Судебный акт
Предоставление мер социальной поддержки
Документ от 22.07.2025, опубликован на сайте 08.08.2025 под номером 120380, 2-я гражданская, об обязании обеспечить сложной ортопедической обувью, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2024-008343-30               Судья Высоцкая А.В.                                                                         Дело № 33-2441/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        22 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Санатулловой Ю.Р.,

судей Федоровой Л.Г., Малышева Д.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 7 февраля 2025 года по гражданскому делу  № 2-238/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить мерами социальной поддержки, компенсации морального вреда, удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего *** года рождения, *** в количестве 4 штук. Решение суда в указанной части считать исполненным.

Взыскать с Министерства социального развития Ульяновской области в пользу Листратовой Ирины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетнего ***, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности предоставить меры государственной социальной поддержки, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано на то, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению  Листратовой И.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего *** года рождения, о нарушении права несовершеннолетнего на предоставление меры государственной социальной поддержки, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

26.06.2024 законным представителем несовершеннолетнего *** – Листратовой И.Н. в областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области) подано заявление о постановке на учет для предоставления меры государственной поддержки в виде бесплатного обеспечения *** в количестве 4 штук, в этот же день ОГКУСЗН Ульяновской области выдано уведомление о постановке несовершеннолетнего *** на учет.

Между тем, в нарушение пункта 6 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в *** помощи, в Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.01.2007 № 29, направление на обеспечение *** изделиями было выдано законному представителю несовершеннолетнего ответчиком лишь 18.10.2024.

В связи с чем прокурор просил суд обязать Министерство социального развития Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего *** года рождения, *** в количестве 4 штук, взыскать с Министерства социального развития Ульяновской области в пользу Листратовой И.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ***, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. (л.д. 3-7, 41-42).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области), Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, признать Министерство Ульяновской области ненадлежащим ответчиком и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Ульяновской области.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Министерство социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство. Согласно Положению о Министерстве социального развития Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/564-П, в полномочия Министерства входит осуществление на территории Ульяновской области государственного управления в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации. Полномочия по обеспечению *** у Министерства социального развития Ульяновской области отсутствуют, до конца 2024 года данные полномочия имелись у областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, которое является надлежащим ответчиком по делу. Также в жалобе отмечено, что не имелось оснований для взыскания с Министерства социального развития Ульяновской области компенсации морального вреда, доказательств тому, что несовершеннолетнему *** были причинены какие-либо физические или нравственные страдания, не представлено.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

На основании определения от 24.06.2025 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.

Поскольку судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела были нарушены нормы процессуального права, к участию в деле в качестве соответчика не было привлечено областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, решение суда подлежит отмене.

Разрешая по существу требования истца, судебная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что 26.06.2024 законный представитель несовершеннолетнего *** года рождения, – Листратова И.Н. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о постановке на учет для предоставления меры государственной поддержки в виде бесплатного обеспечения *** в количестве 4 штук в соответствии с законом Ульяновской области от 01.11.2006 № 153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в *** помощи в Ульяновской области» (л.д. 13).

26.06.2024 ОГКУСЗН Ульяновской области выдано уведомление о постановке несовершеннолетнего *** на учет для предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению *** в количестве 4 штук (л.д. 14).

18.10.2024 законному представителю *** согласно реестру от 07.08.2024 № *** выдано направление № *** для получения у индивидуального предпринимателя *** *** в количестве 4 штук (л.д. 16, 91-92).

Фактически несовершеннолетний *** был обеспечен *** в количестве 4 штук 12.12.2024 (л.д. 40).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу положений статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 01.11.2006 №153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области», утратившего силу с 01.01.2025 в связи с принятием Закона Ульяновской области от 03.10.2024 № 83-ЗО, предметом его правового регулирования являются отношения, связанные с установлением мер государственной социальной поддержки лиц, не являющихся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающихся в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона Ульяновской области от 01.11.2006 №153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области» несовершеннолетним лицам, среднедушевой доход семей которых (а в случае отсутствия у такого лица семьи либо приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения возраста 18 лет, в том числе в результате объявления полностью дееспособным (эмансипированным), и одинокого проживания, - его совокупный доход) не превышает более чем в полтора раза величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области на душу населения, не являющимся инвалидами, но по соответствующим медицинским показаниям нуждающимся в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, предоставляются следующие меры государственной социальной поддержки - бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, а также сложной ортопедической обувью.

В целях реализации Закона Ульяновской области от 01.11.2006 № 153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области» постановлением Правительства Ульяновской области от 26.01.2007 № 29 утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в  *** помощи, в Ульяновской области (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка заявление о предоставлении мер государственной социальной поддержки подается в областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, наделенное полномочиями по организации предоставления мep государственной социальной поддержки и возмещения расходов, возникших в связи с оказанием *** помощи лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимся в оказании протезно-ортопедической помощи (далее - учреждение), по месту жительства лица, имеющего право на получение указанных мер. При этом заявление о предоставлении мер государственной социальной поддержки несовершеннолетнему лицу подается его законным представителем, а заявление о предоставлении мер государственной социальной поддержки совершеннолетнему лицу - самим этим лицом либо его законным или уполномоченным представителем.

Согласно пункту 5 Порядка учреждение в десятидневный срок с даты поступления заявления рассматривает документы и в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет в целях бесплатного обеспечения *** изделием или его бесплатного ремонта или об отказе в постановке на учет.

Учреждение в соответствии с уведомлением о постановке на учет в день обращения выдает заявителям направление на обеспечение *** изделиями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, или направление на ремонт указанных изделий в выбранную заявителями организацию и (или) к индивидуальному предпринимателю, с которыми учреждением заключен соответствующий договор (пункт 6 Порядка).

Пунктом 8 Порядка установлено, что главным распорядителем средств, направляемых на реализацию мер государственной социальной поддержки, установленных Законом, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Согласно уставу ОГКУСЗН Ульяновской области данное учреждение является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории Ульяновской области реализацию единой государственной политики в сфере социальной защиты населения (пункт 1.3). Учредителем учреждения и собственником его имущества является Ульяновская область. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство социального развития Ульяновской области (пункт 1.4). Учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности. Самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (пункт 1.6). Целью деятельности учреждения является в том числе обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций по социальной защите населения; обеспечение предоставленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством (пункт 2.2). Основным видом деятельности ОГКУСЗН Ульяновской области является в том числе: предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством (пункт 2.3.1); в области предоставления гражданам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимся в *** помощи, учреждение предоставляет бесплатно в безвозмездное пользование протезно-ортопедическое изделие, указанное в статье 3 Закона Ульяновской области от 01.11.2006 №153-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в *** помощи, в Ульяновской области»; ведет учет отдельных категорий граждан, не являющихся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающихся в *** помощи, и получивших указанные меры социальной защиты; осуществляет прием таких граждан и выдачу направлений на получение протезно-ортопедических изделий (пункт 2.3.2) (л.д. 80-89).

Из материалов дела следует, что ОГКУСЗН Ульяновской области, поставив 26.06.2024 несовершеннолетнего *** на учет и включив его в реестр граждан, в ставших на учет за получением направлений на обеспечение *** *** от 07.08.2024, в нарушение пункта 6 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки отдельных категорий лиц, нуждающихся в *** помощи, в Ульяновской области, направление на обеспечение *** выдало лишь 18.10.2024 № ***, фактически указанными изделиями ребенок обеспечен лишь 12.12.2024.

При этом законный представитель несовершеннолетнего *** – Листратова И.Н. в целях защиты прав ребенка и получения вышеуказанной меры социальной поддержки после безрезультатных обращений к ответчику вынуждена была 11.11.2024 обратиться в прокуратуру Заволжского района г. Ульяновска. Фактически *** был обеспечен *** 12.12.2024.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств, надлежащим ответчиком по делу является ОГКУСЗН Ульяновской области, в полномочия которого в спорный период входила организация предоставления мер государственной социальной поддержки по оказанию *** лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимся в оказании ***.

Учитывая, что на день подачи настоящего иска в суд 12.12.2024 *** был обеспечен *** в количестве 4 штук, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить несовершеннолетнего *** не имеется.

При разрешении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда судебная коллегия исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что бездействие ОГКУСЗН Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении несовершеннолетнего *** в необходимом количестве как лица, относящегося к категории граждан, нуждающихся в предоставлении данной меры государственной социальной поддержки, существенно нарушает его личные неимущественные права, в связи с чем с чем имеются основания для взыскания с ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области в пользу *** в лице его законного представителя Листратовой И.Н. компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ОГКУСЗН Ульяновской области в пользу ***, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 разъяснено, что под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.

Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).

Учитывая приведенные обстоятельства дела, возраст *** (***), нуждаемость ребенка в ***, его несвоевременное обеспечение ***, период нарушенного права, степень нравственных и физических страданий истца, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав ребенка, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ОГКУСЗН Ульяновской области компенсации истцу морального вреда в размере 5000 руб.

В иске к Министерству социального развития Ульяновской области надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 7 февраля 2025 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области (ИНН ***) в пользу Листратовой Ирины Николаевны (паспорт *** № ***), действующей в интересах несовершеннолетнего ***, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить сложной ортопедической обувью, в иске к Министерству социального развития Ульяновской области отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 августа 2025 года