Судебный акт
О включении периодов работы в страховой стаж
Документ от 29.07.2025, опубликован на сайте 12.08.2025 под номером 120233, 2-я гражданская, о включении периолдов работы респулике Узбекистан в страховйо стаж для назначения пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                73RS0001-01-2024-009077-24

Дело № 33-2979/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   29 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Мокшина Леонида Васильевича – Пондякова Андрея Владимировича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
12 февраля 2025 года, с учетом определения об исправлении описки от 29 апреля 2025 года, по гражданскому делу № 2-573/2025, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Мокшина Леонида Васильевича к ОСФР по Ульяновской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Мокшина Л.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мокшин Л.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в общий страховой стаж и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 10 декабря 2024 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой величины ИПК.

В стаж не засчитаны следующие периоды: с 01.01.1991 по 05.08.1994 – работа в ***; с 24.11.1994 по 27.03.1995 – работа в ***; с 28.03.1995 по 22.02.1996 – работа на ***; с 23.02.1996 по 11.07.1996 – работа в ***; с 03.06.1997 по 18.02.1998 – работа в *** по причине того, что соглашения в области пенсионного обеспечения между Россией и Республикой *** в настоящее время отсутствуют.

С учетом изложенного, Мокшин Л.В. просил признать решение ОСФР по Ульяновской области от 10 декабря 2024 г. № *** ОСФР незаконным в части не включения в стаж работы периодов: с 01.01.1991 по 05.08.1994 – работа в ***; с 24.11.1994 по 27.03.1995 – работа в ***; с 28.03.1995 по 22.02.1996 – работа на ***; с 23.02.1996 по 11.07.1996 работа в ***; с 03.06.1997 по 18.02.1998 – работа в *** незаконным; обязать ответчика включить указанные периоды работы в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости с момента подачи заявления – с 27.08.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Мокшина Л.В. – Пондяков А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полнм объеме. В обоснование своей позиции указывает, что спорные периоды работы не включены в страховой стаж истца неправомерно, поскольку это противоречит положениям Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мокшин Л.В. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением от 27.08.2024 о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 10.12.2024 № *** истцу отказано в установлении пенсии по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 9-16).

При этом в страховой стаж Мокшину Л.В. не засчитаны периоды работы с 01.01.1991 по 05.08.1994 – в ***; с 24.11.1994 по 27.03.1995 – в ***; с 28.03.1995 по 22.02.1996 – на ***; с 23.02.1996 по 11.07.1996 в ***; с 03.06.1997 по 18.02.1998 – в ***.

Полагая, что он имеет право на включение спорных периодов в общий страховой стаж, Мокшин Л.В. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца протекали на территории Республики ***, с которой у Российской Федерации в настоящее время отсутствует международный договор в области пенсионного обеспечения, при этом доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд России истцом не представлено.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (действовало до 1 января 2023 г.), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от
22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.01.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В пункте 8 указанных Рекомендаций также разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов

Указанное Соглашение от 13 марта 1992 г. Федеральным законом от
11 июня 2022 г. № 175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой *** с 1 января 2023 г.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Таким образом, в силу вышеприведенных требований пенсионного законодательства, решение вопроса о зачете времени работы Мокшина Л.В. на территории Республики *** в страховой стаж истца, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Республикой *** или специального закона, которые в настоящее время отсутствуют.

Именно из такого толкования вышеприведенных норм национального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм международного права исходил суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований
Мокшина Л.В.

Приведенные в апелляционной жалобе истца доводы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, а потому подлежат отклонению.

Исходя из того, что Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой *** с 1 января 2023 г., иного соглашения в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой *** не подписано, в материалах дела отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России за истца за спорный период, основания для включения спорных периодов работы в страховой стаж истца отсутствуют.

При этом судебная коллегия учитывает, что истец обратился в пенсионный орган по вопросу назначения страховой пенсии 27.08.2024, то есть после денонсации Соглашения от 13.03.1992, в связи с чем, данное Соглашение не подлежит применению к спорным правоотношениям.

С учетом изложенного, оснований для включения Мокшину Л.В. в страховой стаж периодов работы имевших место на территории Республики *** не имеется.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 февраля
2025 года, с учетом определения об исправлении описки от 29 апреля 2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Мокшина Леонида Васильевича – Пондякова Андрея Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.08.2025