УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Леонтьева И.А. Дело №7-460/2025
73RS0002-01-2025-001192-71
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
10 июля 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России от 14 февраля 2025 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 30 апреля 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-357/2025),
установил:
постановлением заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России
от 14.02.2025 администрации г.Ульяновска назначено административное наказание в
виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.17.14 КоАП
РФ.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30.04.2025
указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления верно указано,
что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное
статьей 17.14 КоАП РФ - нарушение должником законодательства об исполнительном
производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного
пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов по вышеуказанному
исполнительному производству. В остальной части постановление оставлено без
изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными
постановлением должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими
отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что взыскание штрафов связано
с невозможностью исполнения решений судов из-за дефицита средств бюджета.
Администрация города Ульяновска неоднократно направляла обращения в Ульяновскую
Городскую Думу и Губернатору Ульяновской области о выделении финансирования.
Получены ответы, что указанным вопросам уделяется первоочередное внимание и
вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных обязательств
муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте общего
имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора стоят
на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и
судебную практику Верховного Суда РФ, на отсутствие надлежащего финансирования,
полагает, что дело подлежит прекращению по ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Указывает, что администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом, в структуру которого входит Управление
жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляющее бюджетные полномочия главного
распорядителя, администратора и получателя средств местного бюджета. При этом
осуществление общего руководства и контроля за формированием перечня объектов
капитального ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск»
возложено на заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской
инфраструктуры).
Утверждает, что при вынесении постановления судебным
приставом-исполнителем в нарушение принципов всестороннего, полного,
объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела не была дана
оценка документам и письменным пояснениям, данным представителем администрации
города Ульяновска при составлении протокола, и бремя доказывания невиновности в
совершении административного правонарушения возложено на лицо, привлекаемое к
административной ответственности, что повлекло нарушение презумпции
невиновности администрации города Ульяновска.
Согласно п.4.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального
хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской
Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных)
органов администрации города Ульяновска», Управление жилищно-коммунального
хозяйства администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия
главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного
бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и
решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 № 80 «О бюджетном процессе в
муниципальном образовании «город Ульяновск», бюджет муниципального образования
«город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой, а не
администрацией города Ульяновска. Администрация города Ульяновска не вправе
производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета,
имеющих целевое назначение, в связи с чем полагает, что в деянии администрации
города Ульяновска отсутствует состав административного правонарушения,
предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 15.07.1999 № 11-П, полагает, что штрафные санкции отрицательно
скажутся на решении вопросов местного значения, возложенных на администрацию
города Ульяновска действующим законодательством.
По состоянию на 10.04.2025 на исполнении в отделах
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области находятся 319
исполнительных производств. Общая потребность в денежных средствах на
исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов
составляет более 5 миллиардов
рублей и более 1,1 миллиарда рублей на исполнение решений судов в сфере
дорожного хозяйства.
Решением Ульяновской Городской Думы от 4 декабря 2024 года
№154 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на
2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» утвержден бюджет
муниципального образования «город Ульяновск, который является дефицитным.
Указывает, что судебным приставом-исполнителем в адрес
администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования: о
необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда.
Ссылаясь на то, что в адрес администрации города Ульяновска
фактически вынесены требования, обязывающие выполнить одни и те же действия,
направленные на исполнение решения суда и охватывающиеся диспозицией ч.2.1
ст.17.15 КоАП РФ, считает, что в действиях администрации города Ульяновска
отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1
ст.17.14 КоАП РФ.
Ссылается на судебную практику по аналогичным делам
Засвияжского районного суда города Ульяновска
В судебное заседание участники
производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив
материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к
выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска верно квалифицировано
по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение
должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся, в том
числе, в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную
силу решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 24.05.2012 на
администрацию г.Ульяновска возложена обязанность произвести замену оконных
блоков в подъездах с 1 по 3 и с 5 по 8, капитальный ремонт фасада и отмостки по
всему периметру дома, замену стояков на канализации в квартирах №№110, 2, 3, 6,
7, 8, 9, замену внутренних дверных блоков в тамбурах с 1 по 3 и с 5 по 8
подъезды, асфальтирование внутридомовой проездной дороги с устройством уклона
отвода воды дома 24 по проспекту 50-летия ВЛКСМ
в г.Ульяновске (л.д. 12-13).
09.02.2013 возбуждено исполнительное производство и
установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного
документа (л.д. 14).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
02.08.2018 в отношении администрации г.Ульяновска в рамках
исполнительного производства вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора (л.д. 15).
В связи с не исполнением требований исполнительного
документа администрации г.Ульяновска неоднократно назначался новый срок
исполнения требований исполнительного документа.
24.01.2025 в адрес администрации г.Ульяновска судебным
приставом исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено требование о предоставлении
информации об исполнении требований исполнительного документа в срок до 09
часов 00 минут 03.02.2025, которое было получено администрацией г.Ульяновска
28.01.2025, и согласно которому подлежали предоставлению сведения: 1. об
исполнении требований вышеуказанного решения по вышеуказанному дому; 2. об
исполнении требования исполнительного документа частично, либо полностью; 2.1
указать объем исполненных требований, а так же указать причины не исполнения требований
исполнительного документа в полном объеме, а также предоставить документы,
подтверждающие выполнение объема исполненных требований с указанием номера акта
выполненных работ, и приложением акта выполненных работ и фототаблиц
выполненных работ; 3. предоставить локальный сметный расчет для исполнения
требований исполнительного документа за 2023 год, 2024 год, 2025 год, а в случае
отсутствия сметы на проведение работ, представить информацию по каким причинам
длительное время не была составлена смета, с подтверждающими документами, также
указать номера писем и ответов; 4. предоставить таблицы потребности в
бюджетных ассигнованиях на 2023 год, 2024 год и
2025 год и плановый период 2025 год, на 2026 и 2027 годы; 5. предоставить
план организационных мероприятий по подготовке проекта бюджета МО г.Ульяновск
на 2024 год, 2025 год и плановый 2026 и 2027 годы; 6. в какую государственную
программу и категорию входит вышеуказанный исполнительный документ; 7. предоставить
информацию о том, вносились ли изменения в сводную бюджетную роспись за 2023 и
2024 годы в связи с превышениями ассигнований. В случае внесения изменений было
представить подтверждающие документы, также указать номера писем и ответов; 8. какие меры
были приняты для исполнения вышеуказанного решения суда, какие обращения
направлялись по конкретному решению; 9. подана ли заявка о выделении
финансирования на исполнение вышеуказанного решения, и если да, предоставить
следующие документы: заявку о выделении денежных средств, сопроводительный
документ к заявке о финансировании, перечень объектов, подлежащих ремонту, акт
их обследования, дефектнуя ведомость, предварительную смету расходов,
заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения
сметной стоимости капитального ремонта; 10. предоставить документы,
подтверждающие выделение финансирования денежных средств, в случае частичного
исполнения решения суда по вышеуказанному адресу; 11. предоставить информацию о
направлении вместе с заявкой на выделение денежных средств копии
исполнительного документа, постановление о возбуждении исполнительного
производства, постановление о назначении нового срока исполнения решения суда,
если направлялись, указать номера писем и ответов; 12. предоставить информацию
об обращении за дополнительным финансированием, в связи большим количеством
исполнительных документов неимущественного характера и необходимостью их
исполнения. Если направлялись указать номера писем и ответов; 13. в случае
отказа в финансировании предоставить копию ответа; 14. предоставить документальное
подтверждение о том, участвовали в планировании бюджета, если да,
рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение указанного выше решения суда; 15. предоставить документальное
подтверждение об обращении за выделением субсидий из бюджета на исполнение
решение суда; 16. предоставить документальное подтверждение о том, направлялось
ли предложение в Законодательное собрание Ульяновской области об изменении
бюджета с целью выделения денежных средств на исполнение решения суда, если
направлялись указать номера писем и ответов (л.д.16).
В установленный срок требование судебного
пристава-исполнителя от 24.01.2025 не было исполнено надлежащим образом в части
предоставления следующей информации: предоставить документы, подтверждающие
выполнение объема исполненных требований с указанием номера акта выполненных
работ, и приложением акта выполненных работ и фототаблиц выполненных работ
(п.2.1 требования, л.д.16); предоставить локальный сметный расчет для
исполнения требований исполнительного документа за 2023 год, 2024 год (п.3
требования, л.д.16); предоставить информацию о том, вносились ли изменения в
сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024 годы в связи с превышениями
ассигнований, а в случае внесения должнику представить подтверждающие
документы, также указать номера писем и ответов (п.7 требования, л.д.16); какие меры были приняты для исполнения
вышеуказанного решения суда, какие обращения направлялись по конкретному
решению (п.8 требования, л.д.16); подана ли заявка о выделении финансирования
на исполнение вышеуказанного решения, если да, предоставить следующие
документы: заявку о выделении денежных средств, сопроводительный документ к
заявке о финансировании, перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их
обследования, дефектную ведомость, предварительную смету расходов, заключение
государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости
капитального ремонта (п.9 требования, л.д.16); предоставить информацию об
обращении за дополнительным финансированием, в связи большим количеством
исполнительных документов неимущественного характера и необходимостью их
исполнения. Если направлялись, указать номера писем и ответов (п.12 требования,
л.д.16); в случае отказа в финансировании предоставить копию ответа (п.13
требования, л.д.16); предоставить документальное
подтверждение о том, участвовали в планировании бюджета, если да,
рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение указанного выше решения суда (п.14 требования, л.д.16); предоставить
информацию об обращении за выделением субсидий из бюджета на исполнение решение
суда (п.15 требования, л.д.16); предоставить документальное подтверждение о
том, направлялось ли предложение в Законодательное собрание Ульяновской области
об изменении бюджета с целью выделения денежных средств на исполнение решения
суда, если направлялись указать номера писем и ответов (п.16 требования,
л.д.16).
По данному факту 04.02.2025 судебным приставом-исполнителем
в отношении администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 33).
Как указано выше, постановлением заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России от 14.02.2025 администрация г.Ульяновска привлечена к
административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ с назначением
наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30.04.2025
указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления верно указано,
что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное
статьей 17.14 КоАП РФ - нарушение должником законодательства об исполнительном
производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного
пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов по вышеуказанному
исполнительному производству. В остальной части постановление оставлено без
изменения.
С учетом непринятия администрацией г.Ульяновска необходимых
и достаточных мер по исполнению требования судебного пристава-исполнителя,
судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация г.Ульяновска
обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП
РФ за то, что, являясь должником по исполнительному производству, допустила
нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в
невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, в срок до 03.02.2025.
Вина юридического лица в совершении вменяемого
правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым
судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11
КоАП РФ.
В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных
выводов не опровергнута.
К уважительным причинам неисполнения законных требований
судебного пристава-исполнителя в установленный срок относятся чрезвычайные,
объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные,
непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств наличия
чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения
администрацией г.Ульяновска в полном объеме законного требования судебного
пристава-исполнителя в установленный срок, в материалах дела не имеется.
Запрошенные документы и
письменные пояснения в адрес судебного пристава в установленный срок в полном
объеме представлены не были.
Имеющийся в материалах дела ответ
администрации г.Ульяновска от 31.01.2025 №*** с приложением документов на
требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации от 24.01.2025,
зарегистрированный в СОСП по Ульяновской области 03.02.2025 (л.д.17-32), не
свидетельствует об исполнении указанного требования в полном объеме.
Как указано выше администрацией города Ульяновска не были
представлены следующие сведения: предоставить документы, подтверждающие
выполнение объема исполненных требований с указанием номера акта выполненных
работ, и приложением акта выполненных работ и фототаблиц выполненных работ
(п.2.1 требования, л.д.16); предоставить локальный сметный расчет для
исполнения требований исполнительного документа за 2023 год, 2024 год (п.3
требования, л.д.16); предоставить информацию о том, вносились ли изменения в
сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024 годы в связи с превышениями
ассигнований, а в случае внесения должнику представить подтверждающие
документы, также указать номера писем и ответов (п.7 требования, л.д.16); какие меры были приняты для исполнения
вышеуказанного решения суда, какие обращения направлялись по конкретному
решению (п.8 требования, л.д.16); подана ли заявка о выделении финансирования
на исполнение вышеуказанного решения, если да, предоставить следующие
документы: заявку о выделении денежных средств, сопроводительный документ к
заявке о финансировании, перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их
обследования, дефектную ведомость, предварительную смету расходов, заключение
государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости
капитального ремонта (п.9 требования, л.д.16); предоставить информацию об
обращении за дополнительным финансированием, в связи большим количеством
исполнительных документов неимущественного характера и необходимостью их
исполнения. Если направлялись указать номера писем и ответов (п.12 требования,
л.д.16); в случае отказа в финансировании предоставить копию ответа (п.13
требования, л.д.16); предоставить документальное
подтверждение о том, участвовали в планировании бюджета, если да,
рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение указанного выше решения суда (п.14 требования, л.д.16); предоставить
информацию об обращении за выделением субсидий из бюджета на исполнение решение
суда (п.15 требования, л.д.16); предоставить документальное подтверждение о
том, направлялось ли предложение в Законодательное собрание Ульяновской области
об изменении бюджета с целью выделения денежных средств на исполнение решения
суда, если направлялись указать номера писем и ответов (п.16 требования,
л.д.16).
Доводы жалобы о том, что судебным приставом-исполнителем в
адрес администрации г.Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования о
необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда подлежат отклонению.
В силу статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю
предоставлено право совершения действий, направленных на создание условий для
применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к
полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в
исполнительном документе, в том числе предоставлено право запрашивать
необходимые сведения об исполнении решения суда и мерах, предпринятых должником
для исполнения судебного решения, получать объяснения и иную информацию в
рамках исполнительного производства.
В настоящем случае требование о предоставлении запрашиваемой
судебным приставом-исполнителем информации и документации не выходит за пределы
полномочий судебного пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается
конкретного исполнительного производства и направлена на создание условий для
полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного
документа.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи
районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не
влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены,
наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в
минимальном размере.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 14 февраля 2025 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 30 апреля 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника
администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья Д.А.
Логинов