Судебный акт
Оспаривние НПА
Документ от 26.06.2025, опубликован на сайте 22.07.2025 под номером 120085, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-59/2025

73OS0000-01-2025-000028-08

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

26 июня 2025 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокуроров Пушистова В.В. и Патшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному  иску Лазаревой Наталии Александровны о признании недействующими Постановления Правительства Ульяновской области от            3 апреля 2020 года № 154-П «Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области», Постановления Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2020 года № 687-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года         № 154-П», Постановления Правительства Ульяновской области от 9 августа 2024 года № 463-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», Постановления Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года № 176-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года         № 154-П», Постановления Правительства Ульяновской области от 12  мая 2025 года № 229-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П»,

 

У с т а н о в и л :

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П утверждены Правила организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 7 апреля 2020 года, номер публикации 730020200407002 (л.д. 57 т.2).

На момент рассмотрения настоящего дела данное Постановление действует в редакции изменений, внесенных в него Постановлениями Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2020 года № 687-П, от              6 сентября 2022 года №  505-П, от 23 ноября 2023 года №  604-П,  от 9 августа 2024 года №  463-П, от 15 апреля 2025 №  176-П, от 12 мая 2025 года №  229-П.

Лазарева Н.А., являющаяся владелицей собаки, зоозащитницей, жительницей г.Ульяновска,  обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском, который неоднократно уточняла в ходе рассмотрения дела, и окончательно просила суд:

1. признать недействующим Постановление Правительства Ульяновской области № 154-П (далее также Правила № 154-П, Постановление Правительства Ульяновской области № 154-П) в связи с нарушением процедуры его принятия (не проведена оценка регулирующего воздействия, нарушена процедура проведения общественных обсуждений), а также

2. в части отсутствия в нем положения о своевременном оказании животным ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством РФ;

3. в части отсутствия в нем положения о содержании в приютах животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до наступления их естественной смерти; либо просила признать недействующим Постановление Правительства Ульяновской области № 154-П в части отсутствия в нем положения о содержании  в приютах животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до наступления их естественной смерти, в период с 3 апреля 2020 года по 16 апреля 2025 года;

4. в части отсутствия в нем положения об осуществлении иных профилактических ветеринарных мероприятий;

5. признать недействующим п. 2.2 Постановления Правительства Ульяновской области в части отсутствия в нем определенности пределов прав, обязанностей и ответственности приютов, не являющихся муниципальными или государственными, при вакцинации от бешенства и иных опасных для человека и животных заболеваний животных без владельцев, поступивших в такие приюты в результате исполнения ими отдельных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, переданных законом Ульяновской области № 158-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» и в силу отсутствия в нем определенности в части порядка взаимодействия Государственной ветеринарной службы Ульяновской области и приютов, не являющихся муниципальными или государственными, при вакцинации от бешенства и иных опасных для жизни человека и животных заболеваний животных без владельцев, поступивших в такие приюты в результате исполнения ими переданных отдельных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев законом Ульяновской области № 158-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»;

6. признать недействующим первый абзац п. 2.5 в части ограничения срока пребывания животных в приюте 15 днями.

Также просила признать недействующими:

7.  пункт 2 части 1 постановления Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2020 года № 687-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П» в связи с нарушением процедуры его принятия (не проведена оценка регулирующего воздействия, не проведены публичные слушания) и как неопределенного и нарушающего требования федерального законодательства в связи с отсутствием в Приложении № 1 «Карточка учета животного» раздела «учет проведенной вакцинации от иных заболеваний, опасных для человека и животных» и раздела учета проведенных «иных профилактических ветеринарных мероприятий»;

8. признать недействующим постановление Правительства Ульяновской области от 9 августа 2024 № 463-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П» в связи с нарушением процедуры его принятия (не проведена оценка регулирующего воздействия) и как неопределенного и нарушающего требования федерального законодательства в связи с отсутствием в Приложении № 1 «Карточка учета животного» раздела учета проведенной вакцинации от иных заболеваний, опасных для человека и животных «иные вакцинации» (л.д. 102-103 т.4);

9. признать недействующим п. 1 ч. 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 176-П как неопределенного и противоречащего федеральному законодательству,  а  также принятого с нарушением процедуры его принятия (не проведена оценка регулирующего воздействия);

10. признать недействующим п. 2.5 Постановления Правительства Ульяновской области № 154-П (в редакции Постановления Правительства Ульяновской области № 176-П от 14 апреля 2025 года) как неопределенного и содержащего взаимоисключающие формулировки, и противоречащего федеральному законодательству (л.д. 128 т.4);

11.  признать недействующим абзац 3 пункта 2 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области от 12 мая 2025 года № 229-П «О внесении изменений в постановление Правительства  Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П» в части слова «Рекомендации», как вносящее в Постановление Правительства Ульяновской области № 154-П неопределенность и как противоречащее федеральному законодательству,

12. признать недействующим абзац 23 Приложение № 1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П в редакции Постановления Правительства Ульяновской области № 229-П от 12 мая 2025 года в части слова «рекомендации»,

13. признать избыточным и нарушающим требования к юридической технике составления  нормативного правового акта абзац 3 пункта 2 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области от 12 мая 2025 года № 229-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П» и абзац 23 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П в редакции Постановления Правительства Ульяновской области № 229-П от 12 мая 2025 года «Рекомендации ветеринарного врача о проведении вакцинации животного против иных заболеваний, опасных для человека и животных в процессе реализации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение распространения указанных заболеваний» (л.д.187-189 т.4).  

1. В обоснование требований указала на нарушение процедуры принятия постановления Правительства Ульяновской области № 154-П от  3 апреля 2020 года:  не проведена оценка регулирующего воздействия; нарушена процедура проведения общественных обсуждений – не составлена сводка поступивших в ходе общественных обсуждений замечаний, в частности, не учтено поступившее от нее замечание; в ходе проведения общественных обсуждений его участникам не была предоставлена возможность ознакомления с поступившими в ходе общественных обсуждений замечаниями.

2. В Правилах № 154-П в противоречие с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 498-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2019 года № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» (далее также Методические указания № 1504) отсутствует положение об оказании животным в приюте своевременной ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством. В результате этого ветеринарная помощь животным в приюте не оказывается, что приводит к гибели животных.

3. В первоначальной редакции Правил № 154-П в противоречие с Федеральным законом № 498-ФЗ и Методическими указаниями № 1504 отсутствовало положение о содержании  в приютах животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до наступления их естественной смерти. В результате этого на протяжении 5 лет из приютов выпускались на прежние места обитания больные животные и животные, проявляющие немотивированную агрессию. Это привело к гибели животных,  к случаям покусов животными жителей города, последующим отловом указанных животных и их умерщвлению.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года № 176-П в Правила № 154-П были внесены изменения:  пункт 2.5 был дополнен словами: «и (или) содержатся в приютах до наступления их естественной смерти». Подобная формулировка сделала содержание пункта 2.5 неопределенным и противоречащим федеральному законодательству.

4. В Правилах № 154-П в противоречие с федеральным законодательством отсутствует положение об осуществлении в отношении поступивших в приют животных иных профилактических ветеринарных мероприятий, к которым относится обработка животных от паразитов (дегельминтизация и обработка от эктопаразитов). Первоначальная редакция Правил № 154-П предусматривала проведение дегельминтизации содержащихся в приюте животных, однако постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года     № 176-П проведение дегельминтизации было исключено из Правил № 154-П.

5. Содержание животных без владельцев в приютах относится к государственным полномочиям Ульяновской области. Законом Ульяновской области № 158-ЗО полномочия Ульяновской области по содержанию животных в приютах, за исключением полномочий по вакцинации таких животных от бешенства и иных опасных для человека и животных заболеваний, переданы Ульяновской областью органам местного самоуправления вместе с предоставлением субсидий из областного бюджета на указанные цели.  Вместе с тем законодательно не урегулирован вопрос о порядке вакцинации приютами животных (за чей счет производится вакцинация). Отсутствует указание на проведение вакцина силами учреждений государственной ветеринарной  службы Ульяновской области. Неурегулированность данного вопроса приводит к невозможности заключения муниципальных контрактов на отлов, содержание, стерилизацию, вакцинацию животных без владельцев (решениями  УФАС по Ульяновской области отменяются результаты проведения закупки). Также это приводит к тому, что из приютов выпускают невакцинированных животных, что в свою очередь привело к объявлению в 2025 году в одном из районов г.Ульяновска карантина по бешенству. 

6. Ограничение срока пребывания животных в приюте 15 днями противоречит положениям Федерального законодательства. Данный срок не позволяет провести с животными все мероприятия, предусмотренные федеральным законодательством: карантинирование, вакцинацию от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизацию, оказание животным необходимой ветеринарной помощи. Не позволяет соблюсти сроки карантинирования, предусмотренные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 25 ноября 2020 года № 705.

7. Постановление Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2020 года № 687-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П» принято с нарушением процедуры его принятия – не проведена оценка регулирующего воздействия, не проведены общественные обсуждения. Введенная данным постановлением форма карточки учета животного (Приложение № 1 к Правилам № 154-П) противоречит Федеральному закона № 498-ФЗ, Методическим указаниям          № 1504, форме ветеринарного паспорта (Приложение к Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), поскольку не содержит в себе раздела о проведении вакцинации животного от иных заболеваний, опасных для человека и животных, и раздела о проведении животному иных профилактических мероприятий.

8.   Постановление Правительства Ульяновской области от 9 августа 2024 года № 463-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области» принято с нарушением процедуры его принятия – оценка регулирующего воздействия проведена с нарушением законодательства. Данным постановлением в Правила № 154-П были внесены изменения: пункт 2.2 раздела 2 после слова   «вакцинации» дополнен словами «против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных». Вместе с тем в карточку учета животного раздел «вакцинация от иных заболеваний, опасных для человека и животных» введен не был.

По пунктам 9 и 10 административных исковых требований:  Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года    № 176-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П» из Правил № 154-П было исключено проведение дегельминтизации животных в приюте, что противоречит положениям федерального законодательства, поскольку дегельминтизация относится к иным профилактическим мероприятиям, проведение которых предусмотрено Методическими указаниями № 1504.

Этим же постановлением пункт 2.5 Правил № 154-П был дополнен словами: «и (или) содержатся в приютах до наступления их естественной смерти». Подобная формулировка сделала содержание пункта 2.5 неопределенным и противоречащим федеральному законодательству (пункт 1 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 176-П).

В связи с этим Лазарева Н.А. просила признать недействующим как пункт 1 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 176-П, так и п. 2.5 Правил № 154-П в редакции вышеуказанного постановления Правительства Ульяновской области.

По пунктам 11-13 административных исковых требований: Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 мая 2025 года         № 229-П в форму карточки учета животного (Приложение № 1 к Правилам № 154-П) был введен раздел «Рекомендации  ветеринарного  врача  о  проведении вакцинации животного против  иных  заболеваний,  опасных  для  человека  и  животных  в процессе реализации  профилактических  мероприятий,  направленных  на предотвращение распространения указанных заболеваний. Дата  вакцинации  против  иных  заболеваний,  опасных  для  человека  и животных. Вакцина (серия №). Подпись ветеринарного врача».  По мнению Лазаревой Н.А., данная формулировка в противоречие с федеральным законодательством делает необязательной проведение вакцинации животных от иных заболеваний, опасных для человека и животного, и свидетельствует об избыточном правовом регулировании и нарушении требований к юридической технике составления  нормативного правового акта.

В связи с этим Лазарева Н.А. просила признать недействующим как само Постановление Правительства Ульяновской области от 12 мая 2025 года № 229-П (абзац 3 пункта 2 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 229-П), так и абзац 23 Приложения № 1 к Правилам № 154-П в редакции вышеуказанного постановления Правительства Ульяновской области.

В судебном заседании Лазарева Н.А. и её представитель Муминов Т.М. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители Правительства Ульяновской области и Агентства ветеринарии Ульяновской области просили отказать в удовлетворении требований административного истца. Указали на то, что проведение оценки регулирующего воздействия при принятии Правил № 154-П не требовалось, поскольку указанные Правила не устанавливают каких-либо обязательных требований для субъектов предпринимательской деятельности. До 1 января 2024 года в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31 января 2014 года      № 14-ст, вообще не содержалось отдельного кода для деятельности по организации деятельности приютов для животных без владельцев. 

Содержание Правил с учетом вынесенных в них изменений полностью соответствует положениям федерального законодательства. Правовая неопределенность отсутствует. Правила устанавливают порядок организации деятельности всех приютов на территории Ульяновской области, вне зависимости от переданных Ульяновской областью полномочий муниципальным образованиям.

Предусмотренный Правилами 15-дневный срок содержания животных в приюте является минимальным и может быть продлен по усмотрению владельца приюта.

Федеральным законодательством форма карточки учета животного в приюте не установлена. Положения  Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (форма ветеринарного паспорта животного) в данном случае не применимы.

Судом у участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Ульяновска, представитель которой в судебное заседание не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела просил отказать в удовлетворении требований административного истца ввиду их необоснованности.

Заслушав пояснения участников процесса, свидетеля – ***, заключение представителя прокуратуры Ульяновской области и  представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры об отказе в удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П утверждены Правила организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области. Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 7 апреля 2020 года, номер публикации 730020200407002 (л.д. 57 т.2).

На момент рассмотрения настоящего дела данное постановление действует в редакции изменений, внесенных в него Постановлениями Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2020 года № 687-П, от              6 сентября 2022 года №  505-П, от 23 ноября 2023 года №  604-П,  от 9 августа 2024 года №  463-П, от 15 апреля 2025 №  176-П, от 12 мая 2025 года №  229-П.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Лазарева Н.А. является владелицей собаки, жительницей г.Ульяновска, зоозащитницей. Она имеет право на безопасную окружающую среду, безопасность своей жизни и здоровья, а также на безопасность жизни и здоровья своего животного. В связи с  этим Правила организации деятельности приютов для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, регламентирующие, в том числе, вопросы вакцинации указанных животных от бешенства и иных опасных для человека и животных заболеваний, правила содержания указанных животных в приютах и возможности возврата указанных животных в прежнюю среду их обитания, напрямую затрагивают её права. 

Кроме того, правовое регулирование деятельности приютов для животных направлено на достижение целей защиты животных, укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан, соответственно, данными Правилами № 154-П затрагиваются права и законные интересы административного истца Лазаревой Н.А., как гражданина и жителя  Ульяновской области, как владельца собаки и зоозащитника.

Частью 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статье 215 КАС РФ нормативный  правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктами «б», «ж», «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции  Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с подпунктами 5, 92, 143 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий; организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018  года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 498-ФЗ». 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Ульяновской области (утв. постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 года                 № 31/311) (п. 3 ч. 2 ст. 7 Устава), а также ст. 1 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2016 года № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом Ульяновской области;

Согласно ст. 28 Устава Ульяновской области и ст. 17 Закона Ульяновской области № 164-ЗО  Правительство Ульяновской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ульяновской области, указов и распоряжений Губернатора Ульяновской области издает постановления и распоряжения.

Акты Правительства Ульяновской области и возглавляемых им исполнительных органов Ульяновской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Ульяновской области, указам и распоряжениям Губернатора Ульяновской области. Акты возглавляемых Правительством Ульяновской области исполнительных органов Ульяновской области, кроме того, не должны противоречить постановлениям и распоряжениям Правительства Ульяновской области.

Акты Правительства Ульяновской области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Ульяновской области.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства,  Постановление Правительства Ульяновской области № 154-П, а также последующие  Постановления Правительства Ульяновской области о внесении изменений в него, приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением формы его принятия.

1. В отношении доводов административного истца о нарушении процедуры принятия Постановления Правительства Ульяновской области         № 154-П, выразившемся в непроведении оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

На момент принятия постановления Правительства Ульяновской области       № 154-П действовал Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Статья 26.3.-3 указанного Федерального закона, в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления Правительства Ульяновской области № 154-П, предусматривала, что проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1.1 указанной статьи оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались в Положении о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 декабря 2013 года № 607-П в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительства Ульяновской области № 154-П.

Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрено, что приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Учитывая, что владельцами приютов могут быть индивидуальные предприниматели, установленные Правилами 154-П требования к организации деятельности приютов для животных, являются обязательными для исполнения, в том числе, субъектами предпринимательской деятельности.  Таким образом, Правилами № 154-П впервые были установлены обязанности для субъектов предпринимательской деятельности в области организации деятельности приютов для животных.

В связи с этим суд соглашается с позицией административного истца о том, что проект Постановления Правительства Ульяновской области № 154-П подлежал оценке регулирующего воздействия.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» только существенное нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта может повлечь исключение такого акта из системы действующих правовых актов субъекта Российской Федерации.

К таким нарушениям можно отнести, например,  принятие нормативного правового акта представительным органом субъекта в отсутствие кворума, необнародование его высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, неопубликование, отсутствие предусмотренного законодательством согласования нормативного правового акта с уполномоченным органом (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 ***).

В данном случае непроведение оценки регулирующего воздействия не может являться безусловным основанием для признания Постановления Правительства Ульяновской области № 154-П недействующим без учета оценки его существенных положений.

Как было указано выше, оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В данном случае положения Постановления Правительства Ульяновской области № 154-П, в том числе и оспариваемые административным истцом, не  вводят избыточных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской  деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации. Наоборот, обращаясь в суд с настоящим административным иском, Лазарева Н.А. указывает на отсутствие в оспариваемом Постановлении Правительства Ульяновской области № 154-П положений, содержащихся в федеральном законодательстве.

По доводам административного истца о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений проекта постановления Правительства Ульяновской области № 154-П суд приходит к следующему.

Частью 3 ст. 17 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2016 года         № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» предусмотрено, что порядок подготовки и издания актов Правительства Ульяновской области устанавливается Губернатором Ульяновской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области.

Постановлением Губернатора Ульяновской области от 2 декабря 2016 года № 113 утверждены Правила подготовки и издания правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области.

Согласно  п.3.22 указанных Правил разработчик проекта правового акта обеспечивает общественное обсуждение проекта правового акта, имеющего нормативный характер, в соответствии с Положением об общественном обсуждении проектов правовых актов Ульяновской области, утвержденным Постановлением Губернатора Ульяновской области от 13 мая 2013 года № 82 «Об общественном обсуждении проектов правовых актов Ульяновской области».

Согласно п. 2 Положения об общественном обсуждении проектов правовых актов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Губернатора Ульяновской области от 13 мая 2013 года № 82, общественное обсуждение проектов правовых актов Ульяновской области проводится в целях: выявления и учета мнения общественности; подготовки предложений и рекомендаций; информирования населения Ульяновской области.

Общественное обсуждение проектов правовых актов Ульяновской области проводится в форме:

размещения их на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на официальном сайте разработчика проекта правового акта Ульяновской области (при наличии сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обсуждения в общественных советах при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области (п.3).

При общественном обсуждении проекта правового акта Ульяновской области на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области или официальном сайте разработчика проекта правового акта Ульяновской области (при наличии сайта) размещаются:

1) текст проекта правового акта Ульяновской области;

2) информация о сроках и порядке направления замечаний и предложений по проекту правового акта Ульяновской области;

3) информация о продолжительности проведения общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области;

4) информация разработчика проекта правового акта Ульяновской области о целях, сути и предполагаемых последствиях принятия проекта правового акта Ульяновской области.

Продолжительность размещения проекта правового акта Ульяновской области на соответствующем сайте не может составлять менее 7 календарных дней.

Разработчик проекта правового акта Ульяновской области должен обеспечить гражданам, принимающим участие в общественном обсуждении проекта правового акта Ульяновской области, возможность ознакомления с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по проекту правового акта Ульяновской области посредством размещения на соответствующем сайте поддерживаемой в актуальном состоянии сводки замечаний и предложений с указанием позиции разработчика проекта правового акта Ульяновской области.

В течение 7 календарных дней со дня завершения общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области разработчик проекта правового акта Ульяновской области анализирует и систематизирует полученные замечания и предложения, учитывает их при доработке проекта правового акта Ульяновской области и готовит доклад о результатах общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения каждого поступившего замечания или предложения.

Доклад о результатах общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области содержит следующую информацию:

1) наименование проекта правового акта Ульяновской области;

2) цель разработки проекта правового акта Ульяновской области;

3) сведения о непосредственном разработчике проекта правового акта Ульяновской области;

4) срок и форма проведения общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области;

5) замечания и предложения, высказанные в рамках общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области, с мотивированным обоснованием необходимости их принятия либо отклонения.

Доклад о результатах общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области входит в состав обязательных документов, представляемых в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области для проведения анализа документов на предмет их готовности к направлению на рассмотрение Губернатором Ульяновской области или Правительством Ульяновской области.

Результаты общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области носят рекомендательный характер.

Принятый правовой акт Ульяновской области, прошедший процедуру общественного обсуждения, и доклад о результатах общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области подлежат размещению на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области или официальном сайте разработчика проекта правового акта Ульяновской области (при наличии сайта) в течение 10 календарных дней со дня принятия правового акта Ульяновской области. Доклад о результатах общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области направляется гражданам, принимавшим участие в общественном обсуждении проекта правового акта Ульяновской области, по их запросу в течение 7 календарных дней (п. 7-13).

В данном случае общественное обсуждение проекта Постановления Правительства Ульяновской области № 154-П было проведено путем его размещения на официальном сайте Правительства Ульяновской области (www.ulgov.ru) (л.д. 93 т.3). Срок проведения общественных обсуждений - с 25 февраля 2020 года по 5 марта 2020 года включительно. Также проект Постановления Правительства был обсужден  Советом и профильной комиссией Общественной палаты Ульяновской области (л.д. 232 т.1).

По результатам публичных обсуждений подготовлен доклад (л.д. 234 т. 1).

То обстоятельство, что гражданам, принимавшим участие в общественном обсуждении проекта правового акта Ульяновской области, не была обеспечена возможность ознакомления с поступившими на соответствующий сайт замечаниями и предложениями по проекту правового акта посредством размещения на соответствующем сайте поддерживаемой в актуальном состоянии сводки замечаний и предложений с указанием позиции разработчика проекта правового акта Ульяновской области (данная информация на сайте  отсутствует), не свидетельствует о грубом нарушении процедуры общественных обсуждений.

Не свидетельствует о грубом нарушении процедуры проведения общественного обсуждения проекта нормативного правового акта и то, что поступившее в период общественного обсуждения замечание Лазаревой Н.А. на проект постановления Правительства  Ульяновской области № 154-П (направлено на электронный адрес разработчика проекта нормативного правового акта 5 марта 2020 года в 23 часа 57 минут  - л.д. 46 т.4) не было отражено в сводке замечаний.

Как было указано выше, в соответствии с п. 12 Положения об общественном обсуждении проектов правовых актов Ульяновской области результаты общественного обсуждения проекта правового акта Ульяновской области носят рекомендательный характер и на законность принятого нормативного правового акта не влияют.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 и ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление Правительства Ульяновской области № 154-П было опубликовано на официальном интернет портале правовой информации  www.pravo.gov.ru 7 апреля 2020 года, номер публикации 7300202004070002 (л.д. 57 т.2).

Проверяя постановления Правительства Ульяновской области № 154-П на  соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

По пункту 2 административных исковых требований.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Требования к приютам для животных предусмотрены в ст. 16 указанного Федерального закона. 

Согласно ч. 13 указанной статьи порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2019 года № 1504 утверждены Методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них (далее также Методические указания № 1504).

Подпунктом «д» пункта 3 Методических указаний № 1504  предусмотрено, что Правила должны содержать следующие положения: проведение осмотра животных, их карантинирование и оказание им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи (подпункт 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 498-ФЗ) относится к общим требованиям к содержанию животных их владельцами.

В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ в отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.

Утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области       № 154-П Правила не содержит в себе положения об оказании  животным ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации. Данная фраза в Правилах № 154-П вообще отсутствует.   Суд не соглашается с доводами представителей Правительства Ульяновской области и Агентства ветеринарии Ульяновской области о том, что положение об оказании животным ветеринарной помощи содержится в п. 2.3 Правил, согласно которому при поступлении животного в приют проводится осмотр животного специалистом в области ветеринарии, сведения о результате которого отражаются в карточке учета. Пунктом 4.10 Правил предусмотрено, что ветеринарное обслуживание животных в приюте осуществляется собственной ветеринарной службой либо сторонней ветеринарной организацией, специалистами в области ветеринарии, с которыми заключаются договоры на ветеринарное обслуживание. Карточка учета животного предполагает обязательное заполнение сведений об оказанной животному ветеринарной помощи.

Из буквального содержания указанных пунктов не следует, что они предусматривают оказание животному ветеринарной  помощи в соответствии с ветеринарным законодательством.

Осмотр поступившего в приют животного специалистом в области ветеринарии представляет собой самостоятельное действие, положение о котором в силу пункта «д» должно содержаться в Правилах организации деятельности приютов.

Пункт 4.10 Правил № 154-П содержит указание на то, кем проводится ветеринарное обслуживание содержащихся в приюте животных.

Вместе с тем суд соглашается с доводами Правительства Ульяновской области о том, что ввиду отсутствия утвержденных в РФ норм и стандартов оказания той или иной ветеринарной помощи животным при различных патологических состояниях, невозможно указать в Правилах положения, определяющие порядок оказания приютами ветеринарной помощи животным, и ветеринарная помощь оказывается в соответствии с тяжестью состояния здоровья животного.

В связи с этим суд приходит к выводу о достаточности указания в Правилах № 154-П сведений об оказании животным  ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.

По доводам истца об отсутствии в Правилах № 154-П положения о содержании животных в приюте до наступления их естественной смерти (пункты 3, 9 и 10 административного иска).

Пунктом 4 ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрено, что владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования: содержать поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам.

Аналогичные положения предусмотрены в подпункте «м» п. 3 Методических указаний № 1504.

Постановление Правительства Ульяновской области на момент его принятия не содержало указания на обязанность владельцев приюта содержать поступивших в приюты животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных, что противоречит вышеприведенным положениям Федерального законодательства.

В период рассмотрения настоящего административного дела Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года №176-П  в постановление Правительства Ульяновской области № 154-П были внесены изменения: в разделе 2 абзац первый пункта 2.5 дополнен словами «и (или) содержатся в приютах до наступления их естественной смерти» (подпункт «б» пункта 1 ч. 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 176-П) (л.д. 159 т.4).

Проект постановления прошел общественные обсуждения путем размещения его на сайте Правительства Ульяновской области www.ulgov.ru в период с 14 по 25 февраля 2025 года и с 27 марта по 2 апреля 2025 года; а также обсуждения его в общественной палате Ульяновской области, которая рекомендовала абзац первый пункта 2.5 дополнить словами «либо содержатся в приютах до наступления их естественной смерти» (л.д. 166 т.4).

По результатам общественных обсуждений составлен доклад с отражением в нем поступивших замечаний и мотивированной позиции разработчика проекта об их отклонении (л.д.169-172 т.4).

Постановление Правительства Ульяновской области № 176-П от 15 апреля 2025 года опубликовано на официальном интернет портале правовой информации www.pravo.gov.ru 16 апреля 2025 года, номер публикации 7300202504160001 (л.д. 61 т.4).

Таким образом,  п. 2.5 Постановления Правительства Ульяновкой области № 154-П в новой редакции стал предусматривать следующее:  «Срок содержания животных в приюте составляет 15 дней. По истечении срока содержания животные подлежат возврату на прежние места их обитания либо передаются новым владельцам и (или) содержатся в приютах до наступления их естественной смерти».

В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Суд соглашается с позицией административного истца о том, что подобная формулировка  п. 2.5 Правил № 154-П вызывает неоднозначное их толкование,  делает его содержание неопределенным.

Вышеприведенные положения федерального законодательства предполагают три самостоятельных варианта определения дальнейшей судьбы поступивших в приют животных без владельца:  содержание животных до наступления их естественной смерти; возврат животных на прежние места их обитания; передачу животных новым владельцам.

Формулировка п. 2.5 с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Ульяновской области № 176-П,  предусматривает возможность применения в отношении животных без владельца одновременно двух различных вариантов определения их дальнейшей судьбы: по истечении срока содержания животные подлежат возврату на прежние места их обитания и  содержатся в приютах до наступления их естественной смерти»; по истечении срока содержания животные передаются новым владельцам и  содержатся в приютах до наступления их естественной смерти, что является объективно невозможным, поскольку указанные варианты действий являются взаимоисключающими.

С учетом этого суд полагает необходимым признать недействующим Постановление Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года №176-П, в части внесения указанных изменений в п. 2.5 Постановления Правительства Ульяновской области.

При признании указанных изменений недействующими, пункт 2.5 Правил № 154-П подлежит применению в первоначальной редакции, то есть без указания в нем на возможность содержания животных без владельцев в приюте до наступления естественной смерти таких животных, что противоречит положениям федерального законодательства. В связи с этим требования истца о признании недействующими Правил  № 154-П в части  отсутствия в них положения о содержании животных без владельцев в приюте до естественной смерти  таких животных подлежат удовлетворению.

По п.4 и п. 9 административных исковых требований.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методических указаний         № 1504 Правила должны содержать  положения об осуществление в отношении животных иных профилактических ветеринарных мероприятий.

Иные профилактические ветеринарные мероприятия — это комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения, распространения или ликвидацию болезней животных. К ним относятся:

- зоогигиенические мероприятия. Контроль за содержанием, кормлением, эксплуатацией и воспроизводством животных, качеством кормов.

- Диагностические исследования. Плановые и вынужденные аллергические, серологические, бактериологические, вирусологические, копрологические и другие исследования.

- Профилактические прививки.

- Лечебно-профилактические обработки. Дегельминтизация, противооводовые меры и другие.

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был допрошен ***, который пояснил, что кроме вакцинации к иным профилактическим  ветеринарным  мероприятиям относится обработка животных от паразитов (внутренних и внешних) - дегельминтизация и обработка от эктопаразитов.         

В Правилах № 154-П отсутствует положение о проведении в отношении животных иных профилактических мероприятий. При этом в первоначальной редакции Правил № 154-П п. 2.2 содержал положение о проведении  в отношении поступивших в  приют животных дегельминтизации, однако Постановлением Правительства  Ульяновской области № 176 от 15 апреля 2025 года слово «дегельминтизация» было исключено из раздела 2 пункта 2.2 Правил № 154-П (подпункт «а» пункта 1 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области № 176-П), что противоречит положениям федерального законодательства. В связи с этим требования истца о признании недействующим Правил № 154-П в части отсутствия в них положения о проведении в отношении животных  иных профилактических мероприятий, а также о признании недействующим Постановления Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года № 176-П в части исключения из Правил № 154-П слова «дегельминтизация» подлежат удовлетворению. 

По пункту 5 административных исковых требований.

Пунктом 1 ч.7 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрена обязанность владельцев приютов проводить вакцинацию поступивших в приюты животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.

Данная обязанность владельцев приютов закреплена и Правилах № 154-П.

Пунктом 3.1 части 1 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с частью 1 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ к мероприятиям  при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации, относится:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 269-ФЗ)

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

6) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеприведенными положениям законодательства на территории Ульяновской области прият Закон от 7 октября 2010 года № 158-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев».

Указанный закон регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, к числу которых относятся отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением вакцинации таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, возврат потерявшихся животных их владельцам, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, а также возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания.

В связи с передачей органами государственной власти Ульяновской области отдельных полномочий в области обращения с животными органам местного самоуправления и необходимостью финансирования переданных полномочий законом Ульяновской области № 158-О утверждена также Методикой определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и распределения общего объема указанных субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области.

На территории Ульяновской области отсутствуют государственные и муниципальные приюты для животных без владельцев.

В связи с  этим государственные полномочия в области обращения с животными, а именно – полномочия по содержанию животных без владельцев  в приютах для животных, осуществляются органами местного самоуправления путем заключения муниципальных контрактов с существующими на территории Ульяновской области частными приютами, владельцами которых являются индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации.

Финансирование деятельности указанных приютов, за исключением мероприятий по вакцинации  животных без владельцев от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, производится за счет средств, предоставляемых  в виде субвенций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области.

При этом вопрос о порядке вакцинации приютами поступивших туда  животных без владельцев (учитывая, что денежные средств на указанные цели приютам не выделяются) законодательно в Ульяновской области не урегулирован.

Из сложившейся практики на основании информационных писем, направляемых Агентством ветеринарии Ульяновской области в адрес глав администраций муниципальных районом и городских округов (л.д. 35 т.4) между владельцами приютов, заключившими муниципальные контракты, и подведомственными Агентству ветеринарии Ульяновской области областными государственными бюджетными учреждениями заключаются договоры (соглашения) о безвозмездном оказании ветеринарных услуг  (л.д. 8-49 т.2), по условиям которых ОГБУ обязуются проводить вакцинацию поступивших  в приюты животных без владельцев от бешенства с составлением акта о проведенной вакцинации. При этом вакцинация от иных заболеваний, опасных для человека и животных, в указанных договорах (соглашениях) не упоминается.

Вместе с тем законодательно вопрос о взаимодействии частных приютов и учреждений государственной ветеринарной службы по вопросу вакцинации от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, животных, поступивших в приют в рамках осуществления ими на основании муниципальных контрактов государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев, не урегулирован.

Отсутствие правового регулирования данного вопроса привело к тому, что решениями *** отменялись   результаты проведения закупки ввиду того, что описание предмета закупки сформировано и размещено в виде, не дающем возможность однозначным образом определить потребность заказчика, а также определить, каким образом и за чей счет проводится обязательная по законодательству об обращении с животными вакцинация, вследствие чего потенциальным заказчикам закупки не представляется возможным сформировать предложения для участия в закупке (решения *** от 8 октября 2024 года  ***, от 10 сентября 2024 года *** л.д. 77-92 т.3).

Учитывая, что Правила № 154-П являются единственным нормативным правовым актом, регламентирующим на территории Ульяновской области деятельность приютов для животных без владельцев, отсутствие в Правилах указания на проведение  вакцинации от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, животных, поступивших в приют  в ходе реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области, силами учреждений государственной ветеринарной службы Ульяновской области создает правовую неопределенность нормативного правового акта. Административные исковые требования Лазаревой Н.А. в указанной части подлежат удовлетворению.

При этом суд не может согласиться с доводами истца о том, что в Правилах № 154-П должен быть подробно регламентирован вопрос о порядке взаимодействия приютов и учреждений государственной ветеринарной службы Ульяновской области (когда, каким образом, в какой срок приют сообщает о поступлении в приют отловленных животных, в какой срок сотрудники учреждений государственной ветеринарной службы Ульяновской области должны провести вакцинацию; определены пределы ответственности приютов и учреждений государственной ветеринарной службы Ульяновской области в случае непроведения вакцинации). Данные вопросы могут быть урегулированы в соглашениях, заключаемых между приютами и учреждениями государственной ветеринарной службы Ульяновской области.

По пункту 6 административных исковых требований.

Пунктом 2.5 Правил в последней редакции предусмотрено: «Срок содержания животных в приюте составляет 15 дней. По истечении срока содержания животные подлежат возврату на прежние места их обитания либо передаются новым владельцам и (или) содержатся в приютах до наступления их естественной смерти».

Суд соглашается с доводами истца о необоснованном ограничении срока содержания животных в приюте 15 днями, поскольку это противоречит положениям Федерального закона № 498-ФЗ и Методическим указаниям № 1504.

Статьей 16 Федерального закона № 498-ФЗ и Методическими указаниями № 1504 предусмотрено,  что в отношении  поступивших в приют животных должны быть проведены следующие мероприятия: обязательное карантинирование в течение десяти дней; оказание ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации; вакцинация таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных; стерилизация.

Установленный Правилами 154-П срок содержания животных в приюте продолжительностью 15 дней не позволяет провести все указанные  мероприятия с учетом различного возраста и состояния здоровья животных (например: стерилизация животного может быть произведена по достижении им определенного возраста, а без её проведения животное не может быть возвращено на прежнее место обитания; если животное нуждается в оказании ему срочной ветеринарной помощи, проведение его вакцинации и стерилизации возможно только после оказания ветеринарной помощи). 

Пунктом 8.4.2.1 «ГОСТ Р 57014-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги для непродуктивных животных. Услуги по временному содержанию непродуктивных животных. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20 июля 2016 года № 859-ст) предусмотрено, что длительность нахождения собак и кошек в приюте при временном содержании и/или последующем возвращении в место постоянного обитания определяется сроками проведения совокупности следующих мероприятий: общий клинический осмотр животного ветеринарным специалистом; обработка животного от паразитов; оказание необходимой ветеринарной помощи; карантинирование (21 день); вакцинирование (до 5 дней); кастрация и реабилитация (не менее 10 дней).

Примечание - Каждое последующее мероприятие проводится при соблюдении сроков предыдущего.

Суд отмечает, что применение именно таких сроков, которые  указаны в данном ГОСТЕ, при содержании в приюте животных без владельцев не является обязательным. Так, Федеральным законом № 498-ФЗ (ч.п. 1 ч. 7 ст. 16) предусмотрен срок обязательного карантинирования поступившего в приют животного - 10 дней.

Вместе с тем проведение каждого последующего мероприятия с животным при соблюдении сроков предыдущего, является объективно необходимым в целях гуманного отношения к животным (а. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 498-ФЗ).

Кроме того, при определении срока содержания животных без владельцев в приюте следует учитывать также и правила применения медицинских препаратов.

Так, в ходе рассмотрения дела было установлено, что вакцинация животных от бешенства проводится в приюте антирабической вакциной «***». Согласно инструкции (л.д. 100-103 т. 3) данный препарат относится к иммунобиологическим препаратам (п.9 инструкции). Запрещается  применением других вакцин совместно с вакциной против бешенства, а также назначение за 10 суток до вакцинации и в течение 10 суток после введения вакцины иммунобиологических и фармацевтических противовирусных препаратов (п.18 Инструкции).

Федеральный закон № 498-ФЗ (п.1 ч. 7 ст. 16) и Методические указания    № 1504 (подпункт «ж» п. 2) предусматривают проведение вакцинации поступивших в приют животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных. С учетом вышеприведенной инструкции к вакцине «***» вакцинация животного от иных опасных для человека и животного заболеваний может быть проведена не позднее, чем за 10 дней до или через 10 дней после вакцинации животного от бешенства.

Суд соглашается с доводом представителя Правительства Ульяновской области о том, что установление конкретного срока содержания животного в приюте не противоречит положениям федерального законодательства.

Вместе с тем срок содержания животного в приюте должен быть установлен с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность проведения в отношении животного всех мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 498-ФЗ и Методическими указаниями № 1504.

Довод представителя Правительства Ульяновской области о том, что установленный п. 2.5 Правил № 154-П 15-дневный срок содержания животных в приюте является минимально возможным, является несостоятельным, поскольку из буквального содержания п. 2.5 Правил № 154-П данный вывод не следует.

По п. 7 административных исковых требований.

Пунктом 2 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области от 26 ноября 2020 года № 687-П в Правила № 154-П были внесены изменения, в том числе, изложено в новой редакции Приложение № 1 к Правилам № 154-П. Вместо ранее существовавшего акта осмотра и передачи отловленного животного без владельца в приют для животных утверждена форма Карточки учета животного, в которую подлежат внесению следующему сведения: Дата отлова/поступления животного в приют; адрес  места,  где  было отловлено животное/наименование юридического лица, физического лица,  индивидуального  предпринимателя,  от  которого прибыло животное;  вид животного; порода; пол животного; возраст (примерный); масса животного; высота животного в холке; окрас животного; особые приметы; дата освидетельствования животного с указанием фамилия ветеринарного врача; результаты; дата стерилизации (кастрации) животного; ветеринарная помощь (при необходимости); присвоенный животному идентификационный номер; дата вакцинации животного против бешенства с указанием наименования, серии вакцины и врача, который её провел; дата клинического осмотра животного и фамилия врача, который его провел; дата выбытия (возврата) животного в место обитания; адрес места, в которое возвращено животное;  дата умерщвления (эвтаназии) животного с указание показаний к эвтаназии; реквизиты акта эвтаназии безнадзорного животного; дата утилизации трупа животного (л.д. 58-60 т.2).

Истец полагает, что утвержденная данным Постановлением Правительства  Ульяновской области форма карточки учета животного не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку не содержит в себе графы «вакцинация от иных заболеваний, опасных для человека и животного», а также графы «иные профилактические мероприятия».

Кроме того, нарушена процедура принятия данного постановления: не проведена оценка регулирующего воздействия, не проведены публичные слушания.

По вопросу соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта суд приходит к следующему.

В данном случае проведение оценки регулирующего воздействия не требовалось, поскольку Постановлением не устанавливались новые и не изменялись ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской деятельности. Данным нормативным правовым актом была утверждена форма отчетной документации – карточки учета животного.

Доказательством проведения публичных слушаний является доклад о проведении публичных слушаний (л.д. 70 т.2), согласование проекта Постановления Правительства Ульяновской области общественной палатой Ульяновской области (л.д. 66 т.2).

Постановление опубликовано на официальном сайте правовой информации  (www.pravo.gov.ru)  27 ноября 2020 года, номер публикации 730029291127003 (л.д. 74).

При проверке соответствия данного Постановления Правительства  Ульяновской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Пунктом 8 части 7 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ на владельцев приюта возложена обязанность  вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.

Подпунктом «л» пункта 3 Методических указаний № 1504 предусмотрено, что правила должны содержать положение о ведении документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов.

При этом федеральным законодательством форма документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных не установлена. В связи с этим оснований говорить о том, что утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области № 154-П карточка учета животного не соответствует нормативным правовым актам, имеющим высшую силу, не имеется.

Кроме того, в карточке имеется графа «ветеринарная помощь (при необходимости), в которой также возможно отражение сведений о проведенной животному вакцинации от иных заболеваний, опасных для человека и животного, а также о проведении в отношении животного иных профилактических мероприятий.

Довод истца о том, что форма карточки учета животного должна соответствовать форме ветеринарного паспорта животного (Приложение к Единым ветеринарным правилам,  утвержденным  решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317), являются несостоятельными. 

Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), разработаны в целях недопущения возникновения, ввоза и распространения на таможенной территории Евразийского экономического союза возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Данные требования, в том числе и форма ветеринарного паспорта животного, применяются при перемещении домашних животных (кошек и собак для личного пользования в количестве не более 2 голов) через таможенную границу стран-участников Евразийского экономического союза, а не в отношении животных без владельцев, поступивших в приют для животных.

По п. 8  административных исковых требований.

Лазарева Н.А. просила признать недействующим Постановление Правительства Ульяновской области от 9 августа 2024 года № 463-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области» по мотиву нарушения процедура его принятия (не проведена оценка регулирующего воздействия), а также как неопределенного и делающего основное Постановление Правительства Ульяновской области        № 154-П противоречащим Федеральному законодательству. 

При рассмотрении данных требований суд приходит к следующему.

Пунктом 1 части 2 указанного Постановления Правительства Ульяновской области в пункт 2.2 раздела 2 Правил № 154-П были внесены следующие изменения: после слова «вакцинации» дополнить словами «против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных».

Кроме того, указанным Постановлением Правительства Ульяновской области были внесены изменения в Положение о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 740-П,  а также в дополнительные требования к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории Ульяновской области, утвержденные постановлением Правительства Ульяновской области от 7 апреля 2023 года № 153-П (л.д. 145-146 т.2).

Незаконность постановления Правительства Ульяновской области № 463-П Лазарева Н.А. усматривает в том, что внося изменения в текстовую часть Правил № 154-П в части указания на вакцинацию против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, законодатель должен был внести аналогичные изменения в части вакцинации от иных заболеваний, опасных для человека и животных, в карточку учета животного. Однако этого сделано не было.

Данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта суд проводит проверку на соответствие его федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В данном же случае Лазарева Н.А. оспаривает не сами внесенные Постановлением Правительства Ульяновской области № 463-П изменения в Правила № 154-П, а то, что этим Постановлением не были внесены и другие изменения в Правила № 154-П.

Процедура принятия нормативного правового акта не нарушена. При принятии данного нормативного правового акта была проведена оценка его регулирующего воздействия (л.д. 156-167 т.2), поскольку изменения вносились не только в Постановление Правительства  Ульяновской области № 154-П, но и в другие нормативные правовые акты.

При этом суд отмечает, что проведение оценки регулирующего  воздействия Постановления Правительства Ульяновской области № 463-П в части внесения изменений в Правила № 154-П не требовалось.

В данном случае формулировка Правил № 154-П приводилась в соответствие с федеральным законодательством. Пунктом 1.4 Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 декабря 2013 года № 607-П, предусмотрено, что  к отношениям, связанным с подготовкой проектов актов, разрабатываемых исключительно в целях приведения отдельных положений нормативных правовых актов Ульяновской области в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в форме точного воспроизведения этих требований, и проектов актов, содержащих положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, положения разделов 2 и 3 настоящего Положения не применяются. К указанным отношениям применяются положения раздела 4 настоящего Положения.

В данном случае до внесения изменений пункт 2.2 Правил № 154-П был изложен следующим образом: «Поступившие в приют животные подлежат карантинированию, вакцинации, дегельминтизации, стерилизации и маркированию, сведения о чем отражаются в карточке учета».

После внесения изменений содержание пункта 2.2 Правил № 154-П стало следующим: «Поступившие в приют животные подлежат карантинированию, вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизации и маркированию неснимаемыми и несмываемыми метками, сведения о чем отражаются в карточке учета».

Таким образом, формулировка данного пункта в части вакцинации животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, была приведена в точное соответствие с федеральным законодательством (пункт 1 части 7 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ и подпункт «ж» пункта 3 Методических указаний № 1504).

Общественное обсуждение проекта Постановления Правительства Ульяновской области № 463-П  было проведено путем размещения его на сайте в период с 15 по 21 июня 2024 года (л.д. 95 т.3), обсуждения в Общественной палате Ульяновской области (л.д. 153 т.2). По итогам проведения общественных обсуждений был составлен доклад (л.д. 168-171 т.2), в котором отражены поступившее в ходе общественных обсуждений замечания и дано мотивированное обоснование их отклонения. 

То обстоятельство, что гражданам, принимавшим участие в общественном обсуждении проекта нормативного правового акта, не была предоставлена возможность ознакомления с поступившими замечаниями, не является грубым нарушениям процедуры проведения общественных обсуждений, и не влечет признания нормативного правового акта недействующим.

Постановление Правительства Ульяновской области было опубликовано на официальном интернет портале правовой информации  www.pravo.gov.ru 14 августа 2024 года,  номер публикации 730020240814008 (л.д. 169 т.2).

По пунктам 9 и 10 административного искового заявления обоснование приведено судом в пунктах 3 и 4.

По пунктам 11-13  административного искового заявления суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 мая 2025 года № 229-П (подпункт «а» пункта 2 части 1) были внесены изменения в Правила    № 154-П: Приложение № 1 дополнено  новыми абзацами двадцать третьим - двадцать шестым следующего содержания:  «Рекомендации  ветеринарного  врача  о  проведении вакцинации животного против  иных  заболеваний,  опасных  для  человека  и  животных  в процессе реализации  профилактических  мероприятий,  направленных  на предотвращение распространения указанных заболеваний.   Дата  вакцинации  против  иных  заболеваний,  опасных  для  человека  и животных, вакцина (серия №), ветеринарный врач» (л.д. 195-196 т.4).

Истец оспаривает указанные изменения, а также основные положения Правил № 154- П в редакции внесенных изменений, полагая, что имеет место избыточное и нарушающее требования к юридической технике составление нормативного правового акта. Кроме того, использование слова «рекомендации» отменяет обязательность вакцинации от иных заболеваний, опасных для человека и животного, делает её необязательной, что противоречит ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ.

Публичные слушания по проекту изменений проведены путем размещения проекта нормативного правового акта на сайте Правительства Ульяновской области, срок проведения общественных обсуждений: с 29 апреля 2025 года по 5 мая 2025 года (л.д. 212 т.4), проект изменений направлялся в Общественную палату Ульяновской области (л.д. 203 т.4). По результатам общественных обсуждений составлен доклад с отражением в нем поступивших замечаний и мотивированным обоснованием их отклонения (л.д. 206-207 т.4).

Постановление Правительства Ульяновской области № 229-П опубликовано на официальном интернет портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)  13 мая 2025 года, номер публикации 730020250513001 (л.д. 213 т.4).

Пунктом 1 ч.7 ст. 16 Федерального закона предусмотрена обязанность  владельцев приютов проводить вакцинацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.

Обязанность по отражению в Карточке учета животного сведений о проведенной вакцинации животного закреплена в Приложении № 1 к Правилам № 154-П с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Ульяновской области № 229-П.

Как уже было указано выше, форма документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных действующим федеральным законодательством не установлена. В связи с  этим оснований говорить о том, что формулировки, используемые в Постановлении Правительства Ульяновской области № 229-П, противоречат  федеральному законодательству, не имеется. Основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца. При этом отдельные положения Постановления Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года        № 154-П и Постановлений Правительства Ульяновской области о внесении в него изменений подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку до указанного времени данные нормативные правовые акты применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу
истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 4000 руб.

Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление Лазаревой Наталии Александровны удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила  организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области, утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области от               3 апреля 2020 года № 154-П «Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области»:

- в части отсутствия в Правилах положения об оказании животным ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством;

- в части отсутствия в Правилах положения о содержании животных в приюте до наступления их естественной смерти;     

- в части отсутствия в Правилах положения об осуществлении в отношении животных без владельцев иных профилактических ветеринарных мероприятий;

- п. 2.2  Правил в части отсутствия в нем правовой определенности по вопросу взаимодействия приютов с учреждениями государственной ветеринарной службы Ульяновской области при вакцинации от бешенства и иных опасных для человека и животного заболеваний животных, поступивших в приют  в ходе реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области;

- п. 2.5 Правил в части ограничения срока содержания животных в приюте 15 днями;

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 части 1 Постановления Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2025 года № 176-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П».

Обязать Правительство Ульяновской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Лазаревой Наталии Александровны расходы по госпошлине в сумме  4000 руб.    

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                 Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 10 июля 2025 года.