У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2025-002276-11
Судья Чуваева Т. Н. Дело №
33а-3464/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
29 июля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Берхеевой Г.И.
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абдуллова
Айдара Ильдусовича на решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года по делу № 2а-1650/2025, которым
постановлено:
Административное исковое заявление Федерального
казенного учреждения Исправительная колония № 9 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора в
отношении осужденного Абдуллова Айдара Ильдусовича удовлетворить частично.
Установить
административный надзор в отношении Абдуллова Айдара
Ильдусовича, ***, на срок погашения судимости по приговору Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 28.12.2020, то есть по
12.03.2031, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с установлением
следующих административных ограничений:
1. обязательная явка на
регистрацию 1 раз в месяц в органах внутренних дел по месту жительства,
пребывания или фактического нахождения;
2. запретить
пребывание вне жилого или
иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного
лица в период с
22:00 часов до 06:00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых
обязанностей, обращения за медицинской помощью.
Срок
административного надзора исчислять со дня постановки лица на учет в органе
внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического
нахождения после освобождения из мест лишения свободы.
В удовлетворении остальной части административного искового
заявления отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-9 УФСИН России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым
заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Абдуллова А.И.
Требования
мотивированы тем, что приговором Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 16.10.2024 Абдуллов А.И. осужден *** к наказанию в виде
лишения свободы на срок 1 год с отбыванием в исправительной колонии строгого
режима.
Начало срока отбытия наказания - 23.12.2024,
конец срока - 07.08.2025.
После освобождения из мест лишения свободы Абдуллов А.И. намерен
выехать на постоянное место жительства по адресу: ***
Абдуллов А.И. прибыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области
для отбывания наказания 20.01.2025, и зарекомендовал себя следующим образом:
допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, также поощрялся
администрацией исправительного учреждения.
Трудоустроен, принимает участие в работах по благоустройству территории
исправительного учреждения.
Имеет среднее специальное образование.
Состоит на профилактическом учете как «склонный к употреблению и
приобретению наркотических, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских
препаратов и алкогольных напитков».
Ранее Абдуллов А.И. приговором Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 28.12.2020 был осужден по части 3 статьи 30, части 1 статьи 161
УК РФ, на основании части 5 статьи 69
УК РФ к лишению свободы на срок четыре года с отбыванием в исправительной
колонии строгого режима.
Решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 22.12.2022 в отношении Абдуллова А.И. был установлен
административный надзор на срок 8 лет, с установлением административных
ограничений.
Учитывая поведение осужденного в местах лишения свободы, тяжесть
совершенного преступления и высокую вероятность повторного совершения новых
преступлений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, просило установить в
отношении осужденного Абдуллова А.И. административный надзор сроком на 3
года с установлением следующих административных ограничений:
1. запретить пребывание вне
жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) на
территории Российской Федерации в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
2. запретить выезжать за
пределы территории муниципального образования субъекта Российской Федерации,
избранного местом жительства (пребывания), за исключением случае исполнения
трудовых обязанностей, а также в случае перемены места жительства на другой
субъект Российской Федерации - за пределы территории этого субъекта Российской
Федерации по избранному месту жительства;
3. запретить посещение мест
общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на
розлив;
4. обязательная явка в орган
внутренних дел 1 раз в месяц по месту жительства (пребывания) для регистрации.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Абдуллов А.И. просит
решение суда изменить, снизить срок административного надзора до трех лет,
исключить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения в период
времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В обоснование жалобы
указывает на наличие у него заболевания ***, в связи с чем ему рекомендовано
принимать на ночь сильнодействующие медицинские препараты, под действиями
которых, он может не услышать прихода надзорных органов с проверкой. Проверка в
ночное время усложнит ему жизнь и снизит его трудоспособность в течение
следующего дня.
Обращает внимание на
то, суд первой инстанции установил необоснованный срок административного
надзора.
В суде первой инстанции он ходатайствовал о запросе медицинских
документов, которые бы подтвердили наличие у него заболевания ***, но его
ходатайства не были разрешены.
В дополнениях к апелляционной жалобе Абдуллов А.И. ссылается на
постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 03.07.2025, которым
оставшаяся часть не отбытого наказания в виде лишения свободы заменена на
ограничение свободы.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность
обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с установлением,
продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной
отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений,
урегулированы Федеральным законом
от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).
Согласно статье 2
данного Федерального закона административный надзор устанавливается для
предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3
настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания
на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты
государственных и общественных интересов.
В силу части 1 статьи
3 Закона об административном надзоре, административный надзор
устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении
совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения
свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1)
тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве
преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4)
двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228,
ст. 228.3,
ч. 1 ст. 231,
ч. 1 ст.
234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи
3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1
настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось
злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо,
отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо
неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более
административных правонарушения против порядка управления и (или)
административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и
общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную
нравственность.
При этом согласно части 2 статьи 3 Закона об
административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от
наличия оснований, предусмотренных частью 3
настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого
или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо
неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой
неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица,
указанного в части 2.1
настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо
опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления, предусмотренного пунктом «л»
части второй статьи 105, пунктом «е»
части второй статьи 111, пунктом «з»
части второй статьи 117, частью
четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам
политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти
или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо
социальной группы), статьями 205
- 205.5,
206,
208,
211,
220,
221,
277
- 279,
282
- 282.3,
295,
317,
357,
360
и 361
Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под
административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению
свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица,
указанного в части 2.1
настоящей статьи).
При одновременном наличии нескольких
оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя
из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок
административного надзора (ст. 3,
ч. 1 ст. 5
Закона об административном надзоре).
Из материалов дела
следует, что приговором Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
28.12.2020 Абдуллов А.И. осужден
по части 3 статьи 30, части 1 статьи 161 УК РФ, в
соответствии с частью 5 статьи 69 УК РФ (приговор
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 02.07.2020 по ч. 3 ст. 30, п. «г»
ч. 2 ст. 161 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ) к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года
с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Согласно вышеуказанному приговору
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28.12.2020 в
действиях Абдуллова А.И. при осуждении за совершение тяжкого преступления имел место опасный рецидив
преступлений.
Решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 22.12.2022 в отношении Абдуллова А.И., освобождаемого
из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение
преступления при опасном рецидиве преступлений, был установлен административный
надзор сроком на 8 лет.
Абдуллов А.И. был освобожден по отбытии срока
наказания 13.03.2023 и был поставлен на профилактический учет в органе
внутренних дел по месту жительства.
В период
нахождения под административным надзором совершил преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 158 УК РФ, за которые осужден 02.10.2023 мировым судьей
судебного участка № 7 Ленинского судебного района г. Ульяновска, 26.10.2023 мировым судьей судебного участка Старомайнского судебного
района Ульяновской области, 21.11.2023 мировым судьей судебного участка № 4
Ленинского судебного района г. Ульяновска, 17.01.2024 мировым судьей судебного участка № 2
Заволжского судебного района г. Ульяновска, к
лишению свободы и был направлен к месту отбывания наказания.
Освободился 11.06.2024 по отбытии срока.
Абдуллов А.И. на момент рассмотрения настоящего дела
судом отбывал наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области по
приговору Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
16.10.2024, которым осужден по части 1 статьи 158 УК РФ, подлежал освобождению
07.08.2025 по окончанию срока отбытия наказания в виде лишения свободы.
За период отбывания
наказания в местах лишения свободы Абдуллов А.И. допустил нарушение
установленного порядка отбывания наказания, также поощрялся администрацией
исправительного учреждения.
Разрешая данные
требования, районный суд правильно применил нормы материального права,
регулирующие возникшие правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу
о наличии оснований для установления в
отношении Абдуллова А.И.
административного надзора, как лица, совершившего преступление при
опасном рецидиве.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, судом первой инстанции правильно в соответствии с
требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 №
64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» установлен срок административного надзора на срок, установленный
законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом
срока, истекшего после отбытия наказания.
При решении вопроса
об объеме и характере административных ограничений районный суд, правильно
установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным
доказательствам и с учетом тяжести совершенного Абдулловым А.И. преступления,
имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения
в период отбывания наказания, определил перечень административных ограничений,
подлежащих установлению.
Выводы суда в этой
части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы», разъяснениям, данным в пункте 22
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Оснований для
исключения каких-либо административных
ограничений, установленных в отношении Абдуллова А.И судебная
коллегия не усматривает, полагает, что установленный судом административный
надзор обеспечит профилактическое воздействие на административного ответчика,
будет способствовать предупреждению совершения противоправных действий.
Установление
административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и
оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных
из мест лишения свободы согласуется с нормой части 3 статьи 55 Конституции
Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина
для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем
конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Судебная коллегия
обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9
Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре
за лицами, освобождаемыми из мест
лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока административного
надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица
либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность
поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и
выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания
обстоятельств, может частично отменить административные ограничения
(ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом
срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.
Таким образом,
Абдуллов А.И. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за
решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о
досрочном прекращении административного надзора.
Принимая во внимание,
что при принятии решения судом не было допущено нарушения норм материального и
процессуального права, то оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, судом
апелляционной инстанции установлено, что 03.07.2025, то есть, после принятия
оспариваемого решения, Заволжский районным судом г. Ульяновска принято
постановление, которым не отбытая Абдулловым А.И. часть наказания в виде
лишения свободы сроком 1 месяц 4 дня, назначенного по приговору Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 16.10.2024, заменена наказанием в виде
ограничения свободы на срок 2 месяца 8 дней.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об
административном надзоре при замене неотбытой части наказания в виде лишения
свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня
отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Таким образом,
решение суда первой инстанции подлежит изменению в части исчисления срока
административного надзора, с указанием на его исчисление со дня отбытия наказания в виде ограничения
свободы.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что данный довод жалобы о замене
не отбытого наказания в виде лишения свободы на ограничение свободы, не влияет
на правильность принятого по делу решения, поскольку административный надзор
судом установлен на срок погашения судимости по приговору по приговору Чердаклинского районного
суда Ульяновской области от 28.12.2020, по которому Абдуллов А.И.
освобожден 13.02.2023.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 13
мая 2025 года изменить в части
исчисления срока административного надзора, указав на его исчисление со дня отбытия наказания в виде ограничения
свободы.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдуллова Айдара Ильдусовича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 31.07.2025.