Дело № 3а-72/2025
73OS0000-01-2025-000070-76
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2025
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.
с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сосина
Константина Михайловича, Абрамовой Елены Николаевны, Семеновича Андрея Жанровича к Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области о признании недействующими в части Региональных нормативов градостроительного
проектирования Ульяновской области, утвержденных приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области от 18 марта 2020 года № 45-пр
«Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования
Ульяновской области», в редакции приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в
приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от
18.03.2020 № 45-пр», признании недействующим приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в
приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от
18.03.2020 № 45-пр»,
у с т а н о в и л :
Министерством
строительства и архитектуры Ульяновской области
18 марта 2020 года принят приказ № 45-пр «Об утверждении региональных
нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области».
Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области 19 сентября 2022 года
принят приказ № 229-ФЗ «О внесении изменений в приказ Министерства строительства
и архитектуры Ульяновской области от 18.03.2020 № 45-пр».
Сосин
К.М., Абрамова Е.Н., Семенович А.Ж. обратились в суд с административным исковым
заявлением, дополненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области о признании недействующим с момента
принятия приказа Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской
области от 18 марта 2020 года № 45-пр «Об утверждении региональных нормативов
градостроительного проектирования Ульяновской области», в редакции приказа
Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в
приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от
18.03.2020 № 45-пр» в части :
1.
примечания под знаком * в п. 1.1.1. Таблицы 13 : «В
случае реализации мероприятий по
комплексному развитию территории, предусмотренных пунктами 1,
2 части 1
статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
реализации специального проекта строительства в соответствии с Законом
Ульяновской области от 22.09.2017 № 100-ЗО «О некоторых мерах, способствующих
завершению строительства и вводу в эксплуатацию расположенных на территории
Ульяновской области многоквартирных домов, строительство которых осуществляется
(осуществлялось) с привлечением денежных средств граждан - участников долевого
строительства таких многоквартирных домов», нормативный показатель количества
мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру
допустимо принимать равным 0,27»;
2.
пункта
1.1.2 «Распределение обеспеченности
жителей многоквартирных домов машино-местами для размещения
индивидуального автомобильного
транспорта в процентах от нормативного количества таких машино-мест должно
соответствовать следующим требованиям:
- в границах земельного участка,
на котором расположен многоквартирный дом – не менее 60 процентов. При этом не менее 10 процентов от нормативного транспорта должно быть
размещено в виде парковок открытого типа;
- в границах жилого квартала, микрорайона, района, на селитебных и на
прилегающих производственных территориях – не более 40 процентов путем
размещения парковок открытого и (или)
закрытого типов».
3. пункта 1.1.4 «Допускается размещение индивидуального автомобильного
транспорта в пределах улиц, дорог,
проездов в размере от 0 процентов до 40
процентов от нормативного количества машино-мест: внеуличные в виде карманов, отступающих от
проезжей части; уличные в виде парковок на проезжей
части, открытых площадках и в гаражах, а также в подземных гаражах под проезжей
частью.
При размещении
парковочных мест в пределах улиц, дорог, проездов допускается
использование территорий в радиусе
пешеходной доступности – 800 м от границ земельного участка либо границ
территории проекта».
3.
пункта 1.1.5 «Пешеходная доступность объектов для
размещения индивидуального автомобильного транспорта в границах жилого
квартала, микрорайона, района, на
селитебных и на прилегающих производственных территориях – не более 800 м, а в
районах реконструкции – не более 1000 м»;
о
признании недействующим приказа Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 19 сентября
2022 года № 229-ФЗ «О внесении
изменений в приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области
от 18.03.2020 № 45-пр».
В
обоснование требований указали, что оспариваемые положения Региональных
нормативов градостроительного проектирования затрагивают права административных
истцов, как жителей города
Ульяновска, они влекут ухудшение
комфортности и благоустроенных условий их проживания.
Оспариваемый расчетный
показатель минимальной обеспеченности населения машино-местами для парковки
легковых автомобилей при реализации КРТ и специального проекта строительства в
соответствии с Законом Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 100-ЗО не
обоснован какими-либо расчетами,
нормативами Российской Федерации. Он явно занижен, меньше в 4,4 раза по
сравнению с коэффициентом 1,2 машино-места на 1 квартиру, установленным Сводом
правил 42.13330.2016 «СНиП
2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений», утвержденным Приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Минстроя России от 30 декабря
2016 года. № 1034/пр.
Вышеприведенные пункты 1.1.2 и абзац 1 пункта
1.1.4 РНГП противоречат части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской
Федерации (далее также ГрК РФ), согласно которой проектирование осуществляется
путем подготовки проектной документации в границах земельного участка. Также
эти положения приняты в нарушение положений статьи 36 Федерального закона «Об
охране окружающей среды», статьи 12 Федерального закона «Об автомобильных
дорогах в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
статей 1, 11, 21 Федерального закона «О
безопасности дорожного движения», пункта
21 статьи 1 ГрК РФ.
Приказ
Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ подлежит
признанию недействующим, поскольку он в нарушение ч. 5 ст. 29.3 ГрК РФ не был
опубликован в печатный средствах массовой информации, в отношении данного
нормативного правового акта не была проведена оценка регулирующего воздействия.
Административный истец
Семенович А.Ж. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела
извещен.
Административные истцы
Сосин К.М., Абрамова Е.Н., Семенович А.Ж. и их представитель Мишалов А.В. в
ходе судебного разбирательства настаивали на удовлетворении уточненных
требований по доводам административного иска и дополнительных пояснений (т. 1
л.д. 5-10, л.д.247-248, т. 2 л.д. 1-5, 54-57).
Представитель
административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области Платонова Ю.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении
административного иска отказать, поскольку оспариваемые приказы были
приняты Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений
Ульяновской области в соответствии с наделенными полномочиями, с
соблюдением установленных законом процедур
принятия и опубликования. Оспариваемые приказы нормативным правовым актам,
имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав и законных интересов
административных истцов не нарушают.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившегося в судебное заседание административного истца Семенович А.Ж.,
извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц,
участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав
заключение прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей административный иск
подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью
1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или
в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а
также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым
нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и
законные интересы.
Частью 8 ст. 213
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также
КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об
оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные
интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано
административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных
правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации,
должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация,
должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого
нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых
актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной
регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов
предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного
правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую
силу.
Согласно статье 215
КАС РФ нормативный правовой акт может
быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его
противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему
большую юридическую силу.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения
судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих
разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено,
что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом,
принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы,
урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения
Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям
субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению
субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Отношения
в сфере градостроительной деятельности
регулируются Градостроительным кодексом
Российской Федерации, другими федеральными законами иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов
Российской Федерации. Законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области
градостроительной деятельности, не могут
противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3
Градостроительного кодекса Российской
Федерации).
В
статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие
нормативов градостроительного проектирования – совокупность расчетных
показателей, установленных в соответствии с Градостроительным кодексом
Российской Федерации в целях обеспечения благоприятных условий
жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов
территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по
планировке территории.
Нормативы
градостроительного проектирования подразделяются на: 1) региональные нормативы
градостроительного проектирования; 2) местные нормативы градостроительного
проектирования (статья 29.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
области градостроительной деятельности относятся, в том числе, утверждение
региональных нормативов градостроительного проектирования (пункт 3 статьи 7
Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункт 42 пункта 2 статьи
26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего на
момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).
Подготовка
и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
регулируется статьей 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
согласно которой региональные нормативы
градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные
нормативы градостроительного
проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации (часть 1). Проект региональных нормативов
градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте
субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» (при наличии официального сайта
субъекта Российской Федерации) не менее чем за два месяца до их утверждения
(часть 4). Утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования
подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных
для официального опубликования правовых актов органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, а также размещению в федеральной государственной информационной
системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных
нормативов (часть 5). Порядок
подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного
проектирования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом
положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 6).
Отношения
в сфере градостроительной деятельности в Ульяновской области регулируются также
Градостроительным уставом Ульяновской области, принятым Законом Ульяновской
области от 30 июня 2008 года № 118-ЗО.
Статьей
12 Градостроительного кодекса Ульяновской области установлен порядок
подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного
проектирования, согласно которой
подготовка и утверждение региональных нормативов или изменение ранее
утвержденных региональных нормативов осуществляются уполномоченным органом по собственной инициативе либо на основании предложений
заинтересованных лиц (абзац 1-й пункта 2).
В
случае принятия уполномоченным органом решения о подготовке и утверждении
региональных нормативов или изменении ранее утвержденных региональных
нормативов по собственной инициативе
либо решения о согласии с подготовкой региональных нормативов или изменением
ранее утвержденных региональных
нормативов, указанного в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в
установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и
муниципальных нужд порядке осуществляет
закупку товаров, работ, услуг, связанных с подготовкой проекта региональных
нормативов или проекта изменений ранее утвержденных региональных нормативов
(пункт 4).
Не
менее чем за два месяца до утверждения региональных нормативов или изменений
ранее утвержденных региональных нормативов
уполномоченный орган обеспечивает размещение подготовленного проекта региональных
нормативов или проекта изменений ранее утвержденных региональных нормативов на
официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в сети
Интернет для представления предложений и
замечаний. При этом уполномоченный орган до
утверждения региональных нормативов или изменений ранее утвержденных
региональных нормативов обеспечивает
учет конструктивных предложений и устранение обоснованных замечаний по их
проектам, поступившим в течение указанного срока.
Не
позднее пяти дней со дня утверждения региональных нормативов или изменений ранее утвержденных региональных нормативов
уполномоченный орган обеспечивает их опубликование в печатных средствах
массовой информации, установленных для официального опубликования правовых
актов органов государственной власти Ульяновской области, а также размещение в
федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В силу статьи 5 Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 года №136-ЗО «О порядке опубликования и
вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области»
официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области
считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или
первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой
информации» (www.pravo.gov.ru).
В
соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве строительства и архитектуры
Ульяновской области (далее также Министерства), утвержденного постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П, указанное
Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сферах градостроительной деятельности.
Подпунктом
10 пункта 2.3 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской
области предусмотрено, что к полномочиям Министерства в сфере архитектуры и
градостроительства отнесено утверждение региональных нормативов
градостроительного проектирования.
Министерством
строительства и архитектуры Ульяновской области по результатам проведения
электронного открытого конкурса был заключен
с ООО «***» государственный
контракт № *** «Актуализация региональных нормативов градостроительного проектирования
Ульяновской области».
Распоряжением
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 4 декабря 2019
года № *** была создана комиссия по приемке услуг по государственному контракту
№ *** по результатам изучения проекта актуализированных нормативов
градостроительного проектирования Ульяновской области было принято решение принять и оплатить
услугу, оказанную исполнителем в соответствии с государственным контрактом ***
в полном объеме.
Проект
актуализированных региональных нормативов градостроительного проектирования за
два месяца до утверждения региональных нормативов градостроительного
проектирования был размещен на официальном сайте Губернатора и Правительства
Ульяновской области (10 января 2020 года).
Во исполнение
вышеуказанного полномочия Министерством строительства и архитектуры Ульяновской
области издан приказ № 45-пр от 18 марта
2020 года, которым утверждены Региональные
нормативы градостроительного проектирования.
Приказ
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 45-пр от 18 марта 2020 года официально опубликован в газете «Ульяновская
правда» от 31 марта 2020 года № 22
(24.296).
Указом
Губернатора Ульяновской области № 118 от 10 декабря 2021 года «О мерах по совершенствованию деятельности
исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля
2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области и образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, которыми переданы функции
в сфере архитектуры и градостроительства.
Подпунктом
10 пункта 2.6 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области, предусмотрено, что к полномочиям Министерству имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области отнесено утверждение региональных нормативов
градостроительного проектирования.
Комиссией
по градостроительству и архитектуре при Едином градостроительном совете при
Губернаторе Ульяновской области на заседании
(протокол заседания № ***) рассмотрен вопрос о проекте внесения
изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования
Ульяновской области, выполненным сотрудниками Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, и принято решение о поддержке
проекта с учетом доработки по высказанным замечаниям.
Проект
приказа прошел правовую и
антикоррупционную экспертизу, что подтверждается представленным суду правовым заключением на проект от 20 июня
2022 года, согласно которому противоречий действующему законодательству и
коррупциогенных факторов не выявлено.
Проект приказа о внесении изменений в региональные
нормативы градостроительного проектирования за два месяца до принятия данного
приказа был размещен на официальном сайте Губернатора и Правительства
Ульяновской области (21 июня 2022 года).
Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан 19 сентября
2022 года приказ № 229-пр «О внесении изменений в приказ Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области от 18.03.2020 № 45-пр».
Указанный
приказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области №
229-пр от 19 сентября 2022 года опубликован 20 сентября 2022 года на
официальном интернет-портале правовой
информации www.pravo.gov.ru.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые административными истцами нормативные правовые акты были приняты
уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры
Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с
соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной
федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти
органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры
официального опубликования.
Ссылка административных
истцов и их представителя на то обстоятельство, что приказ Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022
года № 229-пр в нарушение статьи 29.3
ГрК РФ не был своевременно опубликован в печатном средстве массовой информации,
не может являться основанием к удовлетворению требования о признании его
недействующим, поскольку данный приказ
опубликован в газете «Ульяновская
правда» 1 июля 2025 года № 46
(24.802).
Доводы административных
истцов и их представителя о необходимости проведения оценки регулирующего
воздействия при принятии приказ Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022
года № 229-пр являются
несостоятельными.
В соответствии со
статьей 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации», действовавшего на момент принятия
оспариваемых нормативных правовых актов, оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации:
а) устанавливающие новые, изменяющие или
отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения
которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора),
привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных
разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и
экспертиз (далее - обязательные требования);
б) устанавливающие новые, изменяющие или
отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности;
в) устанавливающие, изменяющие или отменяющие
ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности (пункт 1).
Оценка регулирующего воздействия проводится в
целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и
ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности
или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению
необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической
деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Оспариваемый приказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
от 19 сентября 2022 года № 229-пр,
которым внесены изменения в Региональные
нормативы градостроительного проектирования, не отвечает вышеизложенным
требованиям федерального законодательства, оснований для проведения оценки
регулирующего воздействия не имелось, поскольку оспариваемый приказ не содержит
правовое регулирование правоотношений, касающихся предпринимательской
деятельности, а регулируют вопросы в сфере градостроительства.
Таким образом, оснований для признания
недействующим приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-пр по заявленным
административными истцами доводам о нарушении порядка принятия и его
официального опубликования не имеется.
Оценивая соответствие приказов в оспариваемой
административными истцами части нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, суд приходит к следующему.
Содержание
нормативов градостроительного проектирования установлено статьей 29.2
Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на
момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), согласно которой
региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают
совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности
объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3
статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами регионального значения населения субъекта
Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня
территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации
(часть 1).
Региональные
нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные
значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности
объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 данной статьи,
населения муниципального образования и предельные значения расчетных
показателей максимально допустимого уровня
территориально доступности таких объектов для населения муниципальных
образования (часть 2).
Правительством
Российской Федерации могут быть предусмотрены расчетные показатели, не
указанные в частях 1, 3 и 4 данной статьи и подлежащие установлению в
региональных нормативах градостроительного проектирования и (или) местных
нормативах градостроительного проектирования (часть 4.1).
Нормативы
градостроительного проектирования включают в себя: 1) основную часть,
устанавливающую расчетные показатели, предусмотренные частями 1, 3 - 4.1 данной
статьи; 2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в
основной части нормативов
градостроительного проектирования; 3) правила и область применения
расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов
градостроительного проектирования (часть 5).
К
объектам регионального значения, в силу положений статьи 1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, относятся объекты капитального строительства,
иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по
вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов
государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта
Российской Федерации, решениями высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и
оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта
Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части
3 статьи 14 данного Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме
территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются
законом субъекта Российской Федерации.
Исходя
из содержания части 1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации
в ее взаимосвязи с положениями части 3 статьи 14 данного Кодекса к объектам
регионального значения, расчетные показатели
обеспеченности и доступности которыми устанавливаются региональными
нормативами градостроительного проектирования, относятся объекты в следующих
областях: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт),
автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2)
предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3)
образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 5.1) энергетика; 6) иные области в
соответствии с полномочиями субъектов
Российской Федерации.
В
соответствии с частью 4.1. статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской
Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16
декабря 2020 года № 2122 «О расчетных показателях, подлежащих установлению в
региональных нормативах градостроительного проектирования», которым установлено,
что в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с
расчетными показателями, указанными в частях 1, 3 и 4 статьи 29.2
Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат установлению
следующие расчетные показатели: минимально допустимое количество машино-мест
для парковки легковых автомобилей на стоянках
автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих
объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых
зон; минимально допустимое количество
машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей,
размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон; минимально допустимая площадь
озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.
Как
было указано выше, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской
области 18 марта 2020 года был принят приказ № 45-пр, которым утверждены
Региональные нормативы градостроительного проектирования.
Министерством
строительства и архитектуры Ульяновской области был принят приказ от 30 сентября 2021 года № 185-пр «О внесении
изменений в приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области
от 18.03.2020 № 45-пр, которым подраздел 1.7.8 «Расчетные показатели в иных
областях, не связанных с решением вопросов регионального значения» был изложен
в другой редакции.
Указанный приказ
опубликован на официальном
интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/
7 октября 2021 года.
Пунктом
1.1. подраздела 1.7.8 РНГП предусмотрено, что
к расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности и
предельным значениям расчетных показателей максимально допустимого уровня
территориальной доступности при расчете и размещении парковочных мест
относится:
- количество машино-мест для размещения
индивидуального автомобильного транспорта населения городов в случае
комплексного развития территорий в целях жилищного строительства (незастроенные
территории), которое следует принимать в соответствии с Таблицей 13;
-
количество машино-мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта
населения городов, городских и сельских поселений в случае комплексного
развития территории в целях жилищного строительства на застроенных территориях, иных случаях
(абзацы 1,3,4)
Таблица
13 Расчетные показатели количества машино-мест для размещения индивидуального
автомобильного транспорта населения городов в случае комплексного развития
территорий в целях жилищного строительства (незастроенные территории) содержит указание на количество мест в
сооружениях для размещения легковых автомобилей постоянного населения городов
всех конструктивных типов, на квартиру в зависимости от типа жилого дома и
квартиры по уровню комфорта, а именно: бизнес-класс – 2,0; стандартное жилье –
1,2, муниципальный – 1,0, специализированный – 0,7.
В
случае комплексного развития территорий в целях жилищного строительства на
застроенных территориях, а также в случае жилищного строительства на
застроенных и незастроенных территориях (за исключением случаев комплексного
развития территорий в целях жилищного строительства на незастроенных
территориях, освоение которых осуществляется на основании договора о
комплексном развитии территории, заключенном в соответствии с действующим
законодательством) допускается принимать расчетное необходимое количество
машино-мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта населения
городов, городских и сельских поселений, исходя из уровня автомобилизации
соответствующего муниципального образования Ульяновской области, на территории
которого планируется жилищное строительство (абзац 12).
При
соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать
следующее распределение обеспеченности жителей многоквартирных домов местами
для размещения индивидуального автомобильного транспорта в процентах от
расчетного необходимого количества машино-мест:
-
в границах земельного участка под проектируемым многоквартирным жилым домом –
не менее 40 процентов;
-
в границах жилого квартала, микрорайона, района на селитебных территориях и на
прилегающих производственных территориях – остальные 60 процентов путем
размещения парковок (открытого и закрытого) типов.
Пешеходная
доступность объектов для размещения легковых автомобилей постоянного населения
города – не более 800 м, а в районах сложившейся застройки – не более 1000
м.
Министерством
имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области принят 19 сентября 2022 года приказ № 229-пр «О
внесении изменений в приказ Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области от 18.03 2020 № 45-пр»,
подпунктом «а» пункта 2 части 1 которого
внесены в Региональные нормативы градостроительного проектирования
Ульяновской области изменения.
Так, указанным приказом
в подразделе 1.7.8 пункт 1.1 изложен в другой редакции, в том числе и подпункт 1.1.1.
«Расчетные показатели минимальной обеспеченности населения машино-местами
открытого и (или) закрытого типа для размещения индивидуального автомобильного
транспорта:
- количество машино-мест для постоянного
хранения легковых автомобилей населения в границах жилых территорий и вблизи
мест проживания в соответствии с таблицей 13 (абзацы 1, 2 подпункта 1.1.1).
Таблица
13 Нормативные показатели количества машино-мест для размещения индивидуального
автомобильного транспорта населения городов в зоне жилой застройки содержит
указание на количество мест для размещения индивидуального автомобильного
транспорта на квартиру в зависимости от типа жилого дома по уровню комфорта, а
именно: бизнес-класс – 2,0; стандартное жилье – 0,4 *,
муниципальный/специализированный – 0,3.
В этой таблице
содержится примечание: «В случае
реализации мероприятий по комплексному развитию территории, предусмотренных пунктами 1,
2 части 1
статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
реализации специального проекта строительства в соответствии с Законом
Ульяновской области от 22.09.2017 № 100-ЗО «О некоторых мерах, способствующих
завершению строительства и вводу в эксплуатацию расположенных на территории
Ульяновской области многоквартирных домов, строительство которых осуществляется
(осуществлялось) с привлечением денежных средств граждан - участников долевого
строительства таких многоквартирных домов», нормативный показатель количества
мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру
допустимо принимать равным 0,27».
Подпунктом 1.1.2
пункта 1.1 подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП
предусмотрено: «Распределение
обеспеченности жителей многоквартирных домов машино-местами для
размещения индивидуального
автомобильного транспорта в процентах от нормативного количества таких
машино-мест должно соответствовать следующим требованиям:
- в границах земельного участка,
на котором расположен многоквартирный дом – не менее 60 процентов. При этом не менее 10 процентов от нормативного транспорта должно быть
размещено в виде парковок открытого типа;
- в границах жилого квартала, микрорайона, района, на селитебных и на
прилегающих производственных территориях – не более 40 процентов путем
размещения парковок открытого и (или)
закрытого типов».
Пунктом 1.1.4 пункта
1.1 подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП установлено, что «Допускается размещение индивидуального автомобильного
транспорта в пределах улиц, дорог,
проездов в размере от 0 процентов до 40
процентов от нормативного количества машино-мест: внеуличные в виде карманов, отступающих от
проезжей части; уличные в виде парковок на проезжей
части, открытых площадках и в гаражах, а также в подземных гаражах под проезжей
частью.
При размещении
парковочных мест в пределах улиц, дорог, проездов допускается
использование территорий в радиусе
пешеходной доступности – 800 м от границ земельного участка либо границ
территории проекта».
Согласно
пункту 1.1.5 пункта 1.1
подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП «Пешеходная
доступность объектов для размещения индивидуального автомобильного транспорта в
границах жилого квартала, микрорайона,
района, на селитебных и на прилегающих производственных территориях – не более
800 м, а в районах реконструкции – не более 1000 м».
Пунктом
1.1. Свода правил 42.13330.2016
«СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений», утвержденного Приказом
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации Минстроя России от 30 декабря 2016 года. № 1034/пр (далее также СП
42.13330.2016) предусмотрено, что данный документ распространяется на
проектирование новых и развитие существующих городским и сельских населенных
пунктов и иных территорий муниципальных образований на территории Российской
Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные
требования могут быть конкретизированы и дополнены с учетом региональных и
местных особенностей в региональных и
местных нормативах градостроительного
проектирования, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 11.31 СП 42.13330.2016 предусмотрено, что требуемое число машино-мест
для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии
с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8 и приложение Ж). При наличии РНГП следует руководствоваться
приведенными в них нормативными показателями (абзац 4).
Примечание – Число мест хранения автомобилей
допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в РНГП (абзац 5).
В таблице 11.8 содержится указание на хранение автотранспорта,
машино-мест на квартиру в зависимости от типа жилого дома по уровню комфорта:
1. Бизнес-класс – 2, 2. Стандартное жилье – 1,2, 3. Муниципальный – 1,0, 4.
Специализированный – 0,7.
Из содержания приведенных положений СП 42.13330.2016
следует, что предусмотренное в данном Своде правил требуемое число машино-мест
для хранения и паркования легковых автомобилей может быть изменено и в сторону
уменьшения в РНГП, утвержденных в
установленном законом порядке.
Однако, как было указано выше, нормативы
градостроительного проектирования включают в себя, как основную часть,
устанавливающую расчетные показатели, а также материалы по обоснованию
расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов
градостроительного проектирования.
Анализ и сопоставление вышеприведенных положений
приказа Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 30
сентября 2021 года № 185-пр и приказа Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-пр показывает на то, что
введенный приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года
№ 229-пр нормативный показатель
машино-мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта населения
городов в случае комплексного развития территорий в целях жилищного
строительства существенно снижен.
По смыслу изложенных положений подпункта 1.1.1.
следует, что нормативный показатель мест
размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру – 0,27 является расчетным
показателем минимальной обеспеченности населения машино-местами открытого и
(или) закрытого типа для размещения индивидуального автомобильного транспорта.
Однако оспариваемый приказ № 45-пр от 18
марта 2020 года не содержит какого-либо обоснования (расчета) установления
данного нормативного показателя в этом размере. В материалы по обоснованию расчетных показателей,
содержащих в основной части нормативов градостроительного проектирования, как в
составную часть РНГП, не вносились
изменения в части обоснования введения указанного нормативного показателя.
Представителями административного ответчика в ходе судебного разбирательства
также не было представлено какого-либо расчетного обоснования данного
нормативного показателя.
Довод
представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области о том, что указанный нормативный
показатель мест размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру – 0,27 не рассчитывался, а был взят из Правил землепользования и
застройки муниципального образования «город Ульяновск», не свидетельствует об
обоснованности установления указанного расчетного показателя
Кроме
того, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ***, вступившим в законную силу, признаны
недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила
землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденные постановлением Администрации города Ульяновска от 10 августа 2021
года № 1166, в части установления в приложении 2
таблицы 2 раздел «Здания и сооружения жилищного, инженерно-транспортного и религиозного
назначения» п. 2 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная
жилая застройка, многоэтажная жилая
застройка (высотная застройка)» коэффициент «0,27».
При
таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный
показатель мест размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру – 0,27 не соответствует
положениям пункта 5 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской
Федерации, поскольку не содержит расчетного обоснования.
Таким образом, у суда
имеются основания для признания недействующими подпункта «а» пункта 2 части 1 приказа Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в приказ
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 18.03.2020 №
45-пр», и подпункт 1.1.1. пункта 1.1.
подраздела 1.7.8 Региональных
нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области, утвержденных
приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 18
марта 2020 года № 45-пр, в редакции приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ в части абзаца в таблице 13 пункта 1.1.1: «В
случае реализации мероприятий по комплексному развитию территории,
предусмотренных пунктами 1,
2 части 1
статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
реализации специального проекта строительства в соответствии с Законом
Ульяновской области от 22.09.2017 № 100-ЗО «О некоторых мерах, способствующих
завершению строительства и вводу в эксплуатацию расположенных на территории
Ульяновской области многоквартирных домов, строительство которых осуществляется
(осуществлялось) с привлечением денежных средств граждан - участников долевого
строительства таких многоквартирных домов», нормативный показатель количества
мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру
допустимо принимать равным 0,27».
Доводы административного ответчика о том, что
оспариваемые положения РНГП не нарушают прав и законных интересов
административных истцов несостоятельны, поскольку административные истцы - Сосин К.М., Абрамова Е.Н., Семенович А.Ж.
являются жителями города Ульяновска, на территории которого при осуществлении
градостроительной деятельности оспариваемые положения Региональных нормативов
градостроительного проектирования должны учитываться.
Вместе с тем, суд считает не подлежащими
удовлетворению требования административного истца о признании недействующими
оспариваемых пункта 1.1.2, абзаца первого пункта 1.1.4 пункта 1.1. подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП, поскольку не усматривает противоречия
данных оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу.
Доводы административных истцов о том, что
действующим законодательством не предусматривается размещение машино-мест для
хранения индивидуального транспорта за пределами земельного участка при многоквартирном
доме, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п. 11.31 СП 42.13330.2016 допускается размещение машино-мест для
хранения индивидуального транспорта, в том числе для маломобильных групп
населения, за пределами земельного участка жилой застройки в радиусе пешеходной
доступности при условии организации подходов и размещения площадок отдыха в
соответствии с требованиями СП 59.13330 (Примечание 1, абзац 8).
Согласно пункту 5.1 СП 42.13330.2016 жилые зоны необходимо предусматривать в целях
создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания.
В жилых зонах размещаются объекты, к которым
отнесены, в том числе, гаражи (гаражи-стоянки) и стоянки для легковых
автомобилей, принадлежащих гражданам.
Пунктом 11.33 СП 42.13330.2016 предусмотрено, что на территории жилых зон, в том числе жилых
районов, микрорайонов рекомендуется предусматривать места для хранения и
паркования автомобилей в подземных и наземных
стоянках автомобилей в соответствии с таблицей 11.8 с учетом уровня
автомобилизации, принятого на расчетный срок согласно РНГП.
При таких обстоятельствах вышеуказанные положения о
распределении обеспеченности жителей многоквартирных домов машино-местами для
размещения индивидуального автомобильного транспорта в процентах от
нормативного количества таких машино-мест в границах земельного участка при
многоквартирном доме и за его пределами, о размещении количества индивидуального автомобильного транспорта в пределах улиц, дорог, проездов от
нормативного количества машино-мест и определении таких мест размещения не противоречат приведенным положениям СП 42.13330.2016.
Правового регулирования, предусматривающего
обязательность размещения машино-мест
для хранения индивидуального транспорта жителей многоквартирных домов исключительно на земельных участках при
многоквартирных домах и запрет на их размещении за пределами земельных участков
при многоквартирных домах, не имеется.
Ссылка в административном иске на
противоречие пунктов 1.1.2, абзаца первого пункта 1.1.4 пункта 1.1. подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП положениям части 1 статьи 48
Градостроительного кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку
указанная норма ГрК РФ не регулируют
вышеуказанные вопросы, касающиеся размещения машино-мест для хранения
индивидуального транспорта жителей многоквартирных домов.
Проанализировав положения статьи 36
Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды», статьи 12 Федерального закона от
8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, «Об
автомобильных дорогах в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», статей 1, 11, 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №
196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения», пункта 21 статьи 1 ГрК РФ, о нарушении которых имеется ссылка в
административном иске, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункт
1.1.2, абзац первый пункта 1.1.4 пункта 1.1.
подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП
не противоречат приведенным нормам Федеральных законов и ГрК РФ.
Также
у суда не имеется оснований для удовлетворения требования административных
истцов о признании недействующими абзаца второго подпункта 1.1.4, подпункта
1.1.5. пункта
1.1. подраздела 1.7.8 раздела 1.7 РНГП, поскольку они не противоречит
нормативным правовым акта, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того,
положения оспариваемых норм соответствуют пункту 11.32 СП 42.13330.2016, устанавливающему, что в зонах жилой застройки
предусматриваются стоянки для хранения и паркования легковых автомобилей населения при пешеходной
доступности не более 800 м, а в районах
реконструкции – не более 1200 м.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела суд
пришел к выводу о частичном удовлетворении требований административных истцов.
При этом отдельные положения приказа
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 18 марта 2020
года № 45-пр и приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ о внесении в него изменений подлежат
признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу,
поскольку до указанного времени данные нормативные правовые акты применялись и
на их основании реализовывались права граждан и организаций.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
В соответствии со
ст. 111 КАС РФ с административного
ответчика в пользу административного истца Сосина К.М. подлежат взысканию
расходы по оплате госпошлины в сумме 4000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Сосина
Константина Михайловича, Абрамовой Елены Николаевны, Семеновича Андрея Жанровича о признании недействующими нормативных
правовых актов удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда
подпункт «а» пункта 2 части 1 приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в
приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от
18.03.2020 № 45-пр», и подпункт 1.1.1.
пункта 1.1. подраздела 1.7.8 Региональных
нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области, утвержденных
приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 18
марта 2020 года № 45-пр «Об утверждении региональных нормативов
градостроительного проектирования Ульяновской области», в редакции приказа
Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении
изменений в приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области
от 18.03.2020 № 45-пр» в части:
- абзаца в таблице 13 пункта 1.1.1: «В случае реализации мероприятий по
комплексному развитию территории, предусмотренных пунктами 1,
2 части 1
статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
реализации специального проекта строительства в соответствии с Законом
Ульяновской области от 22.09.2017 № 100-ЗО «О некоторых мерах, способствующих
завершению строительства и вводу в эксплуатацию расположенных на территории
Ульяновской области многоквартирных домов, строительство которых осуществляется
(осуществлялось) с привлечением денежных средств граждан - участников долевого
строительства таких многоквартирных домов», нормативный показатель количества
мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта на квартиру
допустимо принимать равным 0,27».
В удовлетворении требований о признании
недействующими приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в
приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от
18.03.2020 № 45-пр» в остальной части, а также пунктов 1.1.2, 1.1.4, 1.1.5 Региональных
нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области, утвержденных
приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 18
марта 2020 года № 45-пр «Об утверждении региональных нормативов
градостроительного проектирования Ульяновской области», в редакции приказа
Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области от 19 сентября 2022 года № 229-ФЗ «О внесении
изменений в приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области
от 18.03.2020 № 45-пр» отказать.
Взыскать с Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Сосина Константина Михайловича в возмещение расходов по уплате государственной
пошлины 4000 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное решение суда составлено 23
июля 2025 года.