УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-000480-29
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-2993/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
29 июля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Леонченко А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-859/2025 по
апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 4 марта 2025 года, по которому постановлено:
исковые требования
Тазетдиновой Лилии Ринатовны к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов
работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости
и назначения досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Тазетдиновой
Лилии Ринатовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды ее работы с 02.07.1998 по
24.04.1999, с 28.04.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 в льготном
исчислении.
В остальной части иска отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Тазетдинова Л.Р. обратилась в суд
с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении
страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 29.12.2021
Тазетдинова Л.Р. обратилась в государственное учреждение – Отделение
Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФ
РФ по Ульяновской области) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии
по старости. Решением ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области от 11.04.2022 № *** ей
отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности
специального стажа – 30 лет. При этом в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды
работы с 02.07.1998 по 24.04.1999 и с 28.04.1999 по 04.08.2005 в качестве
медицинской сестры палатной в хирургическом отделении стационара в *** Считает
решение незаконным и необоснованным. ***» с 14.07.2007 переименован в ***).
Основной предмет деятельности учреждения – оказание ***. Списками от 06.09.1991
№ 464, от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781 предусмотрено наименование
учреждения «***», работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной
деятельности, при этом должность медицинской сестры палатной в хирургическом
отделении стационара предусмотрена Перечнем структурных подразделений
учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского
персонала. Работа в указанной должности в течение года засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1
год и 6 месяцев. Принимая во внимание, что в настоящее время истец продолжает
работать в той же должности в ***, период работы с 30.12.2021 по день вынесения
решения суда следует включить в стаж в льготном исчислении, и с учетом зачета
указанных выше периодов подлежит назначению страховая пенсия по старости.
Тазетдинова Л.Р. просила суд включить в специальный стаж
период работы с 02.07.1998 по 24.04.1999 и с 28.04.1999 по 04.08.2005 в
качестве медицинской сестры палатной в хирургическом отделении стационара в ***»,
период работы в той же должности в *** с 30.12.2021 по день вынесения решения
суда и досрочно назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом
20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», взыскать с ответчика в свою пользу государственную пошлину.
Судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено ГУЗ «Ульяновский
областной клинический госпиталь ветеранов войн».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01.11.1999
по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 в льготном исчислении – 1 год работы
за 1 год 6 месяцев в полном объеме.
В обоснование
жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального
права. Обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 Списка
от 06.09.1991 № 464, действующего по 31.10.1999, льготное исчисление сроков
выслуги (1 год работы за 1 год 6 месяцев) производилось среднему медицинскому
персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. При исчислении специального стажа в соответствии с указанным Списком
применяется перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах,
утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
15.10.1999 № 377, которым предусмотрено хирургическое отделение. Таким образом, включение в специальный стаж Тазетдиновой Л.Р. в льготном
исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) возможно только периодов работы с 02.07.1998 по 24.04.1999, с 28.04.1999 по 31.10.1999. Отмечает, что работа
Тазетдиновой Л.Р. в должности медицинской сестры палатой хирургического
отделения и дневного стационара не позволяет исчислять периоды ее работы с
01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 в льготном исчислении из
расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку Списками от 22.09.1999 №
1066, от 29.10.2002 № 781 предусмотрена должность операционной медицинской
сестры. В специальный стаж Тазетдиновой Л.Р.,
если и подлежат включению периоды работы медицинской сестрой палатной с
01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025, то только в календарном
исчислении. *** на Тазетдинову Л.Р. предоставлена
льготно-уточняющая справка от 06.04.2022 № *** за период работы с 20.07.1992 по
06.04.2022. Однако данная справка не содержит указания на льготное исчисление
всех спорных периодов работы истца. Также в соответствии с пунктом 2
статьи 14 Федерального закона №
400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при подсчете
страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Тазетдинова Л.Р. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования» 30.09.1999.
Следовательно, спорные периоды работы могут быть подтверждены только выпиской
из индивидуального лицевого счета, сформированной на основании сведений
(индивидуального) персонифицированного учета. По выписке из индивидуального
лицевого счета застрахованного лица Тазетдиновой Л.Р. периоды работы с
01.12.2007 по 31.12.2024 представлены с основанием (кодом) для досрочного
назначения страховой пенсии – «27-ГД» (как 1 год работы за 1 год), без
конкретизации хирургического профиля.
В возражениях на апелляционную жалобу Тазетдинова Л.Р. просит оставить
решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие
выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом
норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная
коллегия приходит к следующему.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии регулируется Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от
28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на
страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60 лет
(соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего
Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи,
при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 21,0 в 2021 году.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ срок назначения пенсии
зависит от даты, на которую выработан требуемый
медицинский стаж.
Так, при выработке медицинского стажа
продолжительностью 30 лет в
2021 году пенсия будет назначена через 36 месяцев, в 2022 году – через 48 месяцев, в
2023 и последующие годы – через 60 месяцев
со дня, на который выработана
требуемая продолжительность медицинского стажа
(приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с
применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим
при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации
принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное
обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1
данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения, применяются:
– список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;
– Список должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», –
для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по
31.12.2001 включительно;
– Список профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых
по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с
применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного
постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
– Перечень учреждений, организаций и должностей,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к
постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для
учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, 29.12.2021 Тазетдинова Л.Р., *** года рождения, обратилась в
государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (л.д. 31-33).
Решением ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области от
11.04.2022 №
*** Тазетдиновой Л.Р. отказано в досрочном установлении страховой пенсии по
старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности
специального стажа – 30 лет (л.д. 11-13, 25-28).
При этом в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы
с 02.07.1998 по 24.04.1999 (00-09-23) и с 28.04.1999 по 04.08.2005 (06-03-07) в
качестве медицинской сестры палатной в хирургическом отделении стационара в ***», поскольку наименование учреждения «***»
не предусмотрено Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от
29.10.2002 № 781.
Тазетдинова Л.Р. зарегистрирована в качестве застрахованного
лица в системе обязательного пенсионного страхования 15.09.1999.
На дату обращения в пенсионный орган (29.12.2021) у
Тазетдиновой Л.Р. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного
коэффициента, но продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
составила 18 лет 01 месяц 24 дня при требуемой – 30 лет.
Из записей трудовой книжки истца следует (л.д. 9):
– 17.07.1991 Тазетдинова Л.Р. принята на должность буфетчицы
в ***,
– 01.09.1991 переведена на должность санитарки в
хирургическое отделение,
– 1989-1992 – учеба в ***,
– 20.07.1992 переведена на должность медсестры
хирургического отделения,
– 01.07.1998 *** переименован в *** (с 02.07.1998 – как
следует из льготно-уточняющей справки, л.д. 10),
– 01.08.2007 *** переименован в *** (с 14.08.2007 – как
следует из льготно-уточняющей справки, л.д. 10),
– 05.10.2020 переведена в стационар дневного пребывания № 1
на должность медицинской сестры палатной,
– 10.03.2021 переведена в хирургическое отделение на
должность медицинской сестры палатной,
– 18.09.2021 переведена в стационар дневного пребывания № 1
на должность медицинской сестры палатной,
– 01.12.2021 переведена в хирургическое отделение на
должность медицинской сестры палатной.
Из отзыва *** следует, что Тазетдинова Л.Р. с
01.12.2021 по настоящее время работает в хирургическом отделении стационара в
должности медицинской сестры палатной. Работа выполнялась и выполняется в
течение полного рабочего дня в режиме сокращенной продолжительности рабочего времени,
предусмотренной статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации. В спорные
периоды Тазетдиновой
Л.Р. были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы с 25.04.1999 по
27.04.1999 (л.д. 51-88).
Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорных периодов в
специальный стаж работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости
незаконным, Тазетдинова Л.Р. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя
исковые требования в части включения в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) заявленных периодов
работы, суд исходил из того, что должность истца (медицинская сестра палатная)
и наименование учреждения предусмотрены соответствующими Списками должностей и
учреждений, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом суд
отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку
необходимая продолжительность специального стажа (30 лет) не достигнута.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности
включить Тазетдиновой Л.Р. в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с
02.07.1998 по 24.04.1999, с 28.04.1999 по 31.10.1999, а также отказа в досрочном назначении страховой пенсии по
старости по заявленному основанию.
В отношении периодов работы с 02.07.1998 по
24.04.1999, с 28.04.1999 по 31.10.1999 подлежат применению Списки от 29.10.2002 № 781, от 06.09.1991 № 464 (для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно).
Исчисление
сроков выслуги отдельным категориям работников здравоохранения, названным в Списке
от 06.09.1991 № 464, производится по правилам,
установленным в пункте 2
постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, в частности среднему
медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров – 1
год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за 1 год и 6
месяцев.
Поскольку
Тазетдинова Л.Р. в периоды с 02.07.1998 по 24.04.1999, с 28.04.1999 по
31.10.1999 работала в должности медсестры хирургического отделения ***,
должность и наименование учреждения в соответствии с пунктом 2
постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 позволяют исчислить
указанные периоды в льготном порядке (1 год работы за 1 год 6
месяцев), правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых
требований в данной части у суда первой инстанции не имелось.
Доводы возражений о том, что наименование учреждения *** не
предусмотрено Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066,
от 29.10.2002 № 781, судебная коллегия отклоняет.
Из устава
медицинского учреждения следует, что целью его создания является осуществление
дальнейшего развития и совершенствования специализированной
лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам войн, лицам,
приравненным к ним по льготам, а также лицам старше трудоспособного возраста,
проживающих на территории Ульяновской области и за ее пределами (л.д. 55-58).
Тазетдинова Л.Р. с 20.07.1992 работала в должности
медицинской сестры хирургического отделения ***, то есть осуществляла деятельность, связанную непосредственно с
охраной здоровья населения.
Несмотря на смену
названия учреждения с 02.07.1998 (***»), в котором она работала, должностные и
функциональные обязанности медицинского персонала данного учреждения, как и
самой Тазетдиновой Л.Р., не менялись независимо от переименования учреждения,
поскольку указанное учреждение фактически являлось ***
При этом работодателем подтверждено, что
работа истца выполнялась и выполняется в течение полного рабочего дня в режиме
сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной статьей 350
Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 51-88).
Ссылка на то обстоятельство, что в спорный период
работодатель отчитывался общими условиями труда, не может быть принята во
внимание ввиду следующего.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами
дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту
1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования» лица, работающие
по трудовому договору, подлежат
обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения
трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является
обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию
(статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой
обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды
работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в
страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с
этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части
трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета
размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую
гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем
постановлении от 10.07.2007 № 9-П указал, что неуплата страхователем в
установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный
фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц
в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования,
необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими
права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с
выводом суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области
обязанности включить Тазетдиновой Л.Р. в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с
01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев).
В отношении периодов работы с 01.11.1999 по 04.08.2005, с
30.12.2021 по 04.03.2025 подлежат применению Списки от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066
(для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01.11.1999 по 31.12.2001 включительно).
Согласно
подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №
781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке,
засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения
льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам,
работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях
по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж
работы как 1 год и 6 месяцев.
В
соответствии с пунктом 3
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, врачам
и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных
подразделениях согласно приложению,
один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в
соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Выделение
законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им
возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального
стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности,
сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными
характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной
основе.
В Перечнях
должностей врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения,
работа в которых дет право засчитать 1 год работы за 1 год и 6 месяцев,
содержащихся в Правилах от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, Списках
от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066, льготное исчисление
специального стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев)
предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований,
операционных медицинских сестер, включая старших, отделений хирургического
профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
согласно приложению.
Перечень должностей
по указанным Спискам является исчерпывающим и расширительному толкованию не
подлежит.
Доказательств того,
что Тазетдинова Л.Р. в периоды с 01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021
по 04.03.2025 выполняла работу в должности операционной медицинской сестры в
течение полного рабочего дня каждый день, в материалы дела не представлено.
Льготно-уточняющая справка, выданная
работодателем, также не содержит данных о выполнении истцом медицинской
деятельности в должностях и подразделениях, работа в которых дает право на
применение к указанным периодам льготного порядка исчисления – как 1 год работы
за 1 год и 6 месяцев, в соответствии с Правилами
от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999 № 1066 (л.д. 10).
Учитывая, что после 01.11.1999 Тазетдинова Л.Р. занимала должность медицинской сестры палатной,
которая согласно Правилам и Спискам от 29.10.2002 № 781, от 22.09.1999
№ 1066 не входит в перечень должностей врачей и среднего
медицинского персонала, работа которых засчитывается в стаж работы, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6
месяцев, правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с
01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев)
у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, принимая во внимание приведенные нормы
пенсионного законодательства, периоды работы с 01.11.1999 по 04.08.2005, с
30.12.2021 по 04.03.2025 подлежат включению в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в календарном
исчислении (1 год работы за 1 год).
Таким образом, заявленные истцом периоды работы подлежат
включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального
закона «О страховых пенсиях», в следующем порядке:
– периоды работы с 02.07.1998 по 24.04.1999, с 28.04.1999 по
31.10.1999 – в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев),
– периоды работы с 01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по
04.03.2025 – в календарном исчислении (1 год работы за 1 год).
Согласно дополнительным пояснениям ОСФР по Ульяновской
области при включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев)
периодов работы с 02.07.1998 по 24.04.1999, с 28.04.1999 по 31.10.1999 и в
календарном исчислении с 01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 31.01.2025
продолжительность специального стажа истца, дающего право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составит 28 лет 11 месяцев
25 дней при требуемой не менее 30 лет (л.д. 89-90).
В
связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа,
требуемого для досрочного назначения страховой пенсии, вывод суда об отсутствии
оснований для возложения на ответчика обязанности по досрочному назначению
истцу страховой пенсии по старости является правильным.
Необходимые условия для досрочного назначения страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» не соблюдены, что препятствует истцу в досрочном назначении
страховой пенсии по старости по заявленному основанию.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части
возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить Тазетдиновой
Л.Р. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона
«О страховых пенсиях», периоды работы с 01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021
по 04.03.2025 в льготном исчислении, принять в отмененной части новое решение,
которым возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить
Тазетдиновой Л.Р. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 01.11.1999 по
04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 – в календарном исчислении (1 год работы за 1 год). В остальной части
решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4
марта 2025 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности
включить Тазетдиновой Лилии Ринатовне в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с
01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025 в льготном исчислении,
принять в отмененной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479)
включить Тазетдиновой Лилии Ринатовне (СНИЛС 058-034-832 58) в специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях», периоды работы с 01.11.1999 по 04.08.2005, с 30.12.2021 по 04.03.2025
в календарном исчислении (1 год работы за 1 год).
В остальной части решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
01.08.2025