Судебный акт
По делу по ч.1 чт.17.15 КоАП РФ
Документ от 03.07.2025, опубликован на сайте 24.07.2025 под номером 120117, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Леонтьева И.А.                                                                        Дело № 7-428/2025

73RS0002-01-2025-0001729-12

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          3 июля 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 10 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Ульяновска (дело № 12-476/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 10 марта 2025 года администрация города Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения, вступившего в законную силу решения, но исполнить в полном объеме в срок (со 2 декабря 2024 года по 3 февраля 2025 года) указанное решение без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства для исполнения, не представляется возможным.

Просит учесть, что решение суда исполнено частично, а именно: указанные в решении автомобильные дороги включены в реестр муниципального имущества распоряжением Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от 6 июля 2023 года № 584 и от 20 февраля 2024 года № 119, а также в рамках муниципального контракта, заключенного Управлением  с «СПб Дорпроект» от 5 августа 2024 года № 99 проведена паспортизация вышеуказанных автомобильных дорог и присвоена им пятая техническая категория.

Содержание улично-дорожной сети города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Дорремстрой» в рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного финансирования с учетом категории дорог.

К дорогам пятой категории относятся дороги с грунтовым покрытием, которые не подразумевают ремонта твердого покрытия, а только грейдирование.

Согласно ГОСТ 52398-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» к дорогам пятой категории относятся дороги с интенсивностью движения не более 200 автомобилей в сутки. Согласно пункта «з» части 2 статьи 12 Приказа Минтранса №160 от 12 ноября 2017 года в отношении грунтовых дорог низшего типа проводятся лишь работы по содержанию таких дорог, а именно восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дороги без добавления новых материалов. Капитальный ремонт таких дорог действующим законодательством не предусмотрен. В настоящее время вышеуказанные автомобильные дороги находятся в нормативном состоянии.

Ежегодно проводятся работы по отсыпке и грейдированию дорог в кварталах, выполнено устройство 5000 м автомобильных дорог с покрытием асфальтобетонной крошкой.

Содержание сетей наружного освещения города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Горсвет» в рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного финансирования. Также на территории кварталов «Г» и «Д» за счет бюджета города Ульяновска выполнены работы по электроснабжению участков. Выполнено строительство высоковольтной линии протяженностью 5 км с подключением к подстанции ЗАО «Авиастар-ОПЭ», установка 2 КТП, низковольтной линии протяженностью 13 км. Сетями электроснабжения охвачено 100 % участков. Выполнено обустройство наружного освещения по улицам Дементьева, Студенческой, Каштановой и Летчика Хабибуллина, а также на подъезде в квартал по улице Детской. В полном объеме завершено строительство внутриквартальных сетей в квартале «Г». В 2022 году в квартале «Д» выполнено строительство 2800 м внутриквартальных сетей.

Работы по исполнению решения суда планируется исполнить в полном объеме в 2025 году при выделении дополнительного финансирования.

На исполнение решений судов города Ульяновска по ремонту автомобильных дорог в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2025 год по смете расходов предусмотрено финансирование в сумме 3 млн. рублей.

Администрацией города Ульяновска были совершены необходимые и возможные в рамках лимитов финансирования действия для исполнения судебного акта.

Ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушения и презумпцию невиновности.

 

Указывает, что судом оставлено без внимания, что из постановления не следует, на основании совершения какого именно действия, какого нормативного правового акта и каким образом установлено, что именно администрация города Ульяновска является лицом, ответственным за исполнение решений судов, имелась ли у нее объективная возможность их исполнения, предприняты ли все необходимые меры по исполнению судебного акта.

Принимая во внимание, что постановление о назначении нового срока исполнения было вынесено в декабре 2024 года, то есть когда уже были определены расходы бюджетных средств на 2024 год, администрация города Ульяновска полагает, что вывод об умышленном непринятии мер к исполнению требований исполнительного документа в настоящее время является преждевременным.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, а также на отсутствие надлежащего финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года №187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден бюджет муниципального образования «город Ульяновск».

Администрация города Ульяновска не отстраняется от исполнения решений судов, однако она не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих целевое назначение. В связи с тем, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются они в соответствии с местным бюджетом, утвержденным Ульяновской Городской Думой.

Администрация города Ульяновска при исполнении судебных решений, требующих значительных расходов бюджетных средств, должна иметь возможность принимать организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих структур.

За нецелевое использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Полагает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав вмененного административного правонарушения, и как следствие отсутствуют правовые основания для привлечения администрации города Ульяновска к административной ответственности.

Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска верно квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу 16 мая 2023 года решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 апреля 2023 года на администрацию города Ульяновска возложена обязанность включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу, расположенную между остановочным пунктом «Квартал Г» и улицами Семейная, Наумова, Каштановая, а также дороги по улицам Летчика Хабибуллина, Студенческая, Радужная, Угловая, Летная, Левобережная, Загородная, Утренняя, Каштановая, Наумова, Дементьева, Детская, Семейная, Восточная в Заволжском районе г.Ульяновска не позднее 31 декабря 2023 года; после включения в реестр муниципальной собственности произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги, расположенной между остановочным пунктом «Квартал Г» и улицами Семейная, Наумова, Каштановая, а также дороги по улицам Летчика Хабибуллина, Студенческая, Радужная, Угловая, Летняя, Левобережная, Загородная, Утренняя, Каштановая, Наумова, Дементьева, Детская, Семейная, Восточная в Заволжском районе г.Ульяновска, не позднее 31 декабря 2023 года; провести техническое состояние дороги расположенной между остановочным пунктом «Квартал Г» и улицами Семейная, Наумова, Каштановая, а также дорог по улицам Летчика Хабибуллина, Студенческая, Радужная, Угловая, Летняя, Левобережная, Загородная, Утренняя, Каштановая, Наумова, Дементьева, Детская, Семейная, Восточная в Заволжском районе г.Ульяновска в состояние, обеспечивающее безопасное движение транспортных средств, в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТов и СНИПов с учетом присвоенной по результатам паспортизации категории автомобильной дороги, не позднее 1 июля 2024 года; обустроить на участке дороги, расположенной между остановочным пунктом «Квартал Г» и улицами Семейная, Наумова, Каштановая, а также по улицам Летчика Хабибуллина, Студенческая, Радужная, Угловая, Летняя, Левобережная, Загородная, Утренняя, Каштановая, Наумова, Дементьева, Детская, Семейная, Восточная в Заволжском районе г.Ульяновска, тротуар и уличное освещение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», не позднее 1 июля 2024 года (л.д. 11-12).

13 февраля 2024 года, с учетом постановления от 14 февраля 2024 года о внесении изменений, возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа  (л.д. 13).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

4 октября 2024 года в отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 16).

2 декабря 2024 года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 3 февраля 2025 года (л.д. 18).

4 февраля 2025 года составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 3 февраля 2025 года администрацией города Ульяновска не исполнено полностью (л.д. 20).

По данному факту 20 февраля 2025 года судебным приставом-исполнителем в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 31).

Как указано выше, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 10 марта 2025  года администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.

С учетом непринятия администрацией города Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что, являясь должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 3 февраля 2025 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией города Ульяновска решения суда, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии достаточного финансирования не влекут освобождение администрации города Ульяновска от административной ответственности, поскольку администрация города Ульяновска является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые и достаточные меры к исполнению решения суда.

Доводы жалобы о том, что содержание улично-дорожной сети города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Дорремстрой», а содержание сетей наружного освещения города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Горсвет» подлежат отклонению, поскольку именно администрация города Ульяновска является должником по исполнительному производству.

Доводы жалобы о том, что требования исполнительного документа были исполнены частично, со ссылкой на то, что указанные в решении автомобильные дороги включены в реестр муниципального имущества распоряжением Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от 6 июля 2023 года № 584 и от 20 февраля 2024 года № 119, а также в рамках муниципального контракта, заключенного Управлением  с «СПб Дорпроект» от 5 августа 2024 года           №99 проведена паспортизация вышеуказанных автомобильных дорог и присвоена им пятая техническая категория, основанием для отмены судебного решения служить не могут.

Доказательств совершения администрацией города Ульяновска каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем (со 2 декабря 2024 года по 3 февраля 2025 года) в материалы дела не представлено.

Обстоятельства, на которые защитник ссылается в жалобе, имели место до установления нового срока исполнения 2 декабря 2024, более того, каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.

При этом защитником администрацией города Ульяновска не оспаривается то, что в полном объеме требования исполнительного документа не исполнены.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств о неисполнении администрацией города Ульяновска требования судебного пристава-исполнителя к указанному сроку до 3 февраля 2025 года в полном объеме и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения по указанным выше основаниям.

При назначении наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

решил:

 

постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 10 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Ульяновска, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                                  Д.А. Логинов