Порядки формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, ЛП, МИ и СПЛП за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области.

В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка формирования основной заявки для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами для медицинского применения для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета и областного бюджета, учреждения здравоохранения Ульяновской области и организации, оказывающие медицинскую помощь, принимающие участие в обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области ежегодно не позднее 3-го квартала текущего года формируют в РМИС персонифицированную потребность и основную заявку на ЛП, МИ и СПЛП на следующий календарный год в рамках объема финансовых средств на соответствующие цели.

Потребность и основная заявка медицинскими организациями  составляется с учетом численности граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение на основе сведений медицинских организаций, стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и пр.

В случае изменения потребности медицинских организаций  в лекарственных препаратах медицинская организация формирует в пределах финансовых средств дополнительную заявку в соответствии с порядком формирования дополнительной заявки для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, ЛП, МИ и СПЛП за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области.

В силу пункта 2 Порядка  формирования дополнительной заявки врач (фельдшер) медицинской организации при наличии дополнительной потребности в ЛП, МИ и СПЛП представляет информацию о потребности руководителю медицинской организации (лицу, ответственному за льготное лекарственное обеспечение по медицинской организации).

Руководитель медицинской организации (лицо, ответственное за льготное лекарственное обеспечение по медицинской организации) при получении информации о дополнительной потребности в ЛП, МИ и СПЛП обобщает и анализирует ее, рассматривает возможность обеспечения, формирует дополнительную заявку по медицинской организации и предоставляет в Министерство.

В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 29.06.2021 № 1229-р «Об утверждении порядка индивидуального назначения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий по наличии медицинский показаний по торговому наименованию» утвержден Порядок индивидуального назначения отдельным категориям граждан медицинских препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по торговым наименованиям.

В соответствии с указанным Порядком руководитель медицинской организации осуществляет в установленном порядке проведение врачебной комиссии медицинской организации для принятия решения о назначении медицинских препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по торговым наименованиям и с уникальной лекарственной формой. Направляет  в отдел организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Министерства документы в течение 5 рабочих дней с даты подписания решения врачебной комиссии медицинской организации:

- заявку, согласованную главным внештатным специалистом Министерства, о целесообразности назначения медицинских препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по торговым наименованиям и с уникальной лекарственной формой (в том числе с указанием наименования препарата, его дозировки, фасовки, формы выпуска (согласно Государственному реестру лекарственных средств), необходимых количеств (на месяц и на курс лечения);

- копию протокола врачебной комиссии медицинской организации (в том числе с указанием наименования препарата, его дозировки, фасовки, формы выпуска (согласно Государственному реестру  лекарственных средств), необходимых количеств (на месяц и на курс лечения);

- копию извещения о побочных действиях, серьезных  нежелательных реакциях, а также других  фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и здоровью  человека, при применении лекарственных препаратов для медицинского применения, направленного в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения в соответствии с порядком, утвержденным  приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 757н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных  нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения».    

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Верно установив факт нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации права ребенка-инвалида К*** Е.С. на охрану здоровья, не обеспечение полагающимся ей по жизненным показаниям лекарственным препаратом по вине ответчика, суд без достаточных на то оснований отказал во взыскании с ГУЗ «Барышская районная больница» в пользу законного представителя несовершеннолетней К*** Е.С. компенсации морального вреда, поскольку не обеспечении ребенка-инвалида указанным выше лекарственным препаратом существенно нарушает личные неимущественные права ребенка.

С учетом изложенного доводы апелляционного представления заслуживают внимания, решение суда в части разрешения требований о взыскании компенсации морального вреда подлежит отмене.

Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает установленные выше по делу обстоятельства, степень нравственных и физических страданий ребенка-инвалида, страдающего редким генетическим заболеванием, степень вины ответчика, длительности нарушения прав ребенка, требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать с ответчика в пользу Кузнецовой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетней К*** Е.С., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.        

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от                                           14 марта 2025 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней К*** Е*** С***, к государственному учреждению здравоохранения «Барышская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда.

Принять в отмененной части новое решение.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Барышская районная больница» (ИНН ***) в пользу Кузнецовой Елены Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетней К*** Е*** С***, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2025 года