У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2025-000573-41
Судья Жилкина А. А.
Дело № 33а-2985/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
29 июля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Берхеевой Г.И.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 марта 2025 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 22 апреля 2025 года по
делу № 2а-923/2025, которым постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района г. Ульяновска, удовлетворить
частично.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность организовать искусственное
электрическое освещение дороги *** в течение 6 месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу.
В удовлетворении
требований к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г.
Ульяновска отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей
решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и
законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Ульяновска о
возложении обязанности организовать наружное освещение автомобильной дороги на ***
в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования
мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено,
что *** в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего
пользования. Элементы обустройства» отсутствует стационарное электрическое
освещение.
Прокурор просил суд
обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение 6
месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать нарудное
(уличное) *** в соответствии с требованиями ГОСР Р 52766-2007.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда первой инстанции
отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований.
В обосновании жалобы
указывает на то, что в настоящее время проект бюджета муниципального
образования «город Ульяновск» на 2025 год сформирован и с вязи с его дефицитом
большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г. Ульяновска, финансированием не обеспечены.
Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные
средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер.
В судебное заседание
кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.4 ст. 218
КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.
16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах
муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения
на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных
мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте,
городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах
муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального,
городского округа.
В силу п.5 ст. 3
Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением
Ульяновской Городской Думы 23.09.2014 № 119, к вопросам местного значения
городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности
дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования
парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на
автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в
дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация
дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 12
Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации
должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния
дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к
обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных
осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти (ч. 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании
установленным техническим регламентам и другим нормативным документам
возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2).
Согласно п. 4.6.1.1
ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах
предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами
на расстоянии от них не менее 100 м.
Требования
Государственного стандарта ГОСТ Р являются обязательными и направлены на обеспечение
безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ленинского района
г.Ульяновска проведена проверка соблюдения требований действующего
законодательства в части осуществления дорожной деятельности в отношении дороги
общего пользования ***, в ходе которой было установлено, что в нарушение
пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное освещение
этой улицы.
09.01.2025 в адрес
начальника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.
Ульяновска прокурором внесено представление об устранении выявленных в ходе
проверки нарушений, которые не устранены.
Поскольку
вышеуказанный участок дороги не соответствовал требованиям ГОСТ Р 52766-2007,
то суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении административного
иска прокурора и возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность
организовать наружное освещение указанной улицы. В иске к Управлению дорожного
хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска было отказано как к
ненадлежащему ответчику.
С выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
В
соответствии с п. 8 ст. 6
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа
относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах
населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального
или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К
полномочиям органов местного самоуправления в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт,
содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера
ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11 ст.13 Федерального закона
№ 257-ФЗ).
Довод
апелляционной жалобы о недостаточном финансировании дорожной деятельности и об
отсутствии денежных средств в бюджете для выполнения данных обязанностей, не
являются основанием к отмене правильного решения суда, поскольку отсутствие у
административного ответчика финансовых средств на осуществление мероприятий по содержанию
дорог в соответствии с действующим законодательством не может являться
основанием для освобождения его от исполнения возложенных на него законом
обязанностей.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального
и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не
имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 19 марта 2025 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 22 апреля 2025 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.07.2025