Судебный акт
Обязать МТУ Росимущество вынести соответствующие распорядительные акты
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 05.08.2025 под номером 120259, 2-я гражданская, обязать МТУ Росимущество вынести соответствующие распорядительные акты, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Связанные судебные акты:

Об изменении вида разрешенного использования зем. уч., заключении договора к-пр

Документ от 14.01.2025, опубликован на сайте 31.01.2025 под номером 116871, 2-я гражданская, обязать МТУ Росимущество вынести соответствующие распорядительные акты, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2024-000332-59

Судья Довженко Т.В.                                                               Дело №33а-2690/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Лифановой З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                      МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2024 года по делу № 2а-1-237/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление Каймакова Ювеналия Александровича к МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным отказа, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать отказ МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от 22 июля 2024 года о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** незаконным.

Возложить на МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанность изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** с вида разрешенного использования «защитные леса» на вид «жилая застройка» - код 2.0; заключить с Каймаковым Ю.А., Каймаковой Е.А. договор купли-продажи (аренды) указанных земельных участков. 

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения прокурора Пушистова В.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права, административного истца Каймакова Ю.А., его представителя Мокроусова С.Н., заинтересованного лица - Каймаковой Е.А., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Каймаков Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков.

В обоснование административного иска указал, что 16 апреля 2024 года он обратился с заявлением в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области по вопросу вынесения соответствующих распорядительных актов об определении и утверждении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** «жилая застройка» - код - 2.0; подаче заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на внесение сведений в ЕГРН в отношении указанных земельных участков, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, с обязательным приложением распорядительных актов об определении и утверждении вида разрешенного использования земельных участков «жилая застройка».

22 июля 2024 года поступил ответ МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области об отказе в совершении указанных выше действий, который Каймаков Ю.А. считает незаконным, поскольку Каймаков Ю.А. без разрешения административного ответчика не имеет возможности приобрести в собственность или оформить в аренду земельные участки под законно оформленными жилыми домами, что нарушает его права и законные интересы.

С учетом уточненных требований Каймаков Ю.А. просил признать ответ                 МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от                                  22 июля 2024 года незаконным; обязать административного ответчика изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** с вида разрешенного использования «защитные леса» на вид «жилая застройка» - код 2.0; обязать заключить с ним и Каймаковой Е.А. договор купли-продажи (аренды) указанных земельных участков. 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокурор Николаевского района Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Каймакова Е.А., ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое озеро», администрация МО «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, администрация Николаевского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В жалобе ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** находятся в собственности Российской Федерации, решение по вопросу образования названных земельных участков МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не принималось, процедура согласования и уведомления по включению указанных земельных участков в границы населенного пункта не проводилась. Образование земельных участков и регистрация права собственности проводилась без учета мнения и согласия собственника - Российской Федерации. Субъект Российской Федерации не обладал полномочиями на принятие решения по существу вопроса. Действия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по согласованию выделения из одного земельного участка двух и переводе их из земель лесного фонда в земли населенных пунктов являются незаконными и привели к нарушению прав Российской Федерации.

Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, земельные участки располагаются в территориальной зоне Р-4 (зона рекреационных объектов, лечебно-оздоровительных учреждений и учреждений отдыха).

В связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке генерального плана, границ поселка, а также, учитывая, что выделенные земельные участки находятся вне границ населенного пункта, их отнесение к категории земель населенных пунктов не представляется возможным, отсутствует согласование с Рослесхозом и Росимуществом.

Также в жалобе обращается внимание, на то, что согласно Положению об особоохраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 18 марта 2011 года № 7, в охранной зоне памятника природы регионального значения «Озеро «Белое» в радиусе 400 м от береговой линии запрещается предоставление земельных участков, а разрешенными видами деятельности и природопользования являются: регламентируемая рекреационная деятельность, проведение научно-исследовательских работ, выращивание деревьев и кустарников в целях сохранения ландшафтного облика памятника природы.

Спорные земельные участки расположены на расстоянии 31 м от кромки воды озера, то есть в охранной зоне памятника природы регионального значения                    «Озеро «Белое», в радиусе 400 м от береговой полосы, в территориальной зоне Р-4 (зона рекреационных объектов, лечебно-оздоровительных учреждений, и учреждений отдыха).

В жалобе также содержится ссылка, на то, что в отсутствие правоустанавливающих документов, земельные участки были огорожены Каймаковым Ю.А. забором. Однако ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» надлежащий лесной контроль не осуществляется, меры по демонтажу возведенного забора не принимаются.  Площадь спорных земельных участков в 23 раза превышает площадь находящихся на них строений, принадлежащих административному истцу.

В возражениях на апелляционную жалобу Каймаков Ю.А.                                           ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое озеро» просят решение суда оставить без изменения, жалобу  - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 14 января 2025 года решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Каймакова Ю.А.  отказано. 

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2025 года апелляционное определение от 14 января 2025 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ульяновский областной суд.

В судебное заседание, кроме Каймакова Ю.А., его представителя Мокроусова С.Н., заинтересованного лица - Каймаковой Е.А., прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно положениям частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на лицо, обратившееся с административным иском в суд возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Судом  установлено и следует из материалов дела, что Каймаков Ю.А. и Каймакова Е.А. являются собственниками жилого дома ***, 1956 года постройки, площадью 55,9 кв.м, кадастровый номер *** (право собственности зарегистрировано 13 марта 2020 года) и жилого дома ***, 1950 года постройки, площадью 45,6 кв.м, кадастровый номер *** (право собственности зарегистрировано 13 марта 2020 года), расположенных по адресу: *** (том 1 л.д. 168-173).

15 апреля 2022 года Каймаковы обратились в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области с заявлениями о согласовании предоставления на праве собственности земельных участков из земельного участка с кадастровым номером ***, с учетом нахождения в их собственности жилых домов.

Распоряжениями Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 22 июля 2022 года *** и *** согласовано предоставление земельных участков в аренду и их образование из состава земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в федеральной собственности, а также изменение их категории и отнесение к землям «населенных пунктов» (том 1 л.д. 174-179).

25 июля 2022 года в результате проведенного межевания земельного участка с кадастровым номером *** образовано два земельных участка *** (площадью 976 кв.м) и *** (площадью 1352 кв.м).

В пределах земельного участка с кадастровым номером *** расположен принадлежащий Каймаковым объект недвижимости с кадастровым номером ***.

В пределах земельного участка с кадастровым номером *** расположен принадлежащий Каймаковым объект недвижимости с кадастровым номером ***.

27 июля 2022 года Управлением Росрестра по Ульяновской области осуществлена государственная регистрация названных земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***. Собственником земельных участков является Российская Федерация.

Данные земельные участки выведены из состава «земель лесного фонда» и переведены в «земли населенных пунктов», при этом вид разрешенного использования остался прежний «защитные леса».

До настоящего времени земельные участки расположены вне границ населенного пункта МО «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, в зоне лесов, изменения в генеральный план муниципального образования в данной части не внесены.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** находятся в охранной зоне памятника природы регионального значения «Белое Озеро» (от 30 до 100 м от берега озера).

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 18 марта 2011 года № 7 (в ред. приказа Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 15 августа 2022 года № 36) утверждено Положение о памятнике природы регионального значения                           «Озеро «Белое».

Памятник природы расположен в Белозерском лесничестве. Граница проходит по побережью озера, включая сплавины и болото Лимбай; имеет общую площадь                  96 га; охранная зона - в радиусе 400 м от береговой линии.

На территории памятника природы запрещаются любые виды деятельности, если они противоречат целям создания памятника природы или причиняют вред природным комплексам и их компонентам, включая предоставление земельных участков, в том числе под застройку.

На территории памятника природы допускаются: регламентируемая рекреационная деятельность, проведение научно - исследовательских работ; выращивание деревьев и кустарников в целях сохранения ландшафтного облика памятника природы.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 октября 2016 года по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области возложена обязанность установить и описать границы особоохраняемой природной территории - памятника природы «Озеро «Белое» с указанием координат и отображением границ на картографических материалах.

Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от                               21 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновской областного суда от 11 июля 2023 года, кассационным определением Шестого кассационного суда от 25 декабря 2023 года, отказано в удовлетворении административного иска прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управлению Росреестра по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании действий по согласованию и выделению земельных участков, их переводе из одной категории земель в другую незаконными, отмене распоряжений, признании незаконной постановки земельных участков на кадастровый учет, возложении обязанности на Управление Росреестра по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», признании бездействия ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» по осуществлению надлежащего лесного контроля.

Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от                    19 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновской областного суда от 2 апреля 2024 года, отказано в удовлетворении административного иска Каймакова Ю.А. к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области об обязании внесения дополнения в распоряжения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области *** и *** от 22 июля 2022 года - указании в п.2 - «вид разрешенного использования земель, к которому подлежит отнести испрашиваемый земельный участок: код вида разрешенного использования - 2 «жилая застройка».

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 марта 2024 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 3 сентября 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления Каймакова Ю.А. к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании ответа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 27 октября 2023 года незаконным отказано. Производство по делу по требованиям Каймакова Ю.А. к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области об обязании внести дополнения (уточнение) в распоряжения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области № 467 и № 468, указав в п. 2 «Вид разрешенного использования - 2 «Жилая застройка», прекращено.

16 апреля 2024 года Каймаковы обратились в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлениями, в которых просили вынести соответствующие акты об определении и утверждении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ***  и *** «жилая застройка» - код - 2.0 с внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на «жилая застройка».

Согласно ответу МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от 22 июля 2024 года *** в удовлетворении указанных заявлений отказано. Административным ответчиком указано на неправомерное образование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков и на нахождение земельных участков в охранной зоне памятника природы регионального значения «Озеро «Белое», в радиусе 400 м от береговой полосы, где запрещено предоставление земельных участков, а разрешенными видами деятельности и природопользования являются: регламентируемая рекреационная деятельность, проведение научно-исследовательских работ, выращивание деревьев и кустарников в целях сохранения ландшафтного облика памятника природы (том 1      л.д. 4-5).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции, анализируя положения пункта 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31, статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 7, статьи 85, подпункта 6 части 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 11 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу о незаконности отказа                               МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области во внесении в ЕГРН изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, возложил на административного ответчика обязанность изменить вид разрешенного использования указанных участков с «защитные леса» на «жилая застройка» - код 2.0, а также обязал заключить с Каймаковыми договор купли-продажи (аренды) спорных земельных участков.

Также суд посчитал несостоятельными доводы МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о нахождении земельных участков в охранной зоне памятника природы регионального значения «Озеро «Белое», поскольку в ЕГРН не внесены границы данного памятника природы и его охранная зона не определена.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Согласно пункту 2 статьи 2 данного федерального закона, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

В силу пункта 4 статьи 2 этого же федерального закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 названного федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона                                         «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» до 1 июля 2020 года.

Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) относится к зонам с особыми условиями использования территорий (подпункт 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (далее - Правила), которые определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах (пункт 2 Правил).

Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима (пункт 3 Правил).

Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (пункт 5 Правил).

Согласно положениям пунктов 29, 30 Правил, в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.

На территории Ульяновской области отношения в сфере создания, охраны, использования и изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области регламентированы Законом Ульяновской области от 2 ноября 2020 года № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области» (далее - Закон Ульяновской области № 127-ЗО).

Пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области № 127-ЗО установлено, что губернатор Ульяновской области принимает решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, относящихся к категориям природных парков и памятников природы в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 11 Закона Ульяновской области № 127-ЗО предусмотрено, что особо охраняемая природная территория считается созданной со дня утверждения ее границ.

Пунктом 7 Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от  8 октября 2021 года № 484-П, предусмотрено, что в случае если предложение и прилагаемые к нему материалы, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, соответствуют требованиям настоящего Положения, комиссия рассматривает предложение с учетом требований части 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 11, части 2 статьи 12 и части 2 статьи 13 Закона Ульяновской области № 127-ЗО и по результатам рассмотрения предложения рекомендует Правительству Ульяновской области принять одно из следующих решений: 1) создать особо охраняемую природную территорию; 2) изменить установленный режим особой охраны особо охраняемой природной территории; 3) изменить площадь и границы особо охраняемой природной территории; 4) ликвидировать особо охраняемую природную территорию.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм в их системном единстве применительно к настоящему публичному спору, законодатель различает земли памятника природы, являющиеся разновидностью особо охраняемых природных территорий, моментом создания которых служит решение об утверждении их границ, и земли охранной зоны особо охраняемой природной территории, режим использования земельного участка в границах охранной зоны памятника природы подлежит определению Губернатором Ульяновской области.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ                  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

В настоящее время Губернатором Ульяновской области положение о памятнике природы регионального значения «Озеро «Белое»  не утверждено, не внесены в ЕГРН сведения о границах этого памятника (том  3 л.д. 43-43).

Как следует из выписки из ЕГРН  режим использования земельных участков - земли населенных пунктов (том 1 л.д. 16-28).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки расположены в охранной зоне памятника природы «Озеро «Белое»,  являются несостоятельными, судебной коллегией не принимаются, поскольку  в установленном законом порядке такие зоны не определены, сведения о них в ЕГРН не внесены.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории, которая осуществляется в том числе в виде градостроительного зонирования территорий, представляющего собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункты 1, 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.

Правила землепользования и застройки включают в себя также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В абзаце четвертом пункта 4 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации и в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся одинаковые положения, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от                 26 марта 2020 года № 631-О и от 30 июня 2020 года № 1491-О, приведенные положения пункта 4 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.

Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В случае, если использование указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (часть 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Аналогичная норма приведена в пункте 4 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из положений земельного и градостроительного законодательства прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходят из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 этого же Кодекса.

По смыслу указанных положений Земельного кодекса приобретение земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года                   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Как предусмотрено пунктами 2, 3 ч. 1 статьи 32 Закона «О государственной регистрации недвижимости», орган государственной власти обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

При этом как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания, в том числе: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе, реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования.

Уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является МТУ Росимущество, в полномочия которого входят:

принимает решения об изменении видов разрешенного использования, находящихся в федеральной собственности земельных участков при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 5.38);

принимает решения об определении вида разрешенного использования, находящихся в федеральной собственности земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (пункт 5.39).

В силу пункта 11 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ                      «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии с пунктом 34 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.

Согласно пункту 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как установлено судом, спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования                     «защитные леса», данные земельные участки выведены из земель лесного фонда, но не входят в границы населенного пункта поселок Белое Озеро, поскольку границы данного поселения не установлены, входят в границы МО Дубровское сельское поселение. Данные обстоятельства также были подтверждены в суде апелляционной инстанции, а именно: представленным Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования МО Дубровское сельское поселение, сведениями из публичной кадастровой карты.

Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, земельные участки располагаются в территориальной зоне Р-4 (зона рекреационных объектов, лечебно-оздоровительных учреждений и учреждений отдыха).

Судом первой инстанции установлено, что фактически дома, построенные в  1956 году и 1950 году, Каймаковыми используются в целях эксплуатации жилых помещений. Вид разрешенного использования земельных участков «защитные леса» не соответствует целям использования, так как на земельных участках расположены жилые дома, используются, как «жилая застройка».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412) вид разрешенного использования земельного участка «жилая застройка» включает в себя вид разрешенного использования земельного участка «размещение жилых домов различного вида». Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1, а именно: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка.

Как следует из ответа ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий                  «Белое Озеро», дом *** с кадастровым номером ***, 1956 года постройки, и жилого дома *** с кадастровым номером ***, 1950 года постройки были предназначены для проживания сотрудников данного санатория. Дома передавались вновь принятым сотрудникам для проживания на период работы в нём. Продажа жилья осуществлялась после приведенной приватизации собственниками жилых помещений. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными по запросу судебной коллегией реестровыми и инвентарными делами на указанные домовладения.

Более того, в соответствии с частью 6 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов

Как установлено судом, а также подтверждается материалами инвентарных дел, дом ***, 1956 года постройки, и жилой дом ***, 1950 года постройки были предоставлены гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки МО «Дубровское сельское поселение» утверждены в 2021 году. Таким образом, положения Градостроительного законодательства, указанные правила  землепользования и застройки МО «Дубровское сельское поселение» в соответствии с приведенной выше нормой  права на данные спорные правоотношения не распространяются.

Нахождения спорных земельных участков в рекреационной зоне Р-4, не является препятствием к изменению вида разрешенного использования данных объектов и  приобретения их в собственность. Спорные земельные участки имеют категорию - земли населенных пунктов, сведений о том, что они в силу закона изъяты из оборота отсутствуют.

Следовательно, препятствия для установления вида их разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство» с точки зрения их принадлежности к конкретной категории - «земли населенных пунктов», у ответчика отсутствовали.

Также правила землепользования и застройки МО «Дубровское сельское поселение» не распространяются на земельные участки испрашиваемые истцом, в связи с тем, что граница населенного пункта Белое озеро не установлена. Карта градостроительного зонирования является проектным предложением. Дома в соответствии с данной карты находятся в зоне Р-4, однако в соответствии со сводной картой градостроительного зонирования, приложенной к приказу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области границы населенного пункта Белое озеро не установлены, соответственно данные правила землепользования и застройки также не могут применяться в отношении населенного пункта с неустановленными границами.

С учетом приведенных выше положений Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к данному спору положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяются. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Каймаковы вправе приобрести спорные земельные участки под ними.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что решение по вопросу образования названных земельных участков МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области не принималось, процедура согласования и уведомления по включению указанных земельных участков в границы населенного пункта не проводилась, судебной коллегий не принимаются, являются несостоятельными, поскольку земельное, и градостроительное законодательство исходят из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними.

Кроме того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что  существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что действия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по согласованию выделения из одного земельного участка двух и переводе их из земель лесного фонда в земли населенных пунктов являются незаконными и привели к нарушению прав Российской Федерации, поскольку имеются вступившие в законную силу судебные акты, свидетельствующие об обратном.

Как следует из пояснений административного истца и его представителей, для обслуживания домовладений и их технического состояния, подведения коммуникаций, необходимо использование предоставленные им спорные земельные участки площадью 976 кв.м и 1352 кв.м под строениями площадью 45,6 кв.м и 55,9 кв.м

Ссылка в жалобе на то, что площадь спорных земельных участков в 23 раза превышает площадь находящихся на них строений, принадлежащих Каймаковым, не опровергает установленных выше обстоятельств, кроме того, в настоящее время спорные земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет с указанием площади.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отказ административного ответчика о внесении в ЕГРН изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ***  и *** и предоставлении рассматриваемых земельных участков в собственность Каймаковым без проведения торгов, нарушают данное им подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации право, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, предусмотренного подпунктом 5                 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Каймаковы полагали, что имеет место быть заключение договора купли – продажи, а не договора аренды.

В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения районного суда, путем исключения указание на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от                                 17 сентября 2024 года изменить, исключив указание на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июля 2025 года.