Судебный акт
Об оспаривании постановления главы администрации об установлении границ зем.участка, оспаривание результатов межевания
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 22.07.2025 под номером 120060, 2-я гражданская, о признании постановления недействующим, снятии с кадастрового учета земельного участка, определении границ земельного участка о признании межевого плана недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-006650-73

Судья Иренева М. А.                                                                          Дело № 33а-2930/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Берхеевой Г.И.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               общества с ограниченной ответственностью «ГеоМетриксПро» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 марта 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 30 апреля 2025 года по делу № 2а-202/2025, которым постановлено:

 

административные исковые требования Ахмитшиной Лилии Равилевны удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в части включения в состав земельного участка пешеходного тротуара, газона, велодорожки, дороги общего пользования, парковочного кармана, элементов благоустройства, находящихся справа от корпусов многоквартирного дома *** между внешней границей декоративного ограждения и южной границей земельного участка с кадастровым номером ***

Признать незаконным и отменить постановление Главы города Димитровграда от *** «Об образовании земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о присвоении адреса земельного участку по ***».

Обязать муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом г.Димитровграда снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***

Установить границы земельного участка многоквартирного дома *** со следующими координатами характерных точек:

 

 

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м

Горизонтальное

положение, м

X

Y

н1

496612.62

2333291.06

0.10

55,42

н2

496626.72

2333237.46

0.10

17,88

н3

496631.30

2333220.18

0.10

2,8

н4

496633.45

2333218.38

0.10

1,35

н5

496634.66

2333217.78

0.10

1,91

н6

496636.57

2333217.81

0.10

2,66

н7

496639.11

2333218.60

0.10

26,51

н8

496658.11

2333237.09

0.10

31,17

3

496679.5

2333259.76

0.10

44,23

4

496666.76

2333302.12

0.10

5,98

5

496665.04

2333307.85

0.10

3,68

6

496663.98

2333311.37

0.10

3,09

7

496661.26

2333309.9

0.10

6,5

8

496659.34

2333316.11

0.10

12,06

9

496647.28

2333316

0.10

11,02

10

496637.07

2333311.84

0.10

4,26

11

496634

2333314.8

0.10

16,65

12

496622.32

2333302.93

0.10

1,25

13

496623.18

2333302.02

0.10

5,03

14

496619.65

2333298.43

0.10

10,18

н1

496612.62

2333291.06

0.10

 

В удовлетворении административных исковых требований Ахмитшиной Л.Р. о передаче вновь образованного земельного участка в общую долевую собственность отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Ахмитшиной Л.Р. в остальной части отказать.

Взыскать с администрации г.Димитровграда Ульяновской области,  муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом г.Димитровграда, общества с ограниченной ответственностью «ГеоМетриксПро» в пользу Ахмитшиной Лилии Равилевны расходы по оплате государственной пошлины в размере по 1000 рублей.

Возвратить Ахмитшиной Лилии Равилевне государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по чеку от 09.12.2024.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГеоМетриксПро» в пользу автономной некоммерческой организации Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу - Ульяновск» *** в возмещение расходов на производство экспертизы                                92 000 (девяносто две тысячи) рублей.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Администрации города Димитровграда – Шулимовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ахмитшина Л.Р. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Димитровграда об отмене постановления, снятии земельного участка с кадастрового учета.

Требования мотивировала тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

17.01.2022 на основании Постановления Главы г.Димитровграда              Большакова А.Н. от *** «Об образовании земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о присвоении адреса земельному участку  по ***» из земель МО г.Димитровград был сформирован и передан в общую долевую собственность ей и другим собственникам помещений многоквартирного дома *** земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 5599 кв.м. Данный земельный участок был сформирован на основании межевания, проведенного по заданию администрации г.Димитровграда.

Постановлением от 17.01.2022 *** в состав земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***, в том числе были включены: парковочный карман, расположенный между автомобильной дорогой общего пользования и придомовой территорией многоквартирного дома, находящегося по адресу: ***; автомобильная дорога общего пользования, расположенная между домами ***, по которой осуществляется проезд к домам ***, зданию, занимаемому креативным бизнес-пространством «Горизонт» *** зданию, занимаемому органами ЗАГСа ***, к дороге общего пользования, располагающейся за многоквартирными домами по ***  пешеходный тротуар, расположенный между домами *** и автомобильной дорогой общего пользования, указанной выше, по которому осуществляется пешеходный доступ к дому *** по ***, зданию, занимаемому креативным бизнес-пространством «Горизонт» *** зданию, занимаемому органами ЗАГСа *** к дороге общего пользования, располагающейся за многоквартирными домами по                 ***.

Включение вышеуказанных объектов в границы земельного участка, представляющего собой придомовую территорию многоквартирного дома, противоречит закону и нарушает ее права, поскольку необоснованно возлагает  на нее и других жильцов МКД обязанность по содержанию и ремонту имущества общего пользования,  которое должно находиться на балансе у административного ответчика и чье содержание и ремонт он должен осуществлять.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просила признать незаконным и отменить Постановление Главы г.Димитровграда от ***  «Об образовании земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о присвоении адреса земельному участку по пр. Димитрова»;

обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда»  принять меры по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, определению границ земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: по адресу: ***, с учетом исключения неправомерно отнесенной к такому участку  территории, занятой пешеходными тротуарами, газонами, велодорожкой, автомобильной дорогой общего пользования, а также парковочным карманом и иными элементами благоустройства, находящимися справа от корпусов многоквартирного дома ***) между внешней границей декоративного ограждения и южной границей земельного участка с кадастровым номером ***, передаче вновь  образованного земельного участка в общую долевую собственность административного истца и других собственников помещений многоквартирного  дома, расположенного по адресу: ***, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

признать недействительным межевой план, в соответствии с которым на основании Постановления Главы г.Димитровграда от *** «Об образовании земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о присвоении адреса земельному участку по ***», из земель МО г.Димитровград сформирован и передан в общую долевую собственность административному истцу и другим собственникам помещений многоквартирного дома *** земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 5599 кв.м, в части включения таким планом в состав земельного участка, образованного под многоквартирным домом,  территории, занятой пешеходными тротуарами, газонами, велодорожкой, автомобильной дорогой общего пользования, а также парковочным карманом и иными элементами благоустройства, находящимися справа от корпусов многоквартирного дома *** (между домами *** по                     ***) между внешней  границей декоративного ограждения и южной границей земельного участка с кадастровым номером ***.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МО «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда, ООО «ГеоМетриксПро», кадастровый инженер Кизина С.В., в качестве заинтересованных лиц – МКУ «Городские дороги», ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «ГеоМетриксПро»  просит решение суда в части удовлетворения требований к               ООО «ГеоМетриксПро» отменить, вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ООО «ГеоМетриксПро» не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем судебные расходы не могут быть взысканы с него. Административные требования о признании постановлений недействительными были обращены к государственному органу, а не к                          ООО «ГеоМетриксПро». Надлежащим административным ответчиком по требованиям о признании результатов межевания недействительными выступает правообладатель земельного участка, а не исполнитель по договору на выполнение кадастровых работ, вследствие чего требования к ООО «ГеоМетриксПро» удовлетворены без установленных на то законом оснований. Заявителем не было допущено нарушений правил проведения кадастровых работ, работы были выполнены на основании утвержденных уполномоченным органом схем расположения земельного участка и условий договора на выполнение соответствующих работ, в связи с чем обществом права и законные интересы административного истца не были нарушены. Основанием частичного удовлетворения иска послужило первоначальное утверждение границ формируемого земельного участка спорным постановлением без учета приведенных административным истцом обстоятельств.

Надлежащим административным ответчиком является административный орган, как лицо, принявшее оспариваемый акт и являющееся правообладателем спорной земли. ООО «ГеоМетриксПро» выступало лишь исполнителем по муниципальному контракту, в связи с чем судебные издержки подлежали взысканию с административного органа.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 4.1 указанного Федерального закона).

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относятся к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010                №12-П).

Согласно п.2 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в ст.39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории (п.2.1 ст.11.10 ЗК РФ).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Администрации г.Димитровграда от 23.12.1997 №1618 из земель Государственного научного центра научно-исследовательского института атомных реакторов изъяты земельные участки жилых домов ***, выстроенных в  1982 г. по титулу НИИАР, общей площадью 24 145 кв.м, и переданы в бессрочное (постоянное) пользование пропорционально долям собственности:

- по проспекту ***, общей площадью 11 529 кв.м, в том числе               69/71 долей муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства,             2/71 - ***

- по проспекту ***, общей площадью 12 616 кв.м, в том числе 9512/10000 долей (12 000 кв.м) муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства, 253/10000 доли - ***», 235/10000 - ***.

Согласно плану земельного участка по проспекту ***, общей площадью 12 616 кв.м, в границах участка расположены:

- многоквартирный жилой дом ***;

- нежилое здание (ЗАГС).

Постановлением Администрации г.Димитровграда от 25.08.2011 №3260  собственникам многоквартирного дома по *** разрешено использовать земельный участок, площадью 12 616 кв.м, с кадастровым номером *** для существующего многоквартирного дома.

В 2011 году подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. С учетом местоположения границ смежных земельных участков, ранее учтенных в ГКН (в настоящее время ЕГРН), площадь земельного участка с кадастровым номером *** составляет 5696 кв.м.

Согласно проекту границ земельного участка многоквартирного жилого дома по ***, и чертежу земельного участка в межевом плане:

1)              границы земельного участка по *** площадью 5696 кв.м уточнены в соответствии с местоположением границ земельного участка по                    ***, ранее установленных в ЕГРН;

2)              в пределы границ земельного участка по *** включены парковочный карман и проезд от *** в сторону нежилых зданий (здание ЗАГСА, и др.); в условных обозначениях указано, что на данную территорию возможно установление публичного сервитута;

3)              под зданием ЗАГСа сформирован самостоятельный земельный участок.

На земельном участке с кадастровым номером *** расположен многоквартирный дом с кадастровым номером ***, общей площадью 1243,4 кв.м, общая этажность: 10, по адресу: ***

Местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером ***, не уточнены в ЕГРН на основании межевого плана от 2011 года.

Согласно выписке от *** в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером *** (дата присвоения кадастрового номера 21.02.2002, разрешенное использование: для отделения Сбербанка), площадью 7504 кв.м, расположенного по адресу: ***

Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Постановлением Администрации г. Димитровграда от 28.09.1999 №1011 Димитровградскому отделению *** Сбербанка РФ в аренду до 01.01.2009 предоставлено 41/1000 доли земельного участка, площадью 7504 кв.м, по                      ***

12.07.2021 между Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда и ООО «ГеоМетриксПро» заключен муниципальный контракт *** на проведение работ по межеванию земельного участка по адресу: *** (т.1 л.д.171-181).

Кадастровые работы проведены кадастровым инженером Кизиной С.В. По результатам проведения кадастровых работ в Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда переданы межевой план, чертеж земельных участков и их частей (т.1 л.д.182-185). 

Постановлением Администрации г. Димитровграда №071 от 17.01.2022 (т.1 л.д.159-160) образован земельный участок, площадью 5599 кв.м, по ***, расположенный в кадастровом квартале ***, в территориальной зоне Ж3 (зона многоэтажной жилой застройки) с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка);

утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 5599 кв.м, по ***, расположенного в кадастровом квартале ***, в территориальной зоне Ж3 (зона многоэтажной жилой застройки) с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка);

присвоен адрес земельному участку, площадью 5599 кв.м, расположенному в кадастровом квартале ***: ***

03.02.2022 подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Федерация, Ульяновская область, городской округ г.Димитровград, г. Димитровград, ***.

В заключении кадастрового инженера указано: согласно муниципальному контракту *** от 12.07.2021 были проведены кадастровые работы. Земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ. Право на земельный участок возникает в соответствии с ст. 29.5 Земельного Кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 27.07.2011№ 53/682, размещенными на официальном сайте администрации, предельные размеры земельных участков не установлены. Вид разрешенного использования земельного участка выбран в соответствии с постановлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Граница земельного участка определена по имеющимся в ЕГРН сведениям о координатах характерных точек смежных земельных участков (т.2 л.д.42).

09.02.2022 государственный кадастровый учет приостановлен. В уведомлении о приостановлении кадастрового учета указано: согласно межевому плану от 03.02.2022 земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, однако согласно схемы, утвержденной постановлением Администрации г.Димитровграда Ульяновской области от 17.01.2022 ***, земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером ***. Кроме того, в межевом плане приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в PDF формате, на которой отсутствует кадастровый номер земельного участка ***

Постановлением Администрации г.Димитровграда от ***  в Постановление Администрации г.Димитровграда от *** внесены изменения: на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной от 17.01.2022, кадастровый номер *** заменен на номер кадастрового квартала *** (л.д.186 т.1).

10.06.2022 земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: *** был поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (л.д.19-28 т.1). Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

На земельном участке с кадастровым номером *** расположено сооружение с кадастровым номером *** (газопровод п. Западный (влево от четной стороны домов по ул***), сведения о расположении многоквартирных домов на земельном участке с кадастровым номером *** отсутствуют.

В рамках административного дела судом была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу - Ульяновск».

По заключению АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу - Ульяновск»              *** с учетом письменных пояснений эксперта (т.3 л.д.87-88, 124-178) схема расположения земельного участка по ***, утвержденная постановлением Администрации г.Димитровграда от 17.10.2022 ***, постановлением администрации г.Димитровграда Ульяновской области от 18.03.2022 *** о внесении изменений, не соответствует п. 1 ст. 11.2, п. 2.1 ст. 11.10 ЗК РФ.

При формировании земельного участка, установлении его границ и размера, учтены градостроительные нормативы и правила, а также местоположение границ смежных земельных участков, ранее установленные в ЕГРН.

Площади земельного участка, огороженного подпорными стенками с момента строительства многоквартирного жилого дома по *** в 1982 г., достаточно для образования/формирования земельного участка в соответствии с градостроительными нормами и правилами.

Включение в границы земельного участка под многоквартирным жилым домом территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (проезд, тротуары, велодорожка, парковочный карман и иные территории общего пользования) обусловлено местоположением границ смежных земельных участков, ранее установленных в ЕГРН (отражено в межевом плане от 03.02.2022).

По правилам землепользования и застройки города Димитровграда в территориальной зоне Ж3 минимальная площадь земельного участка рассчитывается в соответствии с проектом планировки.

При уточнении границ и площади земельного участка с кадастровым номером *** с учетом территории, огороженной подпорными стенками с момента строительства многоквартирного жилого дома и местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами *** (для здания дворца бракосочетания, муниципальная собственность), *** (для здания дворца бракосочетания), *** (для здания дворца бракосочетания, муниципальная собственность), установленных в ЕГРН, отражены координаты характерных точек, площадью 4213 кв.м.

При проведении межевых работ в отношении земельного участка по ***, кадастровым инженером допущены ошибки, кадастровым инженером не учтены сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером *** (разрешенное использование: для существующего многоквартирного дома), принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

С учетом актуальных сведений ЕГРН о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером *** необходимо проведение кадастровых работ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

При проведении кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, необходимо учитывать сложившееся пользование территорией, огороженной подпорными стенками с момента строительства многоквартирного жилого дома по *** и план земельного участка к постановлению Администрации г.Димитровграда от 23.12.1997 №1618.

Эксперт указал, что при сопоставлении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *** (координаты характерных точек определены в условной системе координат) с границами земельного участка с кадастровым номером *** (координаты характерных точек определены в системе координат МСК-73), графическим способом (с помощью программы AutoCad) установлено наложение границ исследуемых земельных участков (площадь наложения составляет 4288 кв.м).

Часть земельного участка с кадастровым номером *** (разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка), образована из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером *** (разрешенное использование: для существующего многоквартирного дома), принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

На момент подготовки и утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 5599 кв.м, по ***, расположенного в кадастровом квартале ***, в территориальной зоне Ж3 (зона многоэтажной жилой застройки) с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) в 2022 г. сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, содержались в ЕГРН.

Таким образом, при установлении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ***, под многоквартирным жилым домом по ***, необходимо проведение кадастровых работ в соответствии с требованиями земельного законодательства:

- в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***

- в связи с образованием земельного участка в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***

Экспертом отмечено, что площади (размера) земельного участка, огороженного подпорными стенками с момента строительства многоквартирного жилого дома в 1982 г., достаточно для образования/формирования земельного участка в соответствии с градостроительными нормами и правилами.

При установлении границ и размера земельного участка под многоквартирным жилым домом ***, необходимо учитывать местоположение земельного участка, огороженного подпорными стенками с момента строительства в 1982 г., и план земельного участка к постановлению Администрации г.Димитровграда №1618 от 23.12.1997.

По сложившемуся пользованию территорией, огороженной подпорными стенками с момента строительства многоквартирного жилого дома и планом земельного участка к постановлению Администрации г.Димитровграда №1618 от 23.12.1997 г., в пределы границ земельного участка не входят: автомобильная дорога общего пользования, парковочный карман, пешеходные тротуары, газон, велодорожка, иные элементы благоустройства, находящиеся справа от многоквартирного дома *** (между домами *** по                     ***).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, в том числе вышеприведенному экспертному заключению, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении административного иска, признав результаты межевания недействительными и отменил оспариваемое постановление органа местного самоуправления. Поскольку недействительность результатов межевания земельного участка явилась основанием для удовлетворения исковых требований, с ООО «ГеоМетриксПро» в пользу экспертного учреждения были взысканы расходы на производство судебной экспертизы.

С выводами городского суда судебная коллегия соглашается.

Судом правомерно в основу обжалуемого решения были положены выводы судебного эксперта, установившего некорректное составление межевого плана, повлиявшего на установление границ земельного участка под МКД.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятое по делу решение является законным и обоснованным, настоящее дело правильно рассмотрено судом в порядке административного судопроизводства, судебные расходы по делу распределены правильно. В остальной части решение заявителем не обжалуется.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», следует, что суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 КАС РФ разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями. По итогам рассмотрения дел данной категории судами могут приниматься решения, влекущие имущественные последствия для граждан и организаций, если в соответствии с законодательством это необходимо для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, организации, например, требуется возвратить излишне уплаченные (взысканные) налоговые, таможенные платежи, страховые взносы, исполнительский сбор; выплатить компенсацию за незаконные решения, действия (бездействие) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (п.п.1, 2).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (п.15).

Анализ действующего законодательства об административном судопроизводстве и разъяснений по вопросам его применения свидетельствует о том, что в порядке административного судопроизводства осуществляется судебная проверка законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Поскольку Ахмитшина Л.Р. обратилась с административным иском об отмене постановления должностного лица органа местного самоуправления, то юридически значимым обстоятельством по делу является установление судом незаконности оспариваемого распорядительного акта, который с учетом вышеприведенных положений закона разрешается в административном порядке. Требования о признании незаконными результатов межевания, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления от 17.01.2022, являются производными от первоначальных требований, были заявлены административным истцом в ходе рассмотрения дела (т.1 л.д.213-215). После чего ООО «ГеоМетриксПро» было обоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика по инициативе суда (т.1 л.д.216).

Более того, межевание спорного земельного участка и земель общего пользования проводилось ООО «ГеоМетриксПро» на основании муниципального контракта, заключенного с Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда (т.1 л.д.171-181), что указывает на публичный характер рассматриваемых правоотношений.

По условиям контракта ООО «ГеоМетриксПро» обязуется оказать услуги по межеванию земельных участков, расположенных на территории г.Димитровграда Ульяновской области, исполнитель гарантирует качество оказанных услуг (п.1.1. п.4.1, п.4.2 муниципального контракта).

Следовательно, суд  первой инстанции правомерно рассмотрел спор по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределил судебные расходы в соответствии с требованиями главы 10 КАС РФ.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 марта 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 30 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГеоМетриксПро» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.07.2025